инструкционный лист "Моногибридное скрещивание.Первый закон Менделя"
рабочие листы по биологии (10 класс)

Чабан (Осадчук) Людмила Алексеевна

инструкционный лист "Моногибридное скрещивание.Первый закон Менделя" можно использовать на уроках биологии, при подготовке к ЕГЭ. Инструкционный лист  можно использовать при дистанционном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционное письмо.

 Тема урока :Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый  законы Г. Менделя.

Цель урока:

Знать: закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

Уметь: решать задачи на моногибридное скрещивание.

Алгоритм

Проверка пройденного материала.

Дать определение основным понятиям генетики .

                                                         Основные понятия генетики

Понятие

Определение

Генетика

Наследственность

Наследование

Изменчивость

Признак

Альтернативные признака

Ген

Локус

Аллель

Аллельные

Неаллельные гены

Доминантный

Рецессивный

Гомозиготный

Гетерозиготный

Генотип

Фенотип

Скрещивание

Гибридизация

Гибрид

Гибридологический метод

Вспомните   схему скрещиваня

https://avatars.mds.yandex.net/get-snippets_images/1218812/bf8051a66c0271391597d0d3b47e3d21/414x310

Р — родители;

 F — потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей,

F2 — гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1);

 × — значок скрещивания;

 G — мужская особь;

 E — женская особь;

A — доминантный ген,

а — рецессивный ген;

АА — гомозигота по доминанте,

 аа — гомозигота по рецессиву,

 Аа — гетерозигота

Алгоритм решения задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

Запишите ответ на вопрос задачи

 Оформление генетических задач

  1. Первым  принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ  х  ♂аавв;  неверная запись - ♂аавв  х  ♀ААВВ).
  2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
  3. При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ  ; неверная запись -♀ ВВаа).
  4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно.  Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма  (В) семян гороха –  доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).
  5. Под генотипом всегда пишут фенотип.
  6. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:

               верная запись                                                      неверная запись

                     ♀ АА                                                                      ♀ АА

                          А                                                                         А      А

  1. Фенотипы и типы  гамет пишутся строго под соответствующим    генотипом.
  2. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода  и полученных результатов.
  3. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.

Пример решения генетической задачи.

1.         Условия задачи: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько типов гамет образуется, у женщины, мужчины ?
  2. Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
  3. Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

       2.   Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – человек

     Исследуемый признак – длина ресниц:

     Ген А – длинные

     Ген а – короткие

     Найти: Количество образуемых гамет у матери (♀) и отца (♂);              Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; генотип F1 , фенотип F1 .

  1. Решение. Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.
  2. Запишем схему брака

Р             Аа      X              ♂  аа

Гаметы   А    а                       а

 F1           Аа;            аа

Фенотип:   длинные     короткие

  1. Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными ресницами, а другая (50%) — с короткими.
  2. Ответ: - у женщины 2 типа, у мужчины 1 тип; вероятность рождения ребенка с длинными ресницами  50%, с короткими – 50%; генотипов среди детей – 2 типа

Для закрепления  решить задачи

Проверить правильное решение можно с помощью программы ГЕНЕРАТОР QR- кодов

Скачать программу сканера штрих –кода в Play маркете.

Задача 1.

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

http://qrcoder.ru/code/?%E2%F1%E5+%E3%E8%E1%F0%E8%E4%FB+%EF%E5%F0%E2%EE%E3%EE+%EF%EE%EA%EE%EB%E5%ED%E8%FF+%E1%F3%E4%F3%F2+%F8%E0%F0%EE%E2%E8%E4%ED%FB%EC%E8.&4&0

Задача 2

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

http://qrcoder.ru/code/?%26%23190%3B+%E3%E8%E1%F0%E8%E4%EE%E2+%EF%E5%F0%E2%EE%E3%EE+%EF%EE%EA%EE%EB%E5%ED%E8%FF+%E1%F3%E4%F3%F2+%F7%E5%F0%ED%FB%EC%E8%2C%0D%0A%26%23188%3B+-+%E1%E5%EB%FB%EC%E8.&4&0

Задача 3.

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

http://qrcoder.ru/code/?%E2%F1%E5+%F0%E0%F1%F2%E5%ED%E8%FF+%E2+%EF%E5%F0%E2%EE%EC+%EF%EE%EA%EE%EB%E5%ED%E8%E8+%E1%F3%E4%F3%F2+%F1+%EA%F0%E0%F1%ED%FB%EC%E8+%EF%EB%EE%E4%E0%EC%E8.&4&0

Задача 4.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

http://qrcoder.ru/code/?%E2%F1%E5+%EA%F0%EE%EB%FC%F7%E0%F2%E0+%E1%F3%E4%F3+%F1%E5%F0%FB%EC%E8.&4&0

Подведем итог.

Почкму закон Менделя называют законом доминирования?

В чем суть первого закона Менделя?

Для   учащихся, которые сдают ОГЭ по биологии, посмотреть видеоролик по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=jzHlBjRNsXo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формулировки законов Менделя

В данной работе представлены современные формулировки генетических закооонов Менделя. Условия их выполнения. Законы сформулированы четко, учащиеся могут на уроке еще раз проработать их, определить их ...

Первый закон Менделя

презентация к уроку биологии 9 класс...

Открытый урок: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя».

Урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и 1С «Образование» 3.0Образовательный комплекс:«Основы общей биологии». Основные опо...

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...

рабочий лист Второй закон Менделя (закон расщепления).

Знать: сущность второго  закона Менделя, закона расщепления, закон чистоты гамет.Уметь: обосновывать сущность основных понятий генетики, решать генетические задачи, оформлять их....