Курсовая работа Тема: Особенности дыхания детей и подростков. Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы.
методическая разработка по биологии

Курсовая работа

Тема: Особенности дыхания детей и подростков. Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osobennosti_dyhaniya_detey_i_podrostkov.zip545.86 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: Особенности дыхания детей и подростков.

Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы.


Содержание

                                                                                                                  с.

Введение                                                                                                                  3                      

Глава I. Особенности дыхания детей и подростков.              

 Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении

 дыхательной системы                                                                                            7

1.1. Анатомия дыхательной системы                                                            7

1.2. Физиология дыхания                                                                               19

1.3. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности                               22

1.4. Влияние средств физической культуры и спорта в развитии и становлении  дыхательной системы                                                                    24

Заключение                                                                                                             33                                                                                                  

Литература                                                                                                              35                                                                                                      


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Кислород  находится  в  окружающем  нас  воздухе.

Он  может проникнуть  сквозь  кожу,  но  лишь  в  небольших количествах,  совершенно  недостаточных  для  поддержания  жизни.  Существует  легенда  об  итальянских  детях, которых для участия в религиозной  процессии  покрасили золотой  краской; история  дальше  повествует, что  все  они  умерли от  удушья,  потому  что “кожа не  могла  дышать”. На  основании  научных  данных  смерть  от  удушья  здесь  совершенно  исключена,  так  как   поглощение  кислорода  через  кожу  едва  измеримо,  а  выделение  двуокиси  углерода  составляет  менее  1% от  ее  выделение  через  легкие. Поступление  в  организм  кислорода  и  удаление  углекислого  газа  обеспечивает  дыхательная  система.  Транспорт  газов  и  других  необходимых  организму    веществ  осуществляется  с  помощью  кровеносной  системы.  Функция  дыхательной системы  сводится  лишь  к  тому,  чтобы  снабжать  кровь  достаточным  количеством  кислорода и  удалять  из  нее  углекислый  газ.

 Химическое восстановление молекулярного кислорода с образованием воды служит для млекопитающих основным источником  энергии. Без нее жизнь не может продолжаться дольше нескольких секунд.

Восстановлению кислорода сопутствует образование CO2. Кислород входящий в CO2 не происходит непосредственно из молекулярного кислорода. Использование O2  и образование CO2  связаны  между собой промежуточными метаболическими реакциями; теоретически каждая из них длятся некоторое время.

Обмен  O2  и CO2  между организмом и средой называется дыханием. У высших животных процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов.  

1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как "легочную вентиляцию".

2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью  (легочное дыхание).

3. Обмен газов между кровью и тканями.  Наконец, газы переходят внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).  Выпадение любого из этих четырех процессов приводят к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание.

Дыхание — это единый процесс, состоящий из трех неразрывных звеньев: внешнего дыхания, то есть газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; внутреннего (тканевого) дыхания, то есть газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма.

Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода усвоено из воздуха, перешло в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки, что и выполняют три указанные выше системы. Все они тесно связаны между собой и обладают взаимной компенсацией. Так, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостатке кислорода в атмосферном воздухе (например, в среднегорье) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях легких наступает тахикардия.

Система внешнего дыхания состоит из верхних дыхательных путей, бронхов, легких, грудной клетки и дыхательных (межреберных, диафрагмы и др.) мышц.

Уровень функции внешнего дыхания определяется потребностью тканей в кислороде в данный момент. У здоровых людей из каждого литра провентилированного воздуха поглощается примерно 40 мл кислорода (так называемый коэффициент использования кислорода). В атмосферном воздухе содержится 20,93% кислорода, 0,02-0,03% углекислого газа.

При заболеваниях легких нарушается функция внешнего дыхания:

- расстраивается механика дыхания, что связано с потерей эластичности легочной ткани, изменяется ритмичность фаз дыхания, уменьшается подвижность грудной клетки;

- снижается диффузная способность легких, что приводит к нарушению нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом;

- затрудняется бронхиальная проходимость в результате бронхоспазма, утолщения стенок бронхов, повышенной секреции и механической закупорки бронхов при большом количестве мокроты.

Известно, что нарушение дыхательной функции при заболеваниях органов дыхания чаще всего связано с изменениями механизма дыхательного акта (нарушение правильного сочетания фаз вдоха и выдоха, появление поверхностного и учащенного дыхания, дискоординации дыхательных движений). Эти изменения нередко приводят к нарушению легочной вентиляции процесса, обеспечивающего газообмен между наружным и альвеолярным воздухом и поддерживающего в последнем определенное парциальное давление 02 и С02. Постоянное и определенное парциальное давление 02 и С02 в альвеолярном воздухе необходимо для диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь легочных капилляров. Эти процессы осуществляют основную задачу внешнего дыхания — поддержание нормального напряжения кислорода и углекислоты в артериальной крови. При патологии в легких одно из звеньев, обеспечивающих функцию внешнего дыхания, начинает функционировать вне нормы, в результате чего возникает дыхательная недостаточность.

Нарушение газообмена при заболеваниях легких может быть результатом уменьшения их дыхательной поверхности за счет сдавление части легкого плевральным экссудатом вследствие воспалительных процессов, наличия инфильтрата, нарушения бронхиальной проходимости, застойных явлений в малом круге кровообращения. Нарушению легочной вентиляции способствуют также плохое отхождение мокроты, уменьшение экскурсии диафрагмы и грудной клетки, снижение сократительной способности дыхательной мускулатуры, общая малая физическая активность больного (гиподинамия) и другие факторы.

При применении физических упражнений некоторой компенсации дыхательной недостаточности можно достичь за счет улучшения локальной вентиляции легких (функционирование легочных капилляров), вследствие чего создаются условия для усиления газообмена.

В состоянии покоя человек использует лишь 20-25% дыхательной поверхности легких, остальные 75-80% включаются только в случае интенсивных физических нагрузок.

Функциональное единство всех звеньев системы дыхания, обеспечивающих доставку тканям кислорода, достигается за счет тонкой нейрогуморальной и рефлекторной регуляции. [4, 75]

Установлена роль дыхательной мускулатуры в активизации Дыхания во время физической работы.

Цель работы: Особенности дыхания детей и подростков, значение роли физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы.

Рабочая гипотеза: Предполагается, что физическая культура и спорт играет огромное значение в развитии и становлении дыхательной системы.

Задачи:

1. Характеристика анатомии дыхательной системы.

2. Раскрыть общее понятие физиологии дыхания.

3. Характеристика регуляция дыхания и ее возрастные особенности

Глава I. Особенности дыхания детей и подростков. Роль физической культуры и спорта в развитии и становлении дыхательной системы

1.1. Анатомия дыхательной системы

Дыхательная  система   человека  состоит  из  тканей  и  органов,  обеспечивающих  легочную вентиляцию  и  легочное  дыхание.  К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Воздухоносные пути

Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, в которых он нагревается, увлажняется и фильтруется.  В полости носа заключены также обонятельные  рецепторы.

   

Рис. 1. Воздухоносные пути

Наружная  часть  носа  образована  треугольным  костно-хрящевым остовом, который покрыт кожей; два овальных  отверстия на нижней поверхности ноздри открываются каждое в клиновидную полость носа. Эти полости разделены перегородкой. Три легких губчатых завитка (раковины) выдаются из боковых стенок ноздрей, частично разделяя полости на четыре  незамкнутых прохода (носовые ходы). Полость носа выстлана  богато васкуляризованной слизистой оболочкой. Многочисленные жесткие волоски,  а также снабженные  ресничками эпителиальные и бокаловидные клетки служат для  очистки вдыхаемого воздуха от твердых частиц. В верхней части полости  лежат  обонятельные  клетки.  

Гортань  лежит  между  трахеей  и  корнем  языка.  Полость  гортани  разделена  двумя  складками  слизистой  оболочки,  не  полностью  сходящимися  по  средней  линии.  Пространство  между  этими складками - голосовая  щель  защищено  пластинкой  волокнистого  хряща  -  надгортанником  (рис. 2).  

По краям голосовой щели в слизистой оболочке лежат фиброзные эластичные связки, которые называются нижними, или истинными, голосовыми складками (связками). Над ними находятся ложные голосовые складки,  которые защищают истинные  голосовые складки и сохраняют их влажными; они помогают также задерживать дыхание, а при глотании препятствуют попаданию пищи  в гортань (рис. 1).

Специализированные мышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки. Эти мышцы играют важную роль при фонации, а также препятствуют попаданию каких-либо частиц в дыхательные пути.

Трахея начинается у нижнего конца гортани (рис. 3)  и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом. У большинства млекопитающих хрящи образуют неполные кольца. Части, примыкающие  к пищеводу,  замещены  фиброзной связкой. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие трубки (бронхиолы), самые мелкие из которых конечные бронхиолы  являются  последним  элементом  воздухоносных путей. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием.

     

Рис.  2. Полость  гортани  

 

           

Рис. 3. Трахея

Легкие

В целом легкие имеют вид губчатых, пористых конусовидных образований, лежащих в обеих половинах грудной полости.

Наименьший структурный элемент легкого - долька (рис.4 .) состоит из конечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуют углубления-альвеолы.  Такая  структура  легких  увеличивает  их  дыхательную  поверхность, которая  в  50-100  раз  превышает  поверхность  тела.    Относительная  величина  поверхности,  через  которую  в  легких  происходит  газообмен,  больше  у  животных  с  высокой  активностью  и  подвижностью. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток и окружены легочными  капиллярами.  Внутренняя  поверхность альвеолы покрыта поверхностно-активным  веществом  сурфактантом.  Как полагают, сурфактант является продуктом секреции гранулярных клеток.  Отдельная альвеола, тесно соприкасающаяся с  соседними  структурами,  имеет форму неправильного многогранника и приблизительные размеры до 250 мкм. Принято считать, что общая поверхность альвеол,  через которую осуществляется газообмен, экспоненциально  зависит от веса тела. С возрастом отмечается уменьшение площади поверхности альвеол.

 

     

Рис. 4. Долька

                                        

Плевра

Каждое легкое окружено мешком  - плеврой (рис.5). Наружный  (париетальный) листок плевры примыкает к внутренней поверхности грудной стенки и диафрагме, внутренний (висцеральный) покрывает легкое. Щель между листками называется плевральной полостью. При движении грудной клетки внутренний листок обычно легко скользит по наружному. Давление в плевральной полости всегда меньше атмосферного (отрицательное). В условиях покоя внутриплевральное давление у человека в среднем на 4,5 тор ниже атмосферного (-4,5 торр). Межплевральное пространство между легкими называется средостением; в нем находятся трахея,  зобная железа (тимус) и сердце с большими сосудами, лимфатические узлы и пищевод.

                       

Рис. 5. Плевра

Кровеносные сосуды легких

Легочная артерия несет кровь от правого желудочка сердца, она делится на правую и левую ветви, которые направляются к легким. Эти артерии ветвятся, следуя за бронхами, снабжают крупные структуры легкого и образуют капилляры, оплетающие стенки альвеол (рис. 4).

Воздух в альвеоле отделен от крови в капилляре:

1) стенкой  альвеолы,

2) стенкой капилляра и в некоторых случаях

3) промежуточным слоем между ними.

Из капилляров кровь поступает в мелкие вены, которые в конце концов соединяются и образуют легочные вены, доставляющие кровь в левое предсердие.

Бронхиальные артерии большого круга тоже приносят кровь к легким, а именно снабжают бронхи и бронхиолы, лимфатические  узлы, стенки кровеносных сосудов и плевру. Большая часть  этой крови оттекает в бронхиальные вены, а оттуда в непарную (справа) и в полу непарную (слева). Очень небольшое количество  артериальной бронхиальной крови поступает в легочные вены. [12, 8]

Дыхательные мышцы

Дыхательные мышцы - это те мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной клетки. Мышцы, направляющиеся от головы, шеи, рук и некоторых верхних грудных и нижних шейных позвонков, а также наружные межреберные мышцы, соединяющие ребро с ребром, приподнимают ребра и увеличивают  объем  грудной  клетки.  Диафрагма мышечно-сухожильная  пластина, прикрепленная к позвонкам, ребрам и грудине, отделяет грудную полость от брюшной. Это главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. При усиленном вдохе сокращаются дополнительные группы мышц. При усиленном выдохе действуют  мышцы,  прикрепленные  между ребрами (внутренние межреберные мышцы),  к ребрам и нижним грудным и верхним поясничным позвонкам, а также мышцы брюшной полости; они опускают ребра и прижимают брюшные органы к расслабившейся диафрагме, уменьшая, таким образом, емкость грудной клетки.

Легочная вентиляция

Пока внутриплевральное давление остается ниже атмосферного, размеры легких точно следуют за размерами грудной полости. Движения легких совершаются в результате сокращения  дыхательных мышц в сочетании с движением частей грудной  стенки и диафрагмы.

Дыхательные движения

Расслабление всех связанных с дыханием мышц придает грудной клетке положение пассивного выдоха. Соответствующая мышечная активность может перевести это положение во вдох или же усилить выдох.

Вдох создается расширением грудной полости и всегда является активным процессом. Благодаря своему сочленению с позвонками ребра движутся вверх и наружу, увеличивая расстояние от позвоночника до грудины, а также боковые размеры  грудной полости (реберный или грудной тип дыхания). (Рис.5.1).

 Сокращение диафрагмы меняет ее форму из куполообразной в более плоскую, что увеличивает размеры грудной полости в продольном направлении (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Обычно главную роль во вдохе играет диафрагмальное дыхание. Поскольку люди-существа двуногие, при каждом движении  ребер и грудины меняется центр тяжести тела и возникает необходимость приспособить к этому разные мышцы.

 

 

(Схематическое  изображение  грудной  клетки, какие  движения  совершаются  при  дыхании.)

Рис. 5.1 (Изменение  положение  передней  стенки тела   при  дыхании)

При спокойном дыхании у человека обычно достаточно эластических свойств и веса переместившихся тканей, чтобы вернуть их в положение, предшествующее вдоху. Таким образом, выдох в покое происходит  пассивно  вследствие  постепенного снижения активности мышц, создающих  условие  для  вдоха. Активный выдох может возникнуть вследствие сокращения внутренних  межреберных мышц в дополнение к другим мышечным группам, которые опускают ребра, уменьшают поперечные размеры грудной полости и расстояние между грудиной и позвоночником. Активный выдох может также произойти вследствие сокращения брюшных мышц, которое прижимает внутренности к расслабленной диафрагме  и  уменьшает  продольный  размер грудной полости.

Расширение легкого снижает (на время) общее внутри легочное (альвеолярное) давление. Оно равно атмосферному, когда  воздух не движется, а голосовая щель открыта. Оно ниже атмосферного, пока легкие не наполнятся при вдохе, и выше атмосферного при выдохе. Внутри плевральное давление тоже меняется на протяжении дыхательного движения; но оно всегда ниже атмосферного (т. е. всегда отрицательное).

Изменения объема легких

У человека легкие  занимают  около  6%  объема  тела   независимо  от  его  веса.  Объем легкого меняется при вдохе не всюду одинаково. Для  этого имеются три главные причины, во-первых, грудная полость  увеличивается неравномерно во всех направлениях, во-вторых, не асе части легкого одинаково растяжимы. В-третьих, предполагается существование гравитационного эффекта, который способствует смещению легкого книзу.

  Объем воздуха, вдыхаемый при обычном (не усиленном) вдохе и выдыхаемой при обычном (не усиленном) выдохе, называется  дыхательным воздухом. Объем максимального выдоха после  предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью. Она не равна всему объему воздуха в легком (общему объему легкого), поскольку легкие полностью не спадаются. Объем воздуха, который остается в наспавшихся легких, называется остаточным воздухом. Имеется дополнительный объем,  который можно вдохнуть при максимальном усилии после нормального вдоха. А тот воздух, который выдыхается максимальным усилием после нормального выдоха, это резервный объем  выдоха. Функциональная остаточная емкость состоит из резервного объема выдоха и остаточного объема. Это тот находящийся в легких воздух, в котором разбавляется нормальный дыхательный воздух (рис.6).

Вследствие этого состав газа в легких после одного дыхательного движения обычно резко не меняется. [1, 33]

Рис. 6.  Распределение  объема  и  емкости,  легких  у  взрослых.

Минутный объем V-это воздух, вдыхаемый за одну минуту. Его можно вычислить, умножив средний  дыхательный объем (Vt) на число дыханий в минуту (f), или V=fVt. Часть Vt, например, воздух в трахее и бронхах до конечных бронхиол и в некоторых  альвеолах, не участвует в газообмене, так как  не  приходит  в  соприкосновение  с  активным  легочным кроватоком  -  это  так  называемое  “мертвое” пространство (Vd).  Часть  Vt,  которая  участвует  в  газообмене  с легочной  кровью,  называется  альвеолярным  объемом (VA).

С физиологической  точки  зрения  альвеолярная   вентиляция  (VA) - наиболее существенная  часть  наружного дыхания   VA=f(Vt-Vd),  так   как  она  является  тем  объемом  вдыхаемого  за  минуту  воздуха,  который  обменивается  газами  с  кровью  легочных  капилляров.

Легочное  дыхание

Газ является таким состоянием вещества, при котором оно равномерно распределяется по ограниченному объему. В газовой фазе взаимодействие молекул между собой незначительно.

