Рабочая программа проектной исследовательской деятельности "Химия и питание"
рабочая программа по химии (9 класс)

Kурс «Химия и питание» насыщен проектными исследовательскими практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_i_pitanie.docx 30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Ессентуки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

(МБОУ СОШ № 9 г. Ессентуки)

_______________________________

Ермолова ул., д.137, Ессентуки город, Ставропольский край, 357600

Тел./факс (87934) 6-86-89 E-mail: class="c3 c23">

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________________ В.Ц. Андреева

«______» ___________________ 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель педагогического совета

_____________________ М.Ю. Некрасова

«_______»__________________2024г.

Протокол заседания педагогического совета

№ ____ от «_____» ____________ 2024 г.

Приказ №_________

от «_____»________________2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

проектной исследовательской деятельности учащихся

«Химия и питание»

(предмет, название курса)

для 9 «А,Б,В,Г» классов, базового уровня

(уровень: базовый, профильный, углубленный)

Разработчик Орлова Ирина Николаевна

(Ф.И.О.)

Должность: учитель химии

Квалификационная категория: высшая

Программа рассмотрена на заседании МО учителей естественного цикла

Протокол №1 от «____» ________________2024г.

Руководитель МО __________________________ ( Котенева В.К. )

подпись расшифровка

Ессентуки

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс был разработан и апробирован учителем химии Орловой И.Н., имеет экспертное заключение редакционной комиссии журнала «Химия», издательский дом «1 сентября», где был опубликован в №7 2007г. (). А также размещен в каталоге файлов – на сайте учителя химии Орловой И.Н. (.)
Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.

Цель курса – cоздание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.

Главное содержание курса – естественно-научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).

Особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Учащиеся знакомятся с универсальным характером естественно-научной деятельности, что помогает видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.

Программа курса позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе питания человека, основных компонентах пищи.

Kурс «Химия и питание» насыщен проектными исследовательскими практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.

На итоговом зачетном занятии учащиеся защищают творческие отчеты о проведенной исследовательской работе, что может служить профильной пробой при прохождении курса.

Данная программа рассчитана на 16 ч.

Задачи курса – рассмотреть и изучить основные компоненты пищи; сформировать у учащихся направленность химических знаний; помочь сделать осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Общая характеристика питания человека (2 ч)

Основные компоненты пищи. Гигиена питания. Продукты питания. Нормы питания. Продукты питания, модифицирование методами генной инженерии.

Практическая работа № 1 «Составление суточного пищевого рациона».

Тема 2. Белки, жиры, углеводы – три «кита»,
используемые человеком для питания (6 ч)

Состав, строение и биологическая роль белков, жиров и углеводов.

Практическая работа № 2 «Открытие белков в продуктах питания. Денатурация белков. Анализ молока».

Практическая работа № 3 «Особенности важнейших липидов и методы их определения».

Практическая работа № 4 «Определение углеводов в биологических объектах. Анализ чипсов».

Практическая работа № 5 «Определение качества меда».

Домашняя практическая работа «Получение растворов из продуктов питания, их значение для организма человека».

Тема 3. Макро- и микроэлементы –
важные составляющие здоровья человека (2 ч)

Биологическая роль отдельных элементов (Ca, Mg, Na, K, P, Fe и др.). Причина недостаточности минеральных элементов. Основные продукты, содержащие минеральные элементы. Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека и способы его снижения.

Практическая работа № 6 «Определение содержания некоторых микро- и макроэлементов».

Тема 4. Витамины и ферменты,
их биологическая роль и значение в питании человека (2 ч)

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

Практическая работа № 7 «Обнаружение витаминов и ферментов в пищевых продуктах».

Тема 5. Пищевые добавки (2 ч)

Kлассификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

Практическая работа № 8 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках. Химический анализ лимонада. Получение ароматической добавки – грушевой эссенции».

Тема 6. Лечебно-профилактическая роль питания (2 ч)

Очищение организма – необходимость XXI в.

Практическая работа № 9 «Физико-химический процесс, используемый для очистки воздуха, воды и организма человека».

Тема 7. Kонференция «Волшебница-химия
в продуктах питания» (1 ч)

Защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Практическая работа № 1
«Составление суточного пищевого рациона»

Расход энергии на различные виды деятельности (вывешивается таблица).

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд (вывешивается таблица).

Суточный рацион питания (вывешивается таблица).

Практическая работа № 2
«Открытие белков в продуктах питания.
Денатурация белков. Анализ молока»

Исследовательское задание 1 «Цветные реакции на белки»:

а) биуретовая реакция;

б) ксантопротеиновая реакция.

Исследовательское задание 2 «Денатурация белков»:

а) ионами тяжелых металлов; б) кислотами; в) спиртами; г) кипячением.

Исследовательское задание 3 «Kак приготовить вкусный бульон и полезное отварное мясо».

Исследовательское задание 4 «Анализ молока»:

а) реакции молока на лакмус и фенолфталеин;

б) осаждение казеиногена;

в) обнаружение глюкозы;

г) обнаружение солей фосфорной кислоты;

д) определение солей кальция;

е) осаждение белков молока солями тяжелых металлов.

Практическая работа № 3
«Особенности важнейших липидов
и методы их определения»

Исследовательское задание 1 «Сравнение жиров растительного и животного происхождения».

Исследовательское задание 2 «Выделение липидов из продуктов питания».

Исследовательское задание 3 «Отличие пищевых масел от машинных. Определение свежести подсолнечного масла».

Исследовательское задание 4 «Распознавание сливочного масла».

Практическая работа № 4
«Определение углеводов в биологических объектах.
Анализ чипсов»

Исследовательское задание 1 «Определение углеводов в биологических объектах»:

а) качественная реакция на крахмал, выделение крахмала;

б) качественная реакция на глюкозу;

в) качественная реакция на фруктозу.

Исследовательское задание 2 «Анализ чипсов».

Анализ на содержание:

а) масла; б) крахмала; в) хлорида натрия; г) анализ на калорийность.

Практическая работа № 5
«Определение качества меда»

1) Органолептические показатели.

2) Анализ на наличие органических красителей.

3) Анализ на наличие крахмала, муки.

4) Анализ на наличие карбонатов.

5) Определение зрелости меда (содержание фруктозы и глюкозы).

Практическая работа № 6
«Определение содержания некоторых
микро- и макроэлементов»

Исследовательское задание 1 «Определение кальция в яичной скорлупе».

Исследовательское задание 2 «Определение катионов натрия в поваренной соли».

Исследовательское задание 3 «Определение серы в белке».

Исследовательское задание 4 «Обнаружение ионов кальция и магния в костной ткани».

Исследовательское задание 5 «Обнаружение нитратов в продуктах питания. Предотвращение отравления нитратами».

Практическая работа № 7
«Обнаружение витаминов и ферментов
в пищевых продуктах»

Исследовательское задание 1 «Обнаружение витаминов»:

а) определение витамина А в подсолнечном масле и рыбьем жире;

б) определение витамина D в рыбьем жире;

в) определение витамина С в различных овощах и плодах.

Исследовательское задание № 2 «Обнаружение ферментов»:

а) обнаружение оксидоредуктазы в молоке;

б) обнаружение каталазы в пищевых продуктах; в) действие слюны на крахмал.

Практическая работа № 8
«Изучение состава пищевых продуктов,
указанного на этикетках. Химический анализ лимонада.
Получение ароматической добавки – грушевой эссенции»

Исследовательское задание 1 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках» (использование таблиц с классификацией пищевых добавок, справочных данных).

Исследовательское задание 2 «Химический анализ лимонада». Определение наличия:

а) углекислого газа; б) лимонной кислоты; в) красителей.

Исследовательское задание 3 «Получение пищевых добавок»:

а) получение ароматической добавки – грушевой эссенции;

б) получение растительных красителей, опыты с пищей (изменение окраски в зависимости от среды раствора).

Практическая работа № 9
«Физико-химический процесс, используемый
для очистки воздуха, воды и организма человека»

1) Взаимодействие активированного угля с раствором чернил.

2) Исчезновение запаха одеколона и духов при действии на них адсорбентов. (Воздушная кукуруза, кукурузные палочки, хлеб – хорошие адсорбенты.)

Тема 7. Данное занятие проводится в форме «круглого стола» или школьной конференции. Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований.

Тематическое планирование

Дата

Тема

1

Основные компоненты пищи. Гигиена питания.

2

Практическая работа № 1 «Составление суточного пищевого рациона».

3

Состав, строение и биологическая роль белков, жиров и углеводов.

4

Практическая работа № 2 «Открытие белков в продуктах питания. Денатурация белков. Анализ молока».

5

Практическая работа № 3 «Особенности важнейших липидов и методы их определения».

6

Практическая работа № 4 «Определение углеводов в биологических объектах. Анализ чипсов».

7

Практическая работа № 5 «Определение качества меда».

8

Практическая работа №6 «Получение растворов из продуктов питания, их значение для организма человека».

9

Биологическая роль отдельных элементов (Ca, Mg, Na, K, P, Fe и др.). Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека и способы его снижения.

10

Практическая работа № 7 «Определение содержания некоторых микро- и макроэлементов».

11

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

12

Практическая работа № 8 «Обнаружение витаминов и ферментов в пищевых продуктах».

13

Kлассификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

14

Практическая работа № 9 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках. Химический анализ лимонада. Получение ароматической добавки – грушевой эссенции».

15

Очищение организма – необходимость XXI в.

16

Kонференция «Волшебница-химия в продуктах питания»

Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Савина Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ, 2004; Физика и химия. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников. Минск: Валев, 1995; Леенсон И.А. Занимательная химия.
8–11 классы. В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я

Эммануэль Н.М., Занков Г.Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986; Эйхмер В. Яды в нашей пище. М.: Мир, 1983; Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 10–15; Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Kнига для учителя. М.: АРKТИ, 1999; Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001; Лыгин С.А., Бельц С.В. Эксперимент при изучении сахарозы и крахмала. Химия в школе, 2015, № 2;
Назаренко В.М
. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе, 1997, № 5; Солодова Н.И., Волкова Л.А. Kак определить качество меда. Химия в школе, 2012, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.

Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....

Программа проектно-исследовательской деятельности по химии

Программа предназначена для учителей химии, работающих с учащимися 8 класса. Программа позволит педагогу развить индивидуальные способности учащегося через проектную или исследовательскую деятельность...

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"...

Рабочая программа " Проектно - исследовательская деятельность по физиологии растений"

Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивиду...