Использование современных технологий на уроках биологии и химии
методическая разработка по биологии

Чебодаева Татьяна Евгеньевна
Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве» Методика – как? Технология - как это сделать оптимально

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные педагогические технологии Чебодаева Т.Е. Учитель химии и биологии 2025г

Слайд 2

СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ -СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ -ШАБЛОