Рабочая программа " Проектно - исследовательская деятельность по физиологии растений"
рабочая программа по биологии (6 класс)

Адвокатова Жаргалма Борисовна

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции:

  • навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к желаемому результату;
  • навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму;
  • - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;
  • навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
  • навыка работы со специализированными компьютерными программами, лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно- исследовательская деятельность школьника.

Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.

Данная программа рассчитана на работу со школьниками 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochn_deyat_po_biologii_v_6_klasse_vosstanovlen.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с проектами и исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным элементом развития личности обучающегося является формирование основных навыков проектно- исследовательской деятельности.

Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений.

Для полного учета потребностей учащихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям.

В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или иной области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким образом происходит формирование познавательной и профессиональной составляющей личности, помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в профессиональном выборе после окончания школы. Подобного рода заинтересованность стимулирует постоянное желание школьника к познанию нового, расширению и углублению соответствующих знаний, и

получению новых в том числе практических навыков, а также мотивирует учащегося на профориентацию.

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции:

  • навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к желаемому результату;
  • навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму;
  • - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;
  • навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
  • навыка работы со специализированными компьютерными программами, лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно- исследовательская деятельность школьника.

Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.

Данная программа рассчитана на работу со школьниками 6 класса.

Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, учитывает психолого-педагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
  • в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
  • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                         Модуль «Основы растениеводства» 6 класс (68 часов)

  1. Введение в растениеводство (1 час)

Что-такое растениеводство: основные факторы выращивания растений. История развития агрохимических знаний (работы М.В. Ломоносова, Ю. Либиха, Буссенго, В.В. Докучаева, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, Д.Н. Прянишникова и др.). Практическая работа «Бочка Либиха».

  1. Агротехнический эксперимент (6 часов)

Правила постановки агроэкспериментов. Постановка экспериментов с растениями. Выбор темы, составление гипотезы, цели и задач эксперимента по выращиванию растений в контролируемой среде. Контроли, повторности, проведение эксперимента. Планирование эксперимента. Оценка результатов эксперимента. Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян (рост проростков)».

Освоение технологии круглогодичного выращивания салатов и микрозелени

в контролируемых искусственных условиях. Сбор установки для выращивания растений в контролируемых условиях.

  1. Роль химических элементов в питании растений (20 часов)

Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы, катионы, электропроводность и рН раствора. Роль химических элементов в питании растений. Получение питательных веществ растениями. Практическая работа «Схемы питательных растворов. Расчет доз удобрений для питательных растворов».

Удобрения: органические, минеральные, микробиологические. Типы питания растений. Воздушное и минеральное (корневое) питание растений. Транспорт питательных веществ растений: восходящий и нисходящий ток. Важнейшие калийные, фосфорные и азотные удобрения, их свойства. Простые и сложные удобрения. Практическая работа «Правила смешивания удобрений» Практическая работа «Питание растений: технология приготовления питательных растворов для разных культур».

Рост и развитие растений: этапы онтогенеза, факторы, влияющие на рост растений: свет, густота посадок, питание, субстрат. Практическая работа

«Мониторинг минерального питания растений».

Особенности питания растений азотом. Азот и его значение в жизни растений. Формы азота и их превращение в почве.

Источники фосфора для растения. Значение фосфорсодержащих соединений в клетке. Роль макроэргических соединений фосфора в энергетическом обмене.

Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеводородного обмена, синтез белков и др. Роль калия в поддержании ионного баланса в тканях, в процессах саморегуляции.

Регуляторная и структурообразовательная роль кальция. Участие в образовании клеточной стенки, поддержании структуры мембран и регуляция их проницаемости.

Значение магния в метаболизме растений. Магний в составе хлорофилла, сходство хлорофилла и гемоглобина как свидетельство единства органического мира.

Сера и его основные соединения, их роль в структурной организации клетки, участие в окислительно-восстановительных реакциях.

Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов в метаболизме растений. Особенности поступления микроэлементов в растения. Синергизм и антагонизм элементов питания растений.

Растительная диагностика и методы идентификации недостатка/избытка элементов питания. Практическая работа «Растительная диагностика».

Исследовательская работа «Оценка состояния комнатных растений, растений на школьной территории, установка причин патологических состояний (при

наличии)».

Исследовательская        работа        «Оценка        влияния        различных        элементов        на состояние растений (составление различных подкормок)».

  1. Регуляторы роста растений. Защита растений (4 часа)

Понятие о регуляторах роста растений. Стимуляторы роста – фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины). Ингибиторы роста растений: 1. природные (абсцизовая кислота и некоторые фенольные вещества (икумаровая, коричная, салициловая к-ты), 2. синтетические (морфактины, ретарданты, дефолианты, десиканты, гербициды). Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга. Практическая работа «Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга».

Исследовательская работа «Влияние гетероауксина на прорастание (рост на разных стадиях, в разных условиях) различных растений».

Защита растений от вредителей: основы биометода. Практическая работа

«Инсектарии: правила и условия разведения полезных насекомых».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование      действий    в       новой    ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
  • причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.

В        сфере        овладения        универсальными        учебными        регулятивными        действиями:

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.
  • Принятие себя и других;
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
  • формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);
  • формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
  • формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;
  • формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;
  • владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
  • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых организмов и регуляцию их работы;
  • знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;
  • знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд человека;
  • знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений, характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез, генетическое редактирование;
  • понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений — геномики, метагеномики, протеомики;
  • знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их диагностики и лечения;
  • формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль «Основы растениеводства»   (68 часов)

Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Тема 1. Введение в растениеводство (1 ч)

Что-такое растениеводство: основные факторы выращивания растений.

История развития агрохимических знаний (работы М.В. Ломоносова, Ю. Либиха, Буссенго, В.В.

Докучаева, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, Д.Н.

Практическая работа

«Бочка Либиха».

Прянишникова и др.).

Тема 2.

Правила постановки

Исследовательская

Агротехнический

агроэкспериментов.

работа «Факторы,

эксперимент (6 ч)

Постановка экспериментов с

влияющие на

растениями. Выбор темы,

прорастание семян (рост

составление гипотезы, цели и

проростков)».

задач эксперимента по

Практическая работа

выращиванию растений в

«Сбор установки для

контролируемой среде.

выращивания растений в

Контроли, повторности,

контролируемых

проведение эксперимента.

условиях».

Планирование эксперимента.

Оценка результатов

эксперимента.

Освоение технологии

круглогодичного выращивания

салатов и микрозелени в

контролируемых

искусственных условиях.

Тема 3. Роль

Вода. Раствор. Вытяжка.

Практическая работа

химических

Анионы, катионы,

«Исследование роли минеральных веществ в укоренении и росте черенков цветочных культур»

элементов в

электропроводность и рН

питании растений

раствора. Роль химических

(20 ч)

элементов в питании растений.

Получение питательных

Практическая работа

веществ растениями.

«Влияние минеральных веществ на рост и развитие комнатных растений»

Удобрения: органические,

минеральные,

Практическая работа

микробиологические. Типы

«Питание растений:

питания растений. Воздушное

технология

и минеральное (корневое)

приготовления

питание растений. Транспорт

питательных растворов

питательных веществ

для разных культур».

растений: восходящий и

Практическая работа

нисходящий ток. Важнейшие

«Мониторинг

калийные, фосфорные и

минерального питания

азотные удобрения, их

растений».

свойства. Простые и сложные

Практическая работа

удобрения.

«Растительная

Рост и развитие растений:

диагностика».

этапы онтогенеза, факторы,

Исследовательская

влияющие на рост растений:

работа «Оценка

свет, густота посадок, питание,

состояния комнатных

субстрат.

растений, растений на

Особенности питания

школьной территории,

растений азотом. Азот и его значение в жизни растений. Формы азота и их превращение в почве.

Источники фосфора для растения. Значение фосфорсодержащих соединений в клетке. Роль макроэргических соединений фосфора в энергетическом обмене.

Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеводородного обмена, синтез белков и др.

Роль калия в поддержании ионного баланса в тканях, в процессах саморегуляции. Регуляторная и структурообразовательная роль кальция. Участие в образовании клеточной стенки, поддержании структуры мембран и регуляция их проницаемости. Значение магния в метаболизме растений.

Магний в составе хлорофилла, сходство хлорофилла и гемоглобина как свидетельство единства органического мира.

Сера и его основные соединения, их роль в структурной организации клетки, участие в окислительно- восстановительных реакциях Микроэлементы.

