Рабочая программа проектной исследовательской деятельности "Химия и питание"
рабочая программа по химии (9 класс)
Kурс «Химия и питание» насыщен проектными исследовательскими практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Ессентуки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
(МБОУ СОШ № 9 г. Ессентуки)
_______________________________
Ермолова ул., д.137, Ессентуки город, Ставропольский край, 357600
Тел./факс (87934) 6-86-89 E-mail: class="c3 c23">
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________ В.Ц. Андреева «______» ___________________ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Председатель педагогического совета _____________________ М.Ю. Некрасова «_______»__________________2024г. Протокол заседания педагогического совета № ____ от «_____» ____________ 2024 г. Приказ №_________ от «_____»________________2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектной исследовательской деятельности учащихся
«Химия и питание»
(предмет, название курса)
для 9 «А,Б,В,Г» классов, базового уровня
(уровень: базовый, профильный, углубленный)
Разработчик Орлова Ирина Николаевна
(Ф.И.О.)
Должность: учитель химии
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании МО учителей естественного цикла
Протокол №1 от «____» ________________2024г.
Руководитель МО __________________________ ( Котенева В.К. )
подпись расшифровка
Ессентуки
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс был разработан и апробирован учителем химии Орловой И.Н., имеет экспертное заключение редакционной комиссии журнала «Химия», издательский дом «1 сентября», где был опубликован в №7 2007г. (). А также размещен в каталоге файлов – на сайте учителя химии Орловой И.Н. (.)
Химия как учебный предмет помогает учащимся создать представление о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в быту.
Цель курса – cоздание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.
Главное содержание курса – естественно-научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).
Особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Учащиеся знакомятся с универсальным характером естественно-научной деятельности, что помогает видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.
Программа курса позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе питания человека, основных компонентах пищи.
Kурс «Химия и питание» насыщен проектными исследовательскими практическими работами, основная цель которых – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как приготовить вкусный бульон или полезное отварное мясо, отличить маргарин от сливочного масла, проверить свежесть подсолнечного масла и определить качество меда. Предлагается методика расчета дневного рациона питания, исходя из собственной потребности в килокалориях. Обсуждается, как снизить содержание нитратов в растительной пище, на что нужно обращать внимание при выборе продуктов питания. Рассмотрено, какие бывают пищевые добавки и как они влияют на организм человека. А самое главное – учащиеся должны понять, что их здоровье зависит прежде всего от образа жизни и самостоятельного, обдуманного выбора, что и как употреблять в пищу.
На итоговом зачетном занятии учащиеся защищают творческие отчеты о проведенной исследовательской работе, что может служить профильной пробой при прохождении курса.
Данная программа рассчитана на 16 ч.
Задачи курса – рассмотреть и изучить основные компоненты пищи; сформировать у учащихся направленность химических знаний; помочь сделать осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Общая характеристика питания человека (2 ч)
Основные компоненты пищи. Гигиена питания. Продукты питания. Нормы питания. Продукты питания, модифицирование методами генной инженерии.
Практическая работа № 1 «Составление суточного пищевого рациона».
Тема 2. Белки, жиры, углеводы – три «кита»,
используемые человеком для питания (6 ч)
Состав, строение и биологическая роль белков, жиров и углеводов.
Практическая работа № 2 «Открытие белков в продуктах питания. Денатурация белков. Анализ молока».
Практическая работа № 3 «Особенности важнейших липидов и методы их определения».
Практическая работа № 4 «Определение углеводов в биологических объектах. Анализ чипсов».
Практическая работа № 5 «Определение качества меда».
Домашняя практическая работа «Получение растворов из продуктов питания, их значение для организма человека».
Тема 3. Макро- и микроэлементы –
важные составляющие здоровья человека (2 ч)
Биологическая роль отдельных элементов (Ca, Mg, Na, K, P, Fe и др.). Причина недостаточности минеральных элементов. Основные продукты, содержащие минеральные элементы. Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека и способы его снижения.
Практическая работа № 6 «Определение содержания некоторых микро- и макроэлементов».
Тема 4. Витамины и ферменты,
их биологическая роль и значение в питании человека (2 ч)
Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.
Практическая работа № 7 «Обнаружение витаминов и ферментов в пищевых продуктах».
Тема 5. Пищевые добавки (2 ч)
Kлассификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.
Практическая работа № 8 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках. Химический анализ лимонада. Получение ароматической добавки – грушевой эссенции».
Тема 6. Лечебно-профилактическая роль питания (2 ч)
Очищение организма – необходимость XXI в.
Практическая работа № 9 «Физико-химический процесс, используемый для очистки воздуха, воды и организма человека».
Тема 7. Kонференция «Волшебница-химия
в продуктах питания» (1 ч)
Защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Практическая работа № 1
«Составление суточного пищевого рациона»
Расход энергии на различные виды деятельности (вывешивается таблица).
Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд (вывешивается таблица).
Суточный рацион питания (вывешивается таблица).
Практическая работа № 2
«Открытие белков в продуктах питания.
Денатурация белков. Анализ молока»
Исследовательское задание 1 «Цветные реакции на белки»:
а) биуретовая реакция;
б) ксантопротеиновая реакция.
Исследовательское задание 2 «Денатурация белков»:
а) ионами тяжелых металлов; б) кислотами; в) спиртами; г) кипячением.
Исследовательское задание 3 «Kак приготовить вкусный бульон и полезное отварное мясо».
Исследовательское задание 4 «Анализ молока»:
а) реакции молока на лакмус и фенолфталеин;
б) осаждение казеиногена;
в) обнаружение глюкозы;
г) обнаружение солей фосфорной кислоты;
д) определение солей кальция;
е) осаждение белков молока солями тяжелых металлов.
Практическая работа № 3
«Особенности важнейших липидов
и методы их определения»
Исследовательское задание 1 «Сравнение жиров растительного и животного происхождения».
Исследовательское задание 2 «Выделение липидов из продуктов питания».
Исследовательское задание 3 «Отличие пищевых масел от машинных. Определение свежести подсолнечного масла».
Исследовательское задание 4 «Распознавание сливочного масла».
Практическая работа № 4
«Определение углеводов в биологических объектах.
Анализ чипсов»
Исследовательское задание 1 «Определение углеводов в биологических объектах»:
а) качественная реакция на крахмал, выделение крахмала;
б) качественная реакция на глюкозу;
в) качественная реакция на фруктозу.
Исследовательское задание 2 «Анализ чипсов».
Анализ на содержание:
а) масла; б) крахмала; в) хлорида натрия; г) анализ на калорийность.
Практическая работа № 5
«Определение качества меда»
1) Органолептические показатели.
2) Анализ на наличие органических красителей.
3) Анализ на наличие крахмала, муки.
4) Анализ на наличие карбонатов.
5) Определение зрелости меда (содержание фруктозы и глюкозы).
Практическая работа № 6
«Определение содержания некоторых
микро- и макроэлементов»
Исследовательское задание 1 «Определение кальция в яичной скорлупе».
Исследовательское задание 2 «Определение катионов натрия в поваренной соли».
Исследовательское задание 3 «Определение серы в белке».
Исследовательское задание 4 «Обнаружение ионов кальция и магния в костной ткани».
Исследовательское задание 5 «Обнаружение нитратов в продуктах питания. Предотвращение отравления нитратами».
Практическая работа № 7
«Обнаружение витаминов и ферментов
в пищевых продуктах»
Исследовательское задание 1 «Обнаружение витаминов»:
а) определение витамина А в подсолнечном масле и рыбьем жире;
б) определение витамина D в рыбьем жире;
в) определение витамина С в различных овощах и плодах.
Исследовательское задание № 2 «Обнаружение ферментов»:
а) обнаружение оксидоредуктазы в молоке;
б) обнаружение каталазы в пищевых продуктах; в) действие слюны на крахмал.
Практическая работа № 8
«Изучение состава пищевых продуктов,
указанного на этикетках. Химический анализ лимонада.
Получение ароматической добавки – грушевой эссенции»
Исследовательское задание 1 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках» (использование таблиц с классификацией пищевых добавок, справочных данных).
Исследовательское задание 2 «Химический анализ лимонада». Определение наличия:
а) углекислого газа; б) лимонной кислоты; в) красителей.
Исследовательское задание 3 «Получение пищевых добавок»:
а) получение ароматической добавки – грушевой эссенции;
б) получение растительных красителей, опыты с пищей (изменение окраски в зависимости от среды раствора).
Практическая работа № 9
«Физико-химический процесс, используемый
для очистки воздуха, воды и организма человека»
1) Взаимодействие активированного угля с раствором чернил.
2) Исчезновение запаха одеколона и духов при действии на них адсорбентов. (Воздушная кукуруза, кукурузные палочки, хлеб – хорошие адсорбенты.)
Тема 7. Данное занятие проводится в форме «круглого стола» или школьной конференции. Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований.
Тематическое планирование | ||
Дата | № | Тема |
1 | Основные компоненты пищи. Гигиена питания. | |
2 | Практическая работа № 1 «Составление суточного пищевого рациона». | |
3 | Состав, строение и биологическая роль белков, жиров и углеводов. | |
4 | Практическая работа № 2 «Открытие белков в продуктах питания. Денатурация белков. Анализ молока». | |
5 | Практическая работа № 3 «Особенности важнейших липидов и методы их определения». | |
6 | Практическая работа № 4 «Определение углеводов в биологических объектах. Анализ чипсов». | |
7 | Практическая работа № 5 «Определение качества меда». | |
8 | Практическая работа №6 «Получение растворов из продуктов питания, их значение для организма человека». | |
9 | Биологическая роль отдельных элементов (Ca, Mg, Na, K, P, Fe и др.). Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека и способы его снижения. | |
10 | Практическая работа № 7 «Определение содержания некоторых микро- и макроэлементов». | |
11 | Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи. | |
12 | Практическая работа № 8 «Обнаружение витаминов и ферментов в пищевых продуктах». | |
13 | Kлассификация пищевых добавок, их влияние на организм человека. | |
14 | Практическая работа № 9 «Изучение состава пищевых продуктов, указанного на этикетках. Химический анализ лимонада. Получение ароматической добавки – грушевой эссенции». | |
15 | Очищение организма – необходимость XXI в. | |
16 | Kонференция «Волшебница-химия в продуктах питания» | |
Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Савина Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: АСТ, 2004; Физика и химия. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников. Минск: Валев, 1995; Леенсон И.А. Занимательная химия.
8–11 классы. В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Эммануэль Н.М., Занков Г.Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986; Эйхмер В. Яды в нашей пище. М.: Мир, 1983; Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 10–15; Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Kнига для учителя. М.: АРKТИ, 1999; Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001; Лыгин С.А., Бельц С.В. Эксперимент при изучении сахарозы и крахмала. Химия в школе, 2015, № 2;
Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе, 1997, № 5; Солодова Н.И., Волкова Л.А. Kак определить качество меда. Химия в школе, 2012, № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...
Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.
Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....
Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности по математике 5 класс
Проектная деятельность по математике 5 класс...
Программа проектно-исследовательской деятельности по химии
Программа предназначена для учителей химии, работающих с учащимися 8 класса. Программа позволит педагогу развить индивидуальные способности учащегося через проектную или исследовательскую деятельность...

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"
рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"...

Рабочая программа " Проектно - исследовательская деятельность по физиологии растений"
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивиду...