Обобщающий урок-игра по биологии по теме: «В мире червей», 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Воронина Светлана Викторовна

Обобщающий урок-игра по биологии по теме:

 «В мире  червей», 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по биологии по теме:

 «В мире  червей», 7 класс,  14.11.2023г

Разработала: Воронина Светлана Викторовна, учитель биологии и химии Ганзуринской СОШ, Иволгинского района Республики Бурятия

Тип урока: урок рефлексии, обобщения знаний

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: коммуникативные-строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; познавательные- устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; личностные- формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: объяснять значение изученных понятий; распознавать представителей различных типов червей на рисунках и фотографиях; выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения; характеризовать органы червей; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; систематизировать материал по теме; рисовать (моделировать) схемы строения червей; оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Цель урока:   В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся о типах червей (тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви)
 Задачи:
1. Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания;
2. Развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. 
3. Способствовать санитарно- гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся.
 
Оборудование: презентация PowerPoint, проектор, экран, таблицы по теме, учебник, плакаты, карточки, бумага для записей, письменные принадлежности.


                                       
Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Солнышко осеннее

В окно глядит на нас

С хорошим настроением

Урок начнем сейчас.

    2.Актуализация знаний

  Задание № 1 «Отгадай загадки»

 (Учитель зачитывает стихотворение. Необходимо определить о каком кольчатом черве идет речь в этом стихотворении и аргументировать свой ответ.)

1. Жил на свете Червячок, Был он страшно одинок,

Круглый год один скитался, Только раз в году питался…

Червячок – пловец удалый, Несмотря, что ростом малый.

Цвет умел менять не раз – Для защиты, без прикрас.

Нет щетинок для движенья, Только жертвам нет спасенья –

Есть присоски, гирудин. Кто он, этот господин?

2. Они живут в тиши подземной, Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный, Ее глотают не спеша.

Они коричневого цвета, Кровь гонят несколько «сердец».

Их тело состоит из многих Сцепленных меж собой колец.

Все, что съедают, скоро станет Питаньем будущим цветам.

Они – друзья для урожая И корм и птицам, и кротам.

Их любят рыбы и цыплята, Им рад садовник, рыболов,

А ну, скажите - ка, ребята, кто стал Героем сих стихов?

3. На дне морей, где ила много, Зарывшись в грунт, живут друзья.

Их тело – длинное немного, В норе сидит, наверх – « труба»

В трудах проходят жизни годы «Подушки» красные на дне.

В крови носитель кислорода – Гемоглобин, как в тебе.

Они глотают ил природный, Спасая воду от гнилья.

Скажите, знатоки, природы, Что за полезные «друзья»?

     Задание № 2 Решение биологических задач

1)Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

2)Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

3)В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

4)Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

Задание № 3 Решите тесты (слайды)

1. У ленточных червей нет:

  • Пищеварительной системы
  • Нервной системы
  • Выделительной
  • Половой

2. В лёгких человека аскарида

  • Размножается
  • Находится во взрослой стадии
  • Паразитирует в виде личинки
  • Не присутствует ни в одной из форм

3. Кольчатые черви отличаются от круглых:

  • Двусторонней симметрией
  • Сквозным кишечником
  • Наличием полости тела
  • Наличием кровеносной системы

4. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться:

  • Бычьим цепнем
  • Человеческой аскаридой
  • Острицей
  • Белой планарией

5. Круглые черви при передвижении могут:

  • Укорачивать и удлинять тело
  • Только изгибать тело в стороны
  • Удлинять и уплощать тело
  • Укорачивать и уплощать тело

6.Почему опасно гладить бездомных собак?

  • Можно заразиться печеночным сосальщиком
  • Можно заразиться детскими острицами
  • Можно заразиться эхинокком
  • В организм могут попасть финны бычьего цепня

7. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании

  • воды из стоячего водоема
  • в пищу немытых овощей
  • плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
  • плохо прожаренного мяса

8. К круглым червям относится:

  • эхинококк
  • белая планария
  • острица
  • пиявка

 Самопроверка

ОТВЕТЫ:

1

2

 3

4

 5

6

 7

8

а

 г

 г

б

г

а

г

в

4.Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

И на место тихо сели.

5. Деление ребят на группы. Проекты.

   Задание группам.

Задание: каждой группе необходимо после 15 минутного обсуждения  назвать особенности какого – либо  типа червей:

1 группа – рассказывает об особенностях Плоских и  Круглых червей

2  группа – об особенностях Кольчатых червей.

Рассказ составляют по плану, рассказывает один ученик из группы в течении 2 минут, остальные могут дополнять. Максимум – 5 баллов.

План рассказа:

- место обитания;

-  внешнее строение;

- особенности внутреннего строения кратко (кожно-мускульный мешок, дыхание, нервная система)

- размножение;

- питание; 

 

 ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные характеристики:

  1. Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.
  2. Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
  3. Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.
  4. Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц.
  5. Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:

  1. Тело нечленистое.
  2. Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
  3. Кровеносной и дыхательной системы нет.
  4. Особи раздельнополые.

Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:

  1. Тело состоит из колец-члеников.
  2. Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.
  3. Появляется замкнутая кровеносная система.
  4. В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.
  5. Большинство видов – гермафродиты.
  6. Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет.                                                       Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма.                                                      Какую роль выполняет мезодерма?
  1. образует мышцы
  2. опорно-соединительная ткань
  3. стенки полости тела
  4. кровеносная и выделительная система
  5. половые органы

  1. Защита проектов

7. Задание: «Решите кроссворд»

Вопросы по вертикали:

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)

4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (анальное)

5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)

9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)

Вопросы по горизонтали:

1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)

3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)

7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)

8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки)

10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)

7. Задание: «Решите кроссворд»

Вопросы по вертикали:

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию

4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему

5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика

9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных

Вопросы по горизонтали:

1. Одна из тканей белой планарии.

3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей.

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями.

7. Где у дождевого червя запасается пища.

8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя .

10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой.

 http://festival.1september.ru/articles/410408/img1.gif

8.Рефлексия  

Подведение уроков                                                                                                                                                  Учащиеся комментируют урок поднятием цветных карточек:

  • Розовый цвет- урок очень понравился, особенно….
  • Зеленый цвет- урок понравился, но….

Желтый цвет- урок не понравился, потому что….

Отметьте "+" то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

1. На уроке я работал           активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я  доволен / не доволен

3. Урок для меня показался   коротким / длинным

4. За урок я    не устал / устал

5. Мое настроение         стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был       понятен / не понятен

                                                      полезен / бесполезен

                                                       интересен / скучен

                                                       комфортно / некомфортно

Сегодня на уроке мне было   интересно / не интересно

9.Домашнее задание

  Предложите меры предотвращения заражения гельминтами

Спасибо за урок!

       Маршрутный лист урока-игры «В мире червей», 7 класс

ФИО ученика:

   Название конкурса

  (максимальный балл)

           1 команда

               2 команда

 1.«Отгадай загадки»

   (1 загадка-1 балл)

 2. «Решение биологических задач»

  (1 задача — 2 балла)

  3. «Решите тесты»

  (1 ответ — 1 балл)

  4. Физкультминутка

  5. «Защита проектов»

          (5 баллов)

  6. «Решите кроссворд»

         (10 баллов)

  7. Комментарий урока.

 Отметьте "+" то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

1.На уроке я работал           активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я  доволен / не доволен

3. Урок для меня показался   коротким / длинным

4. За урок я    не устал / устал

5. Мое настроение         стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был       понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

  интересен / скучен

                                                       комфортно / некомфортно

Самоанализ открытого обобщающего урока-игры в 7 классе по теме

«В мире червей».

 Урок биологии проводился  учителем биологии Ворониной С.В. в МОУ Ганзуринская СОШ с. Ганзурино в 7 классе по теме «В мире  червей».

Весь учебный процесс в течение всего урока был направлен на достижение поставленной цели, а именно было обобщение представления о многообразии, значении, способах использования в хозяйственной деятельности человека  червей, а также об их роли в биоценозах.

Для этого были поставлены задачи: продолжить знакомство учащихся с многообразием  червей, сформировать представление о значении  червей для человека, выделить их роль в природных сообществах.

Следует отметить большое количество наглядных материалов, которые присутствовали на столах учащихся – это описания животных и их фотографии. Оформление доски и слайды презентации также были задействованы в ходе урока. Для закрепления знаний были использованы разнотипные задания, которые нацелены на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся – это  рабочий лист для учащихся. Было также учтено при подготовке к уроку наличие в классе детей с разными интеллектуальными способностями, поэтому задания составлялись по принципу доступности.

Считаю, что по данной теме наиболее подходящим стал именно урок-путешествие, который не только даёт новые знания о многообразии органического мира в готовом виде, но и стимулирует учебную деятельность, подтолкнув учащихся к самостоятельному поиску червей по описанию, мест его обитания, сопоставлению фотографий с описанием. Знакомство с многообразием червей проводилось через закрепление  конкретными представителями этих типов животных. В течение всего урока учащиеся через описания знакомились с многообразием типов червей, их ареалом, выделяя значение их в природе и жизни человека.

Учащиеся производили анализ информации, заполняя маршрутные листы. Но, для полного понимания и усвоения темы урока учащимся на этапе закрепления знаний и формулировки вывода необходимо было систематизировать и обобщить полученные знания. Результат был представлен в рабочих листах. В течение всего урока наблюдалась высокая активность учащихся, повышенная мотивация к обучению. По итогам урока и проверки рабочих листов учащиеся получили положительные оценки.

На уроке использовались разные формы работы учащихся. Заполнение  маршрутных листов, проектирование предусматривало работу в малых группах, а точнее в парах. Учащиеся научились слаженно взаимодействовать друг с другом, предлагать свои способы решения заданий для достижения наилучшего результата. Индивидуальная работа учащихся заключалась в заполнении рабочих листов. Фронтальная работа с классом проводилась при постановке целей и задач урока, а также при формулировке вывода урока. Все этапы урока были выполнены по ФГОС.

Я считаю, что цели урока были достигнуты, все задачи выполнены, а полученные результаты соответствуют запланированным, а именно:

Коммуникативные УУД: продолжают развивать умения работать в группе для выявления значения кольчатых червей, формулировать и высказывать своё мнение, работать с источниками дополнительной информации.

Регулятивные УУД: формируются умения выделять и анализировать свой вклад в работе команды, планировать свою деятельность по изучению  червей, корректировать свою работу для достижения лучшего результата.

Познавательные УУД: сформировано представление о многообразии, знание об основных представителях типов червей, знание о способах их использования, называют значение  червей для человека и в природных биогеоценозах.

Исходя из высокой активности учащихся, следует предположить, что урок был интересен своей нестандартностью, способом подачи материала, творческим подходом, а также заданиями, с которыми справились практически все учащиеся.

Воронина С.В., учитель биологии и химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Открытый урок-игра "На поиски сокровищ" по теме "Пропорция" 6 класс

Открытый урок-игра «На поиски сокровищ»Обобщение и систематизация знаний по теме «Пропорция»6 класс Цель урока: 1)показать учащимся на примере текстовых и геометрических задач контрольно...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок-игра по биологии для учащихся 8 классов.

Обощающий урок по биологии 8класс, дает возможность учащимся повторить весь материал пройденный за год в игровой форме....

Обобщающий урок-игра по географии «Природа Земли» для обучающихся 5 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Природа Земли". Данная игра повышает интерес обучающихся к урокам географии, повышает сообразительность, любознательность, логическое мышление...