Курсовая работа Тема: Особенности развития координации боксеров
методическая разработка по физкультуре
Курсовая работа
Тема: Особенности развития координации боксеров
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
Тема: Особенности развития координации боксеров
План
Введение
Глава I. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
1.1. Средства воспитания координационных способностей
1.2. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
1.3. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Выводы по I главе
Глава II. Планирование и организация учебно-тренировочной работы с юными боксерами
2.1. Особенности организации занятий с юными боксерами
2.2. Этапы планирования учебно-тренировочного процесса
2.3. Особенности анатомо-физиологического характера у юных боксеров
Выводы по II главе
Заключение
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях большое значение приобрел фактор зрелищности: боксер должен ориентироваться на демонстрацию не просто активного, но и внешне энергичного бокса. Остро встал вопрос и об активности боксеров в промежутках между ударами, о зрелищности этого «активного фона», элементами которого являются стойки, перемещения, захваты, теснения и т.п. Таким образом, современный боксер должен проводить технические действия на фоне постоянного прессинга. В настоящее время достаточно глубоко изучены многие аспекты видов подготовки боксеров, однако большая часть публикаций в научно-методической литературе по данному вопросу относится преимущественно к тренировке взрослых спортсменов.
Вместе с тем современная практика показывает, что именно на ранних этапах (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) необходимо формировать рациональную технику движений, основанную на сопряженном развитии координационных способностях юных боксеров. Это непосредственно связано с переводом общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки в избранном виде спорта.
Одна из важнейших видов подготовки для будущего боксера – физическая подготовка. По результатам исследований А.В. Гаськова, проведённых в 2000 году, практически все тренеры по боксу выставляют на первые позиции физическую подготовку боксеров. Несмотря на это, вопрос развития физической подготовки весьма очень сложный, как в теоретическом, так и в методологическом плане, так как разные качества мало связаны между собой и зависят в первую очередь от функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы и требуют для своего совершенствования использования многообразных методов и методических приемов. Помимо всего, при формировании различных физических качеств важен учет сенситивных возрастных этапов. Например, в период 14 лет по взгляду многих авторов вероятен максимальный прирост физических способностей, это связано с высокой лабильностью нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы.
Координационные способности спортсмена являются важнейшими из физических качеств, особенно - в боксе. Так А.В. Гаськов на основании проведенного опроса тренеров по боксу, отмечает, что большинство тренеров на первое место по важности развития в тренировочном процессе ставят именно координационные способности (за ними следуют - быстрота, сила и выносливость). Однако, проблема развития координационных способностей является чрезвычайно сложной и в общетеоретическом и в методологическом плане, поскольку разные виды координационных способностей мало связаны между собой и зависят прежде всего от функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы и требуют для своего совершенствования применения различных методов и методических приемов. Кроме того, при развитии координации важен учет сенситивных возрастных периодов. Так период 10-13 лет, по мнению многих авторов возможен наибольший прирост координационных способностей в связи с большой лабильностью нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы. Этим определяется актуальность настоящего исследования.
Темой данной работы является: особенности развития координации боксеров.
Объект исследования – координационные способности боксеров.
Предмет исследования – средства и методы развития координационных способностей боксеров.
Цель исследования – изучить особенности развития координации боксеров.
Задачи работы:
1. Дать характеристику двигательно-координационным способностям и основам их воспитания.
2. Раскрыть особенности организации занятий с юными боксерами.
3. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности характера у юных боксеров.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Анализ документальных источников.
3. Педагогическое наблюдение.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, и списка литературы из 28 источников.
Глава I. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
1.1. Средства воспитания координационных способностей
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия [6, 191].
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.
В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня [4, 124].
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Задачи развития координационных способностей. При воспитании координационных способностей решают две группы задач:
а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.
Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнения», метательных движениях с установкой на Дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) [15, 192].
Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.
Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:
- улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
- развитие координации движений не ведущей конечности;
- развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне
овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии [8, 133].
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств: а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание "координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению [1, 107].
1.2. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
Обучение новым разнообразным движениям с постепенным
увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на
первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [20, 201].
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп.
Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях [14, 182].
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения, стоя — ловля, сидя и наоборот);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации [12, 99].
1.3. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).
Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.
В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.
Способность к точному выполнению движений развивают, прежде всего, посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др.
Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий [2, 138].
В качестве методов используют следующие: метод многократного
выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближаемых заданий».
Все указанные методы основываются на сличении занимающимися объективной срочной информации о параметрах выполненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъективных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного управления движениями.
Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных заданий или сближаемых заданий.
Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.
Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необходимо тонкое дифференцирование.
Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности, верно, оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия [7, 136].
Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.
Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методическим направлениям:
а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эта
лонных) параметров движений, соответствующих требованиям
рациональной техники спортивно-технического мастерства.
Применяются задания с установкой: точно и возможно стандартно
воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений;
б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Эти задания носят дифференцированный характер.
Совершенствование силовой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных Движениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.
Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при воспроизведении заданных параметров характеризуют степень силовой точности.
Примеры заданий: воспроизведение или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.
В оценке величины мышечного напряжения наиболее трудные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и средние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие (75% от максимального напряжения).
Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибором).
Способность воспринимать микроинтервалы времени, возможно, развить в процессе специальной тренировки до очень высокой степени — до 1 мсек (одной тысячной доли секунды). Это установлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.
Методические приемы для совершенствования статического и
динамического равновесия. Для разных типов равновесий используются следующие методические приемы:
а) для позностатического равновесия:
- удлинение времени сохранения позы;
- исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
- уменьшение площади опоры;
- увеличение высоты опорной поверхности;
- введение неустойчивой опоры;
- введение сопутствующих движений;
- создание противодействия (парные движения);
б) для динамического равновесия:
- упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
- упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;
в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
д) воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей [11, 155].
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
- время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
- координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
- точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
- сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
- стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 1: 1) бег «змейкой»; 2) челночный бег 3 х 10 м; 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта; 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений [19, 94].
Рис 1. Контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей
Выводы по I главе
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
В качестве методов используют следующие: метод многократного
выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближаемых заданий».
Глава II. Планирование и организация учебно-тренировочной работы с юными боксерами
2.1. Особенности организации занятий с юными боксерами
Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Практические занятия в боксе могут носить характер учебно-тренировочный и тренировочный. Некоторые авторы разделяют занятия по общей направленности на обучающие, совершенствующие и развивающие (имеется ввиду ОФП).
Учебно-тренировочный вид занятий преобладает при обучении новичков и боксеров низших разрядов. На учебно-тренировочных занятиях боксеры приобретают новые навыки и совершенствуют ранее выработанные.
Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. Постепенное и все более широкое усвоение боевых средств закрепляется в условном и вольном бою. Боксер, стремящийся к высоким спортивным достижениям, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические навыки, но и умение их применять в различных условиях боя. Поэтому форма учебно-тренировочного занятия приемлема для боксеров всех разрядов.
Тренировочное занятие. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на рекомендуемые климатические показатели тренировочного помещения. Рекомендуют поддерживать температуру воздуха в пределах 15 градусов С. Относительная влажность должна быть 30-60 %, скорость движения воздуха до 0,5 м/секунду. Для обеспечения нормального воздухообмена рекомендуют делать вытяжную вентиляцию с расчетом на подачу 80 м. куб. воздуха на одного спортсмена и 20 м. куб. на одного зрителя в час.
Во время тренировочного занятия боксер совершенствует физические качества и технико-тактические навыки.
В основном учебно-тренировочные и тренировочные занятия проводятся в группе. Эту форму занятий можно применять для боксеров различной квалификации - как для новичков, так и для мастеров.
Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.
Физиологическая разминка предусматривает:
- подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания;
- подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных усилий.
В образовательной части занимающиеся боксеры должны выполнять специализированные упражнения для боксера, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающегося, периода подготовки и направленности занятия.
В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большей интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать, индивидуальные особенности боксера [13, 163].
В подготовительной части нельзя много внимания уделять развитию таких качеств, как сила и выносливость.
Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет занимающемся улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения.
Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Если в основной части занятия ставится задача развития подвижности и ведение боя на дальней дистанции, то для подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем, чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.
В подготовительную часть входят упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию надлежащего порядка и дисциплины на занятиях.
Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечнососудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения специально-подготовительные; со скакалкой, по механике передвижений, ударов, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняются как стоя на месте, так и в передвижении.
В основной части занятия решаются главные задачи:
- овладение техническими и практическими навыками и совершенствование их;
- психологическая подготовка, вырабатывание способности к перенесению высокого психологического напряжения;
- развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
Нагрузка должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию тренера переходят (постепенно увеличивая скорость выполнения) к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном бою. Произвольный бой на ринге с партнером требует больших напряжений. Эта часть занятия будет наиболее высокой по нервным и физическим нагрузкам. Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на боксерских снарядах и лапах снижает нервное напряжение после учебных боев на ринге, поэтому эти упражнения выполняют в конце основной части занятия.
В заключительной части занятия организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части боксеры иногда выполняют упражнения, стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Делаются отвлекающие упражнения (на внимание, подвижные игры и пр.). С физиологической стороны необходимость «заминки» можно объяснить тем, что во время интенсивной тренировки происходи распад белка, в результате которого в мышцах образуется молочная кислота. Как известно степень восстановления мышц в значительной мере определяется полнотой очищения мышц от молочной кислоты. Как показали научные исследования, проведенные еще в 70-80 гг. этого столетия если после интенсивной тренировки сделать заминку в виде получасового бега «трусцой», то количество молочной кислоты в мышцах снизится на 20 %, что само по себе уменьшит срок восстановления спортсмена в 1,5 раза [22, 129].
Следует отметить, что место упражнений в той или иной части занятий зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и возраста занимающихся. В начальной стадии обучения, например, упражнения по изучению техники ударов и защит включают в основную часть занятия. По мере овладевания сложными действиями упражнения в механике движений переводят в подготовительную часть занятия, где они становятся уже упражнениями подготовительными. Квалифицированные боксеры в занятии по боевой практике, приближенном к соревновательным условиям, выполняют как разминку упражнения со скакалкой и упражнения в ударах на боксерских снарядах; после напряженного боя они могут ограничиться легкими дыхательными упражнениями [9, 167].
2.2. Этапы планирования учебно-тренировочного процесса
Систему подготовки в боксе можно условно разделить на три периода: подготовительный, основной и переходный.
Подготовительный период. Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. Еще подготовительный период делят на два этапа: общеподготовительный и предсоревновательный.
Общеподготовительный этап. Тренировочное время распределяют примерно по такой схеме: разносторонняя физическая подготовка - 40-45%, технико-тактическая - 50-60%. Одновременно с восстановлением иразвитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуют технику боевых приемов и тактических действий, разрабатывают волевые качества, значительное внимание уделяют психологической подготовке.
Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические, с отягощениями, кроссы, бег, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, плавание условные бои.
В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие основу спортивной деятельности.
Основные формы тренировки на этом этапе - специализированные и комплексные занятия по физической, специальной и технической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и (в меньшей степени) их интенсивности. Продолжительность первого этапа зависит от физического состояния занимающегося и составляет в среднем 20-30 дней [16, 108].
Предсоревновательный этап. Основная задача второго этапа - повышение уровня тренированности, развитие специальных качеств, навыков. Высокой работоспособности, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу.
Физическая подготовка занимает 25-30 процентов времени и направлена на дальнейшее развитие двигательных качеств и общей тренированности. Повышается удельный вес средств специальной физической подготовки:
Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование технических навыков в более усложненной обстановке и занимает 75-85 % общего времени. Во время тактической подготовки совершенствуют тактические навыки в условных боях и встречах с различными по боевым особенностям партнерами.
Следует учесть, что при завышенном объеме работы на снарядах может снижаться эффективность подготовительных и ситуативных действий, поскольку эти действия, особенно на снарядах выполняются на снарядах очень мало.
Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения.
Упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные бои).
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, применению индивидуальных средств тренировки в случаях мобилизации всех сил боксера.
Теоретическая подготовка направлена на изучение основ тренировки.
Основные формы тренировки на предсоревновательном этапе - специальные и комплексные занятия по физической, технической, тактической подготовками с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.
Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться.
Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно" силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и скоростной выносливости.