Когда они сталкиваются со стенками замкнутого пространства, их движение создает определенную силу; эта сила, приложенная к единице площади, называется давлением газа и выражается в миллиметрах ртутного столба, или торрах; давление газа пропорционально числу молекул и их средней скорости. При комнатной температуре давление какого-либо вида молекул; например, O2 или N2, не зависит от присутствия молекул другого газа. Общее измеряемое давление газа равно сумме давлений отдельных видов молекул (так называемых парциальных давлений) или РB=РN2+Ро2+Рн2o+РB, где РB - барометрическое давление. Долю (F) данного газа (x) в сухой газовой смеси мощно вычислить по следующему уравнению:

Fx=Px/PB-PH2O

И наоборот, парциальное давление давнего газа (x) можно вычислить из его доли: Рx-Fx(РB-Рн2o). Сухой атмосферный воздух содержит 2О,94% O2*Рo2=20,94/100*760 торр  (на  уровне моря) =159,1 торр.

   Газообмен в легких между альвеолами и кровью происходит путем диффузии. Диффузия возникает в силу постоянного движения молекул газа к обеспечивает перенос молекул из области более высокой их концентрации в область, где их концентрация ниже. [8, 92]

Газовые законы

На величину диффузии газов между альвеолами и кровью влияют некоторые чисто физические факторы.

1. Плотность газов. Здесь действует закон Грэма. Он гласит, что в газовой фазе при прочих равных условиях относительная скорость диффузии двух газов обратно пропорциональна квадратному корню из их плотности.

2. Растворимость газов в жидкой среде. Здесь действует закон Генри: согласно этому закону, масса газа, растворенного в данном объеме жидкости при постоянной температуре, пропорциональна растворимости газа в этой жидкости  и парциальному давлению газа, находящегося в равновесии с жидкостью.

3. Температура. С повышением температуры растет средняя скорость движения молекул (повышается давление) и падает растворимость газа в жидкости при данной температуре.

4. Градиент давления. К газам в дыхательной системе приложим закон Фика.

Коэффициенты диффузии

        Исходя из растворимости и величины молекул, коэффициент диффузии для СО2 приблизительно в 2,7 раза больше; чем для О2. Поскольку эта величина постоянная и температура в легких обычно тоще остается постоянной, то только парциальные давления этих газов определяют направление газообмена между легкими и альвеолами.

При рассмотрении физиологических аспектов газообмена в легких следует учитывать:

1) легочное кровообращение в альвеолах;  

2)  доступную  для диффузии поверхность;

3) характеристики альвеолярной и капиллярной тканей;

4) расстояние, на которое происходит диффузия.

   Определить диффузионную способность легких, обозначаемую как коэффициент переноса (ТLx, или DLx  некоторых  исследователей), можно, измерив количество газа (x), переносимое каждую минуту на каждый торр разницы парциального давления  в  альвеолах  (РAx)  и  капиллярах  (Pсар),  или:  Тx=Vx/PAx-Pсар; ТLx варьирует в зависимости от изучаемого газа и его места в легком. ТLx кислорода во всем легком человека в состоянии покоя колеблется от 19 до 31 мл/мин на 1 торр. При легкой физической работе оно возрастает до 43 мл/мин.

Соотношение между вентиляцией и перфузией

Эффективность легочного дыхания варьирует в разных частях легкого. Эта вариабельность в значительной мере объясняется представлением о соотношении между вентиляцией и перфузией (VA/Q). Указанное соотношение  определяется  числом  вентилируемых альвеол, которые соприкасаются с хорошо перфузируемыми капиллярами. При спокойном дыхании у человека верхние отделы легкого расправляются полнее, чем нижние отделы, но при вертикальном положении нижние отделы перфузируются  кровью  лучше,  чем  верхние.  По мере увеличения дыхательного объема нижние части легкого используются все больше и все лучше перфузируются. Соотношение V/Q в нижней части легкого стремится к единице.

Транспорт дыхательных газов

Около О,3% О2, содержащегося в артериальной крови большого круга при нормальном Ро2, растворено в плазме. Все остальное количество находится в непрочном химическом соединении с гемоглобином (НЬ) эритроцитов. Гемоглобин представляет собой белок с присоединенной к нему железосодержащей группой. Fе + каждой молекулы гемоглобина соединяется непрочно и обратимо с одной молекулой О2. Полностью насыщенный кислородом гемоглобин содержит 1,39 мл. О2 на 1 г Нb (в некоторых источниках указывается 1,34 мл), если Fе + окислен до Fе +, то такое соединение утрачивает способность переносить О2.

Полностью насыщенный кислородом гемоглобин (НbО2) обладает более сильными кислотными свойствами, чем восстановленный гемоглобин (Нb). В результате в растворе, имеющем рН 7,25, освобождение 1мМ О2 из НbО2 делает возможным усвоение. О,7 мМ Н+ без изменения рН; таким образом, выделение О2 оказывает буферное действие.

Соотношение между числом свободных молекул О2 и числом  молекул, связанных с гемоглобином (НbО2), НbО2 может быть представлен в одной из двух форм: или как доля соединенного с кислородом гемоглобина (% НbО2), или как объем О2 на 100 мл крови во взятой пробе (объемные проценты). В обоих случаях форма кривой диссоциации кислорода остается одной и той же.

Насыщение  тканей  кислородом

Транспорт  O2  из  крови  в  те  участки  ткани,  где  он  используется,  происходит  путем  простой  диффузии.  Поскольку  кислород  используется  главным  образом  в  митохондриях,  расстояния,  на  которые  происходит  диффузия в тканях,  представляются  большими  по  сравнению  с  обменом  в  легких.  В  мышечной  ткани  присутствие  миоглобина,  как  полагают,  облегчает  диффузию  O2.  Для  вычисления  тканевого  Po2  созданы  теоретически  модели,  которые  предусматривают  факторы,  влияющие на поступление  и  потребление  O2,  а  именно  расстояние  между  капиллярами,  кроваток  в  капиллярах  и  тканевой  метаболизм.  [2, 45]

1.2. Физиология дыхания

У новорожденных верхние дыхательные пути развиты плохо. Носовые хода узкие покрыты слизистой оболочкой легкое содержит большее количество капиллярных клубочков, очень нежная поэтому при незначительных колебаниях температуры носовые хода разбухают выделяется слизистый секрет – сопли, сопли засыхают и полностью блокируют дыхания. Сопли, козявки особенно затрудняют питание ребенка, появляется отдышка, и резко возрастают риски ненормального формирования. Придаточные пазухи развиты плохо, лобная пазуха окончательно не сформирована и начинает выполнять функцию в санации воздуха только к двум годам, окончательно к пятнадцати годам. На протяжении детского возраста надо следить за евстахиевой трубой.  

В семь – тринадцать лет в этот период слизиста и под слизиста богато сосудами, клубочками, что усложняет процессы носового дыхания, повышает риск болезней. Дети, дышащие через рот отстают в умственном развитии. Эффективность дыхания компенсирует недостатки тканевого дыхания ребенка  

У детей с первого года жизни наблюдается видоизменность дыхания, что связано с несовершенством периферической и нервной системами. Частота дыхательных центров возрастает в ответ на психические и физические раздражители.

Частота дыхательных движений.

Новорожденный 60-40

0-3 месяцев жизни – 45-40

7- 12 месяцев – 35-30

2-3 года – 30 25

5-6 лет 25-17

10-12 лет – 20-17

14-15 лет 18-20

Вентиляция легких. Внешнее звено системы дыхания детей раннего возраста существенно отличается от такового у взрослых Гортань у детей относительно уже, чем у взрослых. Бронхи узкие и длинные, имеют относительно мало разветвлений. От рождения ребенка до 5 лет происходит усиленный рост легких, отдельных его элементов и, естественно, показателей вентиляции.

Показатели вентиляции легких у мальчиков (у девочек они на 10% ниже)

Тип дыхания ребенка первых лет жизни преимущественно брюшной (диафрагмальный). Грудной тип дыхания затруднен, так как ребра вследствие слабой эластической тяги занимают почти горизонтальное положение. У новорожденного эластическая тяга легких на выдохе отсутствует, так как они не растянуты, поэтому отрицательного давления в плевральной щели не наблюдает. С 3—7 лет в связи с развитием мышц плечевого пояса и увеличением эластической тяги легких ребра опускаются вниз, грудной тип дыхания начинает преобладать над брюшным. Половые различия типа дыхания начинают выявляться с 7-8-летнего возраста и полностью формируются к 14-17 годам: у девушек формируется грудной, а у юношей - брюшной тип дыхания.

Транспорт кислорода. В грудном возрасте по мере замены (в первые 4-5 месяцев) его содержание в крови начинает увеличиваться, к концу первого года жизни оно равно 120 г/л; затем в течение первых лет жизни достигает нормы взрослого (140-150 г/л). Постепенно возрастает содержание и О, в крови - в возрасте 5 лет оно равно уже 16 мл/100 мл крови (у взрослых - до 20 мл/100 мл крови). Но ткани ребенка получают 02 в достаточном количестве, так как у детей больше скорость кровотока, существенную роль играют анаэробные процессы. Однако в период полового созревания организм подростка менее устойчив к кислородному голоданию, чем организм взрослого человека, что, по-видимому, объясняется гормональной перестройкой.

Транспорт углекислого газа у новорожденного осуществляется в основном в виде физически растворенного и связанного с гемоглобином С02, так как активность карбоангидразы еще низкая и составляет примерно 10-30% активности карбоангидразы взрослых. Поэтому участие бикарбонатов в выделении С02 незначительно. Уровень активности карбоангидразы, характерной для взрослых, у детей устанавливается к концу первого года жизни.

Регуляция дыхания. Возбудимость дыхательного центра низкая, она постепенно повышается и к школьному возрасту становится такой же, как у взрослых. На 2-м году жизни с развитием речи начинает формироваться произвольная регуляция частоты и глубины дыхания, а к 4-6 годам дети могут по собственному желанию или по инструкции старших произвольно изменять частоту и глубину дыхания и задерживать дыхание.

Дыхательная система детей заканчивает свое созревание и достигает по всем показателям уровня взрослого человека к 18-20 годам. [28, 2]

1.3. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности

Регуляция дыхания осуществляется центральной нервной системой, специальные области которой обусловливают автоматическое дыхание – чередование вдоха и выдоха и произвольное дыхание, обеспечивающее приспособительные изменения  в  системе органов дыхания,  соответствующие   конкретной внешней ситуации и осуществляемой деятельности.  Группа  нервных клеток, ответственная за осуществление дыхательного цикла,
и        называется дыхательным центром. Дыхательный центр  расположен в продолговатом мозге, его разрушение приводит к остановке дыхания.

Дыхательный центр находится в состоянии постоянной активности: в нем ритмически возникают импульсы возбуждения.

Эти импульсы возникают автоматически. Даже после полного выключения центростремительных путей, идущих к дыхательному центру, в нем можно зарегистрировать ритмическую активность. Автоматизм дыхательного центра связывают с процессом обмена веществ в нем. Ритмические импульсы передаются из дыхательного центра  по центробежным  нейронам  к  межреберным  мышцам  и диафрагме,  обеспечивая   последовательное   чередование  вдоха   и выдоха.

Деятельность дыхательного центра регулируется рефлекторно,
импульсацией, поступающей из различных рецепторов, и гуморально изменяясь в зависимости от химического состава крови.

Рефлекторная регуляция.

 К рецепторам, возбуждение которых по центростремительным путям поступает в дыхательный центр, относятся хеморецепторы, расположенные в крупных сосудах (артериях) и реагирующие на снижение напряжения в крови кислорода и увеличение концентрации двуокиси углерода, и механорецепторы легких  и дыхательных  мышц.  На   регуляцию  дыхания оказывают влияние также рецепторы  воздухоносных  путей.   Рецепторы   легких   и   дыхательных   мышц имеют особое значение в чередовании вдоха и выдоха, от них в большей степени зависит соотношение   этих фаз   дыхательного   цикла,   их   глубина  и частота.

При вдохе, когда легкие растягиваются, раздражаются рецепторы в их стенках. Импульсы от рецепторов легких по центростремительным волокнам блуждающего нерва достигают дыхательного центра, тормозят центр вдоха и возбуждают центр выдоха. В результате дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается, диафрагма принимает вид купола, объем грудной клетки уменьшается и происходит выдох. Выдох, в свою очередь, рефлекторно стимулирует вдох.

В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга, обеспечивающая тончайшее приспособление дыхания к потребностям организма в связи с изменениями условий внешней среды и жизнедеятельности организма. Человек может произвольно, по своему желанию на время задержать дыхание, изменить ритм и глубину дыхательных движений. Влияниями коры головного мозга объясняются предстартовые изменения дыхания у спортсменов — значительное углубление и учащение дыхания перед началом соревнования. Возможна выработка условных дыхательных рефлексе. Если к вдыхаемому воздуху добавить 5—7% углекислого газа, который в такой концентрации учащает дыхание, и сопровождать вдох стуком метронома или звонком, то через несколько сочетаний один только звонок или стук метронома вызовет учащение дыхания.

Гуморальные влияния на дыхательный центр.

 Большое влияние на состояние дыхательного центра оказывает химический состав крови, в частности ее газовый состав. Накопление углекислого газа в крови вызывает раздражение рецепторов в кровеносных сосудах, несущих кровь к голове, и рефлекторно возбуждает дыхательный центр. Подобным образом действуют и другие кислые продукты, поступающие в кровь, например молочная кислота, содержание которой в крови увеличивается во время мышечной работы. [17, 29]

1.4. Влияние средств физической культуры и спорта в развитии и становлении  дыхательной системы

К моменту рождения ребенка его дыхательный центр способен обеспечивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла (вдох и выдох), но не так совершенно, как у детей старшего возраста. Это связано с тем, что к моменту рождения функциональное формирование дыхательного центра еще не закончилось. Об этом свидетельствует большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания у детей раннего возраста. Возбудимость дыхательного центра у новорожденных и грудных детей низкая. Дети первых лет жизни отличаются более высокой устойчивостью к недостатку кислорода (гипоксии), чем дети более старшего возраста.

Формирование функциональной деятельности дыхательного центра происходит с возрастом. К 11 годам уже хорошо выражена возможность приспособления дыхания к различным условиям жизнедеятельности.

Чувствительность дыхательного центра к содержанию углекислого газа повышается с возрастом и в Школьном возрасте достигает примерно уровня взрослых. Следует отметить, что в период полового созревания происходят временные нарушения регуляции дыхания, и организм подростков отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода, чем организм взрослого человека. Увеличивающаяся по мере роста и развития организма потребность в кислороде обеспечивается совершенствованием регуляции дыхательного аппарата, приводящей к возрастающей экономизации его деятельности. По мере созревания коры больших полушарий совершенствуется возможность произвольно изменять дыхание — подавлять дыхательные движения или производить максимальную вентиляцию легких.

У взрослого человека во время мышечной работы увеличивается легочная вентиляция в связи с учащением и углублением дыхания. Такие виды деятельности, как бег, плавание, бег на коньках и лыжах,  езда  на  велосипеде,  резко  повышают  объем  легочной вентиляции.  У тренированных людей усиление легочного газообмена идет главным образом за счет увеличения глубины дыхания.

Дети же в силу особенностей их аппарата дыхания не могут
при физических нагрузках значительно изменить глубину дыхания,
а учащают дыхание. И без того частое и поверхностное дыхание
у детей при физических нагрузках становится еще более частым
и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности
вентиляции легких, особенно у маленьких детей.

Организм подростка, в отличие от взрослого, быстрее достигает максимального уровня потребления  кислорода,  но и  быстрее прекращает работу из-за неспособности долго поддерживать употребление кислорода на высоком уровне.

Произвольные изменения дыхания  играют важную  роль при
выполнении ряда дыхательных упражнений и помогают правильно сочетать определенные движения с фазой дыхания (вдохом и выдохом).

Одним из важных факторов в обеспечении оптимального функционирования дыхательной системы при различного вида нагрузках является регуляция соотношения вдоха и выдоха. Наиболее эффективным и облегчающим физическую и умственную деятельность является дыхательный цикл, в котором выдох длиннее вдоха.

Научить детей правильно дышать при ходьбе, беге и других видах деятельности — одна   из  задач  учителя.  Одно  из  условий правильного дыхания — это  забота  о  развитии  грудной  клетки. Для этого важно правильное положение тела, особенно во время сидения за партой, дыхательная гимнастика и другие физические упражнения, развивающие мускулатуру, приводящую в движение грудную клетку. Особенно полезны в этом отношении такие виды спорта,  как  плавание,  гребля,   катание  на   коньках,   ходьба   на лыжах.

Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно. Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая прямую осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое дыхание. При согнутом положении туловища в организм поступает меньшее количество воздуха.

Правильное положение тела детей в процессе различных видов деятельности содействует расширению грудной клетки, облегчает глубокое дыхание. Наоборот, при согнутом положении туловища создаются обратные условия, нарушается нормальная деятельность легких, ими поглощается меньшее количество воздуха, а вместе с этим и кислорода.

Воспитанию у детей и подростков правильного дыхания через нос в состоянии относительного покоя, во время трудовой деятельности и выполнения физических упражнений уделяется большое внимание в процессе физического воспитания. Дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах особенно содействуют совершенствованию дыхания.

Дыхательная гимнастика имеет и большое оздоровительное значение. При спокойном и глубоком вдохе понижается внутри-рудное давление, так как опускается вниз диафрагма. Возрастает приток венозной крови к правому предсердию, что облегчает работу сердца. Опускающаяся при вдохе диафрагма массирует печень и верхние органы брюшной полости, помогает удалению из них продуктов обмена веществ, а из печени — венозной застойной крови и желчи.

Во время глубокого выдоха диафрагма поднимается, что увеличивает отток венозной крови из нижних конечностей, области таза и живота. В результате облегчается кровообращение. Одновременно при глубоком выдохе происходит легкий массаж сердца и улучшение его кровоснабжения.

В дыхательной гимнастике три основные разновидности дыхания, называемые в соответствии с формой выполнения — грудным, брюшным и полным дыханием. Наиболее полноценным для здоровья считается полное дыхание. Существуют разнообразные комплексы дыхательной гимнастики. Эти комплексы рекомендуется выполнять до 3 раз в день, спустя не менее часа после еды.

Среди разнообразных средств физической культуры существуют применяемые как в домашних, амбулаторных и санаторно-курортных условиях, так и в оздоровительных секциях (группах здоровья).

Физические упражнения действуют тонизирующее, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус нужных систем и органов.

Гимнастика

Особенностью гимнастических упражнений является их естественно-биологическое содержание, так как в профилактических целях используется одна из основных функций, присущая всякому животу организму, - функция движения. Она представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

Она включает в себя комплекс физических упражнений с предметами (гимнастическая палка, гантели, эспандеры, набивные мячи, эластичные резиновые бинты и др.) и без предметов. При этом различают пассивные, активные и смешанные формы упражнений.

Особенностями утренней гигиенической гимнастики (УГГ) прежде всего являются: многообразие основных упражнений, их вариантов и комбинаций, включая левый и правый способы выполнения; связанные с этим многообразием широкие возможности для целенаправленного развития функциональных, координационных и технических способностей занимающихся.

УГГ вызывает повышение деятельности кардиореспираторной и эндокринной систем, ускоряет процессы метаболизма в тканях, ликвидирует застойные явления. После выполнения комплекса УГГ легочная вентиляция, ЧСС, поглощение кислорода увеличиваются.

Производственная гимнастика (ПГ)

Существуют производственная гимнастика и гимнастика после урока (уроков) у школьников. В комплекс включается несколько упражнений (3-5) продолжительностью 3-7 мин 1-2 раза за смену (особенно необходима эта гимнастика на часовом заводе, швейной фабрике, в компьютерном зале, офисе, т. е, там, где имеет место сидячая, монотонная работа, с включением в работу в основном мелких мышц рук, а также в школах - особенно для школьников 1-4 кл.).

Цель гимнастики - активный отдых. В комплекс должны входить упражнения на большие мышечные группы и группы мышц, несущих статическую нагрузку, а также упражнения на растягивание соединительнотканных образований, диафрагмальное дыхание; исходное положение должно быть вертикальным при сидячей работе и сидя и лежа - при работе стоя. Кроме того, целесообразно включение упражнений на расслабление (релаксацию) мышц, непосредственно выполняющих трудовые действия.

В основе активного отдыха лежит феномен, установленный И. М. Сеченовым, - деятельность одних мышечных групп (конечностей) способствует устранению утомления в других мышечных группах при их работе.

Гимнастика в воде

Плавание в ластах, с лопаточками и гимнастика в воде - это сочетание физических упражнений и температурного воздействия воды с лечебной и профилактической целью. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует гемодинамику.

Плавание и выполнение физических упражнений, игры в воде оказывают общее воздействие на организм, способствуют улучшению подвижности в суставах (при травмах, контрактурах, каксартрозе и др.), повышению тренированности мускулатуры, снятию болевого синдрома, а также действуют как закаливающий фактор при температуре воды 26-28,5°С и вызывают релаксацию мышц при ее повышении (свыше 38°С).

Гидрокинезотерапия показана при варикозной болезни вен, остеохондрозе, ожирении, колитах, холецистите, сахарном диабете, вегетососудистой дистонии и других заболеваниях.

Занятия в воде проводятся 3-4 разе в неделю по 15-45 мин Постепенно увеличиваются нагрузка, повторяемость выполнения упражнений, их количество и т. п.

Занятия на тренажерах

В последние годы в профилактическую, оздоровительную физкультуру (и в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему и пр. Особая ценность тренажеров состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движений. Тренажеры можно разместить дома, в школе, в рабочем кабинете и т. п. Они предназначены для развития силы, выносливости мышц, разработки суставов и для ликвидации последствий гиподинамии, т. е. мышечного голода.

Применяемые на тренажерах упражнения воздействуют на определенные (отдельные) группы мышц и суставы. Кроме того, выполнение таких упражнений требует определенного исходного положения. Занятия на тренажерах (и облегченных аппаратах, различных блоках и т. п.) способствуют развитию основных движений в суставах и укреплению мускулатуры. Правильно организованные занятия на тренажерах не должны вызывать болевых ощущений.

Спортивные игры

Спортивные игры хорошо развивают двигательную активность, однако они не могут конкурировать с лыжным спортом, плаванием, греблей и др.

Игровые виды спорта, особенно баскетбол, теннис, ручной мяч, можно отнести к типу импульсивно-скоростной тренировки. Они незначительно повышают функциональное состояние.

Теннис

Теннис - это игра с ответными ударами, в которую можно играть на открытом воздухе и в помещении. Для тенниса характерно многообразие движений - бег, прыжки, повороты, вращения, сгибания, выпрямления, взмахи, удары и пр. Теннис - это высокоподвижная игра с известными физиологическими показателями естественной интервальной нагрузки.

Очень важно, что теннисом могут заниматься представители обоих полов до самого преклонного возраста.

Бадминтон

В бадминтон можно играть везде, он доступен людям любого возраста. Для этой игры не нужны специальная подготовка и специальные знания. Занятия бадминтоном способствуют развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, точности реакции, выдержки, а также спортивно-технических навыков. Благодаря этому бадминтон является и составной частью тренировок во многих видах спорта, и оздоровительным средством.

Настольный теннис

Настольный теннис развивает быстроту реакции, выносливость, ловкость, а также реактивные и координационные способности для управления технико-тактическими действиями.

Настольный теннис является важным фактором активного отдыха, потому что им могут пользоваться люди самого разного возраста.

Лапта

Лапта способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений и других качеств.

Основной элемент игры - это бег с изменением направления. От темпа, скорости и длины пробегаемых отрезков, подготовленности (тренированности) зависит нагрузка, расход энергии может составлять от 3500 до 4000 ккал. ЧСС во время бега может достигать 160-190 уд/мин. В процессе игры происходит совершенствование анализаторов (зрительного, слухового, двигательного). Зрительное восприятие в основном определяет поведение и действия игрока на поле. В процессе спортивных игр формируются ловкость, координация движений и моторика. Прыжки, броски (метания), сгибание, разгибание, вращение, повороты, толчки и другие действия положительно влияют на рост, развитие и осанку занимающегося.

В современном физическом воспитании игры нашли полное признание, и среди физических упражнений они в целом составляют значительную часть активного отдыха.

Туризм

Туризм делится на водный, горный, пешеходный, лыжный и велотуризм. Это составная часть физической культуры и спорта, поскольку он служит ведению здорового образа жизни, развитию, совершенствованию и сохранению физической работоспособности и всесторонней подготовки.

Оздоровительный эффект туризма связан с воздействием трех важнейших факторов: внешней среды, климатических условий (весна, лето, зима, осень) и вида деятельности (пеший, лыжный, водный и т. п.).

Пешие походы приобретают особое значение - они могут использоваться в качестве активного отдыха широкими слоями населения всех возрастов, при любой погоде и в любое время года. В этой связи пешие походы являются хорошим средством оздоровления. Туристы обычно проходят от 20 до 60 км в день со скоростью от 5 до 7 км/ч и с перепадом высоты от 500 до 1500 м. Эстетико-познавательный поход осуществляется со средней скоростью 4-5 км/ч и вызывает эффект психологического расслабления. [23, 6]


Заключение

В изложенной выше моей работы, я рассказала о понятии дыхания, рассмотрела вопросы анатомия дыхательной системы, физиология дыхания, регуляция дыхания и ее возрастные особенности,  средства физической культуры и спорта в развитии и становлении  дыхательной системы.

 Дыхание — это единый процесс, состоящий из трех неразрывных звеньев: внешнего дыхания, то есть газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; внутреннего (тканевого) дыхания, то есть газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма.

Система внешнего дыхания состоит из верхних дыхательных путей, бронхов, легких, грудной клетки и дыхательных (межреберных, диафрагмы и др.) мышц.

Дыхательная  система   человека  состоит  из  тканей  и  органов,  обеспечивающих  легочную вентиляцию  и  легочное  дыхание.  К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Регуляция дыхания осуществляется центральной нервной системой, специальные области которой обусловливают автоматическое дыхание – чередование вдоха и выдоха и произвольное дыхание, обеспечивающее приспособительные изменения  в  системе органов дыхания,  соответствующие   конкретной внешней ситуации и осуществляемой деятельности.  Группа  нервных клеток, ответственная за осуществление дыхательного цикла,
и        называется дыхательным центром. Дыхательный центр  расположен в продолговатом мозге, его разрушение приводит к остановке дыхания.

       

Литература

1. Аверьянов B.C. и др. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности. Л., 1988. – С. 33

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М., 1989. – С. 45

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии дыхательной системы. М., 1975.

4. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1998.- С. 75

5. Дубровский В.И. ЛФК и массаж. М., 1998.

6. Дубровский В.И.. ЛФК и массаж М., 2002.

7. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 2002 2 издание.

8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1995. – С. 92

9. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1998.

10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология и гигиена. М., 2002.

11. Ингрем К., Тейлор Дж. Экспериментальная физиология / Пер. с англ. М., 1974.

12. Ингрем К., Тейлор Дж. Экспериментальная физиология часть 2 / Пер. с англ. М., 1998.- С. 8

13. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. М., 1986.

14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. М., 1976.

15. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология взрослого организма. М., 1996.

16. Маршал Р.Д., Шеферд Дж.Т. Функция дыхания у здоровых и больных. М., 1992.

17. Сергеев П.В., Шимановский Н.Л., Петров В.И. Рецепторы физиологически активных веществ. М.; Волгоград, 1999.

18. Сергеев П.В., Шимановский Н.Л., Петров В.И. Рецепторы физиологически активных веществ. М.; Волгоград, 1999.

17. Сергеев П.В., Шимановский Н.Л., Петров В.И. Рецепторы физиологически активных веществ. М.; Волгоград, 2002. – С. 29

18. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. М., 1993.

19. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей 2 издан.. М., 1995.

20. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей 3 издан. М., 1998.

21. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей 4 издан. М., 2002.

22. Смирнов В.М.Дыхания. М., 2000.

23. Стерки П. Основы физиологии. М., 1984. – С. 6

24. Стерки П. Основы физиологии. М., 1988.

25. Стерки П. Основы физиологии. М., 1989.

26. Стерки П. Основы физиологии. М., 1994.

27. Стерки П. Основы физиологии. М., 2002.

28. Судаков К.В. (под ред.) Физиология: основы и функциональные системы: Курс лекций. М., 2000. – С. 2

29. Уголев A.M. Теория адекватного питания и трофология. СПб., 1991.

30. Уэст Дж. Физиология дыхания, основы. М., 1988.

31. Хедман Р. Спортивная физиология. М., 1980.

32. Физиология человека: В 3 т. / Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М., 1996.

33. Физкультура и спорт: Малая энциклопедия / Пер. с нем. М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Роль физической культуры и спорта в перевоспитании трудных подростков.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Роль физической культуры и спорта в развитии личности при подготовки к сдачи нормативов ГТО

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечело...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...

Здоровьесберегающие технологии: особенности приобщения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ...

Курсовая работа Тема: Особенности развития координации боксеров

Курсовая работаТема: Особенности развития координации боксеров...