Представления о роли микроэлементов в метаболизме растений. Особенности поступления микроэлементов в растения.

Синергизм и антагонизм

установка причин патологических состояний (при наличии)».

Исследовательская работа «Оценка влияния различных элементов на состояние растений (составление различных подкормок)».

элементов питания растений. Растительная диагностика и методы идентификации недостатка/избытка элементов питания.

Тема 4. Регуляторы роста растений. Защита растений (4 ч)

Понятие о регуляторах роста растений. Стимуляторы роста

– фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины). Ингибиторы роста растений:

  1. природные (абсцизовая кислота и некоторые фенольные вещества (икумаровая, коричная, салициловая кислоты).
  2. синтетические (морфактины, ретарданты, дефолианты, десиканты, гербициды). Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга.

Защита растений от вредителей: основы

биометода.

Практическая работа

«Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга». Исследовательская работа                        «Влияние гетероауксина                                на прорастание                (рост        на разных стадиях, в разных условиях)        различных растений».

Практическая работа

«Инсектарии: правила и условия разведения полезных насекомых».

Резерв: 3 часа

Поурочное планирование

ет/

Тема урока

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Что-такое растениеводство: основные факторы выращивания растений.

История развития агрохимических знаний (работы М.В. Ломоносова, Ю. Либиха, Буссенго, В.В. Докучаева, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, Д.Н.

1

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

2

Правила постановки агроэкспериментов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

3

Постановка экспериментов с растениями. Выбор темы, составление гипотезы, цели и задач эксперимента по выращиванию растений в контролируемой среде.

2

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

4

Контроли, повторности, проведение эксперимента. Планирование эксперимента.

1

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

5

Оценка результатов эксперимента. Освоение технологии круглогодичного выращивания салатов и микрозелени в контролируемых искусственных условиях.

1

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

6

Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы, катионы, электропроводность и рН раствора.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

7

Роль химических элементов в питании растений. Получение питательных веществ растениями. Удобрения: органические, минеральные, микробиологические. Практическая работа: . Исследование роли минеральных веществ в укоренении и росте черенков цветочных культур.

3

0

2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

8

Типы питания растений. Воздушное и минеральное (корневое) питание растений. Транспорт питательных веществ растений: восходящий и нисходящий ток. Практическая работа: Влияние минеральных веществ на рост и развитие комнатных растений.

3

0

2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

9

Рост и развитие растений: этапы онтогенеза, факторы, влияющие на рост растений: свет, густота посадок, питание, субстрат.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

10

Азот и его значение в жизни растений. Формы азота и их превращение в почве.

Источники фосфора для растения. Значение фосфорсодержащих соединений в клетке.

2

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

11

Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеводородного обмена, синтез белков и др.

Роль калия в поддержании ионного баланса в тканях, в процессах саморегуляции

2

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

12

Значение магния в метаболизме растений.

Магний в составе хлорофилла, сходство хлорофилла и гемоглобина как свидетельство единства органического мира.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

13

Сера и его основные соединения, их роль в структурной организации клетки, участие в окислительно- восстановительных реакциях

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

14

Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов в метаболизме растений. Особенности поступления микроэлементов в растения. Практическая работа: «Исследование влияния набора микроэлементов на рост и развитие растений»

3

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

15

Растительная диагностика и методы идентификации недостатка/избытка элементов  питания. Практическая работа: «Влияние биогумуса на рост и развитие рассады овощей»

3

0

2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

16

Понятие о регуляторах роста растений. Стимуляторы роста

– фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины).

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

17

Ингибиторы роста растений:

  1. природные (абсцизовая кислота и некоторые фенольные вещества (икумаровая, коричная, салициловая кислоты).

1

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

18

2.синтетические (морфактины, ретарданты, дефолианты, десиканты, гербициды).

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

19

  1. Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга.

Защита растений от вредителей: основы

биометода. Практическая работа«Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга»

2

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)

20

Резерв: 3 часа

Материально – техническое обеспечение

  1. Компьютеризированный  лабораторный комплекс

«Зеленая колонна»

  1. Учебно-методическое пособие для организации проектных и исследовательских работ на базе компьютеризированного лабораторного комплекса «Зеленая колонна»
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.

Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"...

Рабочая программа проектной исследовательской деятельности "Химия и питание"

Kурс «Химия и питание» насыщен проектными исследовательскими практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На за...