За несколько дней до соревнований необходимо приблизить условия тренировки к условиям соревнований, т.е. сократить время тренировки, но еще больше увеличить ее интенсивность. Особое внимание обратить на повышение темпа боевых действий в конце каждого раунда, особенно второго и третьего.
Соревновательный период. Под соревновательным периодом следует понимать ряд турниров следующих друг за другом с небольшим перерывом. Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение ее на максимальном уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсоревновательного этапа.
Техническая подготовка должна обеспечивать дальнейшее совершенствование быстроты и стабильности применения приемов в сложных боевых условиях.
В тактической подготовке совершенствуется тактические действия против различных по тактике и манере боксеров [3, 133].
Психологическая подготовка должна обеспечивать максимальную мобилизацию и психологическую подготовленность спортсмена к каждому бою и соревнованию в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием боксера в соревнованиях, воли к победе, выносливости, смелости, решительности, преодоления отрицательных эмоциональных состояний (неуверенности, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты боя, подавленности, связанной с отдельными поражениями).
В соревновательном периоде проверяется уровень спортивной формы боксера, эффективность форм и методов подготовки к соревнованию. Этот период характерен большими физическими и нервными напряжениями.
Во время турнира спортсмен продолжает тренироваться. Он выполняет утренние упражнения, ежедневно проводит специализированную тренировку в упражнениях на снарядах с партнером, но выбор упражнений, длительность и интенсивность тренировки зависят от того, как и с каким напряжением боксер провел бой, от самочувствия боксера, уровня восстановительных процессов, промежутка времени между боями и условий тренировки. Кроме того боксер должен следить за тем, чтобы не выйти за пределы своей весовой категории на протяжении всего турнира. Как физическая, так и психическая нагрузка на тренировках направлены на поддержание ранее приобретенной спортивной формы. Особенно следует обращать внимание на психологическую подготовку к встрече с уже известными противниками.
Переходный период. Переходный период следует, как правило, после участия в турнире. Постепенно снижают нагрузки и переходят к активному отдыху. Мероприятия должны обеспечивать сохранение уровня общей физической подготовленности и укрепление здоровья боксеров.
В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуются гигиеническая гимнастика, прогулки и туристические походы, экскурсии, игры в городки, бадминтон. Боксерские упражнения служат для поддержания боевых навыков. Уменьшается (до трех раз в неделю) количество занятий в неделю, объем и особенно интенсивность применяемых нагрузок. В этом периоде ставится задача путем активного отдыха поддерживать спортивную форму, чтобы со следующего подготовительного периода начать тренировки на новом, более высоком уровне.
Если приводить статистические показатели, то как показали опросы тренеров в после соревновательном периоде предпочтение отдавалось:
- ОФП- 41,3%;
- комбинированным занятиям - 41,2%;
- специальной физической подготовке (СФП) - 12, 3 %;
- совершенствованию технико-тактического мастерства - 5,2% [5, 99].
2.3. Особенности анатомо-физиологического характера у юных боксеров
Граничные пределы подросткового возраста условно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11 -12 до 14-15 лет, при этом фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить либо на год позже, либо на год раньше.
Вся сложность и особенности подросткового периода в развитии и воспитании детей отражаются в таких понятиях как "переходный", "переломный", "трудный" и "критический". В этих определениях закреплена вся важность и сложность происходящих в этот период процессов развития, которые связаны с переходом от одной ступени жизни к следующей. Переход от детства к взрослости составляет существенное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического и умственного, нравственного и социального. Абсолютно во всех направлениях совершается становление качественно новых образований, в результате перестройки происходящей в организме возникают элементы взрослости. Например изменяется самоосознание, изменяются и очень заметно отношения с взрослыми и друзьями или одноклассниками меняются способы социального взаимодействия, происходить изменение мотивов учебной деятельности, пересматриваются моральные и эстетические нормы и правила, которые определяют поведение подростков, видоизменяются отношения и деятельность.
Высокая социальная активность человека является существенным фактором развития личности. Эта активность направлена на усвоение определенных ценностей и образцов, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми людьми и друзьями и на самого себя, происходит проектирование своего будущего и своей личности с усилиями материализовать свои намерения, цели и задачи.
Процесс становления новообразований растянут во времени и зависит от очень многих факторов. Он может происходить неравномерно по всему фронту. Это обусловлено, с одной стороны, сосуществованием у подростка "детскости" и "взрослости", а с другой стороны наличием у подростков одного и того же паспортного возраста значительных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это объясняется тем, что существуют моменты двойственного рода в условиях жизни нынешних школьников. Современные дети в основном заняты только процессом обучения, при этом у детей практически отсутствуют постоянные серьезные обязанности, которые они должны исполнять – это тормозит процесс развития взрослости. Развитие взрослости тормозится и тогда, когда многие родители, заботясь о своих детях, освобождают их от выполнения бытовых обязанностей по дому (мытьё посуды, вынос мусора и т.д.), опекают их и заботятся, ограждая их от неприятностей и огорчений. Слишком быстрое взросление связано с тем, что современные родители очень много времени уделяют работе и всегда заняты из-за этого и наступает ранняя самостоятельность детей. На раннее взросление влияет насыщенное формирование общения с друзьями и акселерация физического и полового созревания.
Всё вышеперечисленное образует большое разнообразие условий, которые определяют процесс формирования взрослости, следовательно, условия определяют и разнородность проявлений, и существенные различия в формировании тех или иных ее сторон [17, 155].
Подростковый возраст, по мнению многих ученых и исследователей, является одним из самых критических и тяжёлых. Это связано, прежде всего, с протекающими в этот момент времени бесчисленными качественными сдвигами, носящими характер коренной ломки существующих особенностей и интересов, отношений ребенка. Иногда это происходит неожиданно за очень короткий срок и передаёт процессу развития бурный и скачкообразный характер. Очень часто случающиеся изменения сопровождаются либо появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, либо появлением трудностей в процессе воспитания. Очень часто, воспитывая детей, родители и учителя в школе замечают, что ребенок (подросток) не поддается воздействиям со стороны взрослого. У детей возникают разнообразные формы непослушания, и сопротивления иногда может быть замечен протест (например, упрямство и грубость, негативизм, строптивость, скрытность и замкнутость).
В ходе формирования организма подростков и детей совершается естественный прирост мышечной силы, при этом абсолютная мышечная сила продолжает расти постоянно и относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По результатам, мышечная сила у подростков растет неравномерно: этапу относительно умеренного прироста силы приходит на смену этап более выраженного ее изменения.
Пример: Ускорение физического развития подростков в период полового созревания приводит и к увеличению прироста показателей мышечной силы. Примерно в возрасте 14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает наибольшей величины по сравнению с детским возрастом (9 лет). Этот факт можно легко подтвердить, проанализировав работу, в ней отмечено, что прирост силы различных групп мышц в пересчете на 1 кг веса тела у 14-летних подростков проистекает более интенсивно, чем у детей 9 лет и юношей до 20 лет. По словам автора, величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 4 лет достигает таковой у взрослых людей в 20лет. Рост мышечной массы является причиной для повышения мышечной силы у подростков. Примерно с семи лет начинается рост мышечной массы, значительных результатов в росте мышечной массы можно обнаружить в период полового созревания. В процессе формирования силы главная роль отводится процессу дифференциации нервно-мышечного аппарата. Подтверждается это данными представленными в исследованиях, можно сделать вывод о том, что годами число возбуждающих двигательных единиц в процессе мышечного напряжения увеличивается.
Из работ Ю.В. Верхошанского можно прийти к выводу, что главная роль в ходе роста мышечной силы отводится моторно-висцеральным рефлексам. Эти рефлексы становятся более совершенными в возрасте 14 лет, чем в детстве. Примерно в 17 лет заканчивается формирование относительной силы разных групп мышц, до 40-50 лет уровень силы может сохранятся.
Занятия спортом и физической культур в детстве и юношестве оказывает важное влияние на проявление мышечной силы. В системе тренировок подрастающего поколения советских времен огромная роль отводилась формированию всевозможных физических качеств и трудовому воспитанию, это в свою очередь способствовало всестороннему развитию личности. По словам А.И. Горюнова и И.П. Дегтярева, актуальность исследования данного вопроса связана с запросами, которые предъявляются со стороны спортивных школ. Авторы придерживаются точки зрения, согласно которой, создание грамотной системы силовой подготовки будет решающим фактором роста спортивных достижений в различных видах спорта и не только в боксе.
Г.О. Джероян обращал внимание на то, что повышение физиологической напряженности тренировки "на силу" на начальном этапе подготовки (сюда можно отнести высокий темп движений или короткие временные промежутки между занятиями), в большинстве случаев приводит к увеличению эффективности развития силы. Подобной способ тренировки может дать хороший результат, но только в далёком будущем, когда произойдёт рост тренированности. И.П. Дегтярев в своих работах обращал внимание на то, что в процессе 8 занятий упражнения с грузом в 45-60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60-75% и 75-90%. Далее, после 66 занятий максимальный эффект был от упражнения с грузом в 75-90%, а наименьший - в 45-60% [18, 199].
Ежегодный прирост силы разных групп мышц различен. Например, в возрасте 10-14 лет в основном прирастает мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), в меньшей степени - сгибателей плечевого пояса (24%). По словам О.В. Ендропов следует акцентировать внимание на формировании относительной силы в возрасте 13-15 лет. Очень многие автору обращали внимание на необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей и подростков. При отборе силовых упражнений для подростков стоит подбирать такие средства и методы, которые поспособствуют гармоничному развитию мускулатуры, достаточному развитию у подростков мышечной силы. Специфика мышечной деятельности при занятиях тяжёлой атлетикой, может существенно сказаться на приросте мышечной силы. На развитие силы оказывает влияние любая мышечная деятельность не зависимо от вида спорта, которым занимается подросток.
Отличительной чертой нынешнего спорта является острейшая борьба, высокий уровень спортивных достижений, невиданный рост физических возможностей человека. Особенные требования к качеству подготовки будущих спортсменов предъявляет высокий уровень спортивных достижений. Одним из основополагающих требований высокой эффективности системы подготовки спортсменов является строгий учет индивидуальных анатомо-физиологических и возрастных особенностей, для каждого периода развития ребенка эти особенности различны.
«Костный» возраст (скелетная зрелость) являются одним из основных критериев биологического возраста. Например, в старшем школьном возрасте можно наблюдать существенное увеличение роста позвоночника, которое продолжается до периода полного развития. Медленнее всего развивается шейный отдел позвоночника, быстрее всего – поясничный. Окончательной высоты позвоночник достигнет только к 25 годам.
Рост позвоночника если сравнивать с ростом тела, отстает. Это связано тем, что быстрее позвоночника растут конечности. В возрасте от 13 до 14 лет происходит окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. При этом становится более прочным позвоночный столб, продолжает интенсивно развиваться грудная клетка, они уже в меньшей степени подвержены деформации и способны выдерживать даже весьма значительные нагрузки. К 14 годам у подростков сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит прирост массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Выяснено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к шести годам увеличивается в примерно в пять раз, а к 17 годам семь раз. Процесс прироста мышечной массы процесс неравномерный. В возрасте до 15 лет прирост мышечной массы составляет около 9%, а с 15 до 18 лет - 12%. По сравнению с мышцами верхних конечностей, темп роста мышц нижних конечностей более высокий. Половые различие по жировому и мышечному компонентам очень явно выражены. Так масса мышц (в соотношении с массой тела) у девушек примерно на 13% меньше, чем у парней, а масса жировой ткани приблизительно на 10% больше. Разница в мышечной силе с годами увеличивается в 18 лет - 15-20 кг.
У школьников 10-11 классов опорно-двигательный аппарат может выдерживать высокие статические напряжения и выполнять работу длительное время, это связано с нервной регуляцией и строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки замечаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, а также некоторые изменения в составе красной крови. Насыщенная мышечная работа сопровождается ростом количества эритроцитов примерно на 15% и гемоглобина на 8%. Процесс этот связан с выходом депонированной крови в общий кровоток. Продолжительные физические напряжения в этом возрасте приводят понижению уровня гемоглобина и эритроцитов. В отличии от взрослого человека, процесс восстановления крови у подростка происходит медленнее.
Этап полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это в свою очередь может привести к ускорению темпов роста и развития всего организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают значительного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Замедление нормального темпа роста и процесса развития подростка может произойти из-за чрезмерных физических нагрузок.
Изменение секреции гормонов коры надпочечников происходит под действием физических нагрузок. Исследования показывают, что после тренировок с силовыми нагрузками у юных спортсменов возрастает экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников. Минутный объем дыхания (МОД) в возрасте 14 лет составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин данного показателя у не занимающихся физической культурой и спортом.
Уровень максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом возрасте остаётся практически неизменным и составляет около 1,8 л/мин на 1 кг веса. Росту МВЛ способствуют регулярные занятия спортом. Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов больше, чем у подростков, не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) имеет большее значение у подростков, которые занимаются циклическими видами спорта.
Показатель максимального потребления кислорода (МПК) является самым информативным критерием работоспособности организма, этот показатель является интегральным критерием дееспособности основных энергетических систем организма. Во многих исследованиях показано, что МПК повышается с возрастом. В период с 5 до 17 лет наблюдается тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17 летних.
Значительные отличия можно встретить, проанализировав величину относительного МПК у подростков (юношей и девушек). Понижение с годами МПК/кг у девушек напрямую зависит с ростом жировой ткани, не являющейся потребителем кислорода. Применяя гидростатическое взвешивание и анализируя результаты различных исследований, можно сделать вывод о том, что процентное содержание жира в организме девушек повышается и к 17 годам доходит до 29%, а у парней, напротив, понемногу уменьшается.
С годами, по мере роста и развития организма, растут относительные и абсолютные размеры сердца. ЧСС (частота сердечных сокращений) является основным критерием работы сердца. С годами частота сердечных сокращений снижается. В возрасте 18 лет частота становится близкой к показателю взрослого человека и находится в пределах от 70 до 78 ударов в минуту. В современном мире очень часто можно наблюдать явление акселерации среди подрастающего поколения. Акселерация – это явление сложное и биосоциальное, характеризующееся ускоренным процессом психических и биологических процессов, связано с ростом антропометрических критериев и более ранним наступлением как интеллектуальной, так и половой зрелости [23, 121].
Выводы по II главе
Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Практические занятия в боксе могут носить характер учебно-тренировочный и тренировочный.
Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Систему подготовки в боксе можно условно разделить на три периода: подготовительный, основной и переходный.
Граничные пределы подросткового возраста условно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11 -12 до 14-15 лет, при этом фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить либо на год позже, либо на год раньше.
Вся сложность и особенности подросткового периода в развитии и воспитании детей отражаются в таких понятиях как "переходный", "переломный", "трудный" и "критический". В этих определениях закреплена вся важность и сложность происходящих в этот период процессов развития, которые связаны с переходом от одной ступени жизни к следующей. Переход от детства к взрослости составляет существенное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического и умственного, нравственного и социального.
Подростковый возраст, по мнению многих ученых и исследователей, является одним из самых критических и тяжёлых. Это связано, прежде всего, с протекающими в этот момент времени бесчисленными качественными сдвигами, носящими характер коренной ломки существующих особенностей и интересов, отношений ребенка.
Заключение
1. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Задачи развития координационных способностей. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
2. Вся сложность и особенности подросткового периода в развитии и воспитании детей отражаются в таких понятиях как "переходный", "переломный", "трудный" и "критический". В этих определениях закреплена вся важность и сложность происходящих в этот период процессов развития, которые связаны с переходом от одной ступени жизни к следующей. Переход от детства к взрослости составляет существенное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического и умственного, нравственного и социального. Абсолютно во всех направлениях совершается становление качественно новых образований, в результате перестройки происходящей в организме возникают элементы взрослости.
3. Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Практические занятия в боксе могут носить характер учебно-тренировочный и тренировочный. Некоторые авторы разделяют занятия по общей направленности на обучающие, совершенствующие и развивающие.
Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную. Систему подготовки в боксе можно условно разделить на три периода: подготовительный, основной и переходный.
Список литературы
1. Арнис В.Р. Развитие мощности работы у человека при тренировке силы / В.Р. Арнис //Физиология человека.- 2016.- Т20, №2. – С. 107.
2. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера /Б.И. Бутенко.- М.: Физкультура и спорт, 2017. – С. 138.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 2017. – С. 133.
4. Вешников Б.И. Специализированная подготовка боксера М.: Физкультура и спорт, 2017. – С. 124.
5. Гандельсман А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М.Смирнов.- М.: Физкультура и спорт, 2017. – С. 99.
6. Гаськов А.В. Теория и методика спортивной тренировки в боксе /А.В. Гаськов.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2016. – С. 191.
7. Геллерштейн С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции /С.Г. Геллерштейн.- М.,2016. – С. 136.
8. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физической культуры / М.А. Годик.- М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 133.
9. Горюнов А.И. Особенности становления спортивного мастерства боксеров / А.И. Горюнов // Средства и методы совершенствования технического мастерства техникумов физкультуры /под ред. А.А. Гужаловского.- М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 167.
10. Дахновский B.C. Обучение и тренировка боксеров /B.C. Дахновский, Б.Н. Рукавицын.- Минск: Полымя, 2016.
11. Дегтярев И.П. Бокс: учебник для ин-тов физкультуры. М.: Физкультура и спорт, 2017. – С. 155.
12. Дегтярев И.П. Совершенствование структуры тренировочных средств боксеров олимпийского резерва. / И.П. Дегтярев, А.В. Гаськов // Бокс: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 99.
13. Дегтярев И.П. Планирование структуры средств тренировки на предсоревновательном этапе подготовки юных боксеров / И.П. Дегтярев, К.Н. Копцев, А.В. Гаськов //Бокс: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт,2015. – С. 163.
14. Дергунов Н.И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах (на примере бокса) / Н.И. Дергунов, О.В. Ендропов, А.А. Калайджян. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2016. – С. 182.
15. Джероян Г.О. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г.О. Джероян, Н.А. Худадов.- М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 192.
16. 3ациорский В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 108.
17. Клевенко В.М. Бокс /В.М. Клевенко.- М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 155.
18. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2015. – С. 199.
19. Лаптев А.П. Управление тренированностью боксеров / А.П. Лаптев, В.Лавров, П.А. Левитан.- М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 94.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 201.
21. Спортивная метрология//Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. Коца Л.М., - М.: ФиС,2015.
22. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта, - М.: Академия, 2016. – С. 129.
23. Юзайтис B.C. Экспериментальное исследование методики педагогического контроля за некоторыми показателями физической подготовленности боксера: автореф. дис. канд. пед. наук /B.C. Юзайтис.- Киев, 1973. – 21 с. боксеров.- Л., 2015. – С. 121.
24. https://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Boks/Professionalnyj
25. https://www.bestreferat.ru/referat-2901.html
26. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/02/18/doklad-po-teme-boks
27. https://znanija.com/task/3583870
28. https://kartaslov.ru/бокс
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава I. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания…………………………………………………………………. | 6 |
1.1. Средства воспитания координационных способностей………………. | 6 |
1.2. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей………………………………………………………………… | 13 |
1.3. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений……………………………………………….. | 16 |
1.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей………………………………... | 21 |
Выводы по I главе…………………………………………………………. | 24 |
Глава II. Планирование и организация учебно-тренировочной работы с юными боксерами…………………………………………….. | 25 |
2.1. Особенности организации занятий с юными боксерами……………. | 25 |
2.2. Этапы планирования учебно-тренировочного процесса…………….. | 29 |
2.3. Особенности анатомо-физиологического характера у юных боксеров……………………………………………………………………… | 33 |
Выводы по II главе………………………………………………………... | 41 |
Заключение…………………………………………………………………. | 42 |
Список литературы………………………………………………………... | 44 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство ...

Хореография в школе. Упражнения для развития координации рук
Видеоурок по основам хореографии в рамках третьего урока физической культуры. Основные позиции рук в хореографии. Упражнения для развития координации рук....
Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры
Одним из факторов развития ребёнка является кординация и согласованность движений. Благоприятный период для развития координации. Необходимые условия для её развития. Опыт работы в среднем и старшем з...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Тезис "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ"
В данном материале рассказывается как можно провести иследование об общей координации в баскетболе...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ, КАК КООРДИНАЦИЯ ВЛИЯЕТ НА ФУТБОЛЬНУЮ ТЕХНИКУ
Влияние координации на йутбольную технику....
Тема курсовой работы: Особенности воспитания быстроты на уроках физической культуры с детьми среднего школьного возраста
Тема курсовой работы:Особенности воспитания быстроты на уроках физической культуры с детьми среднего школьного возраста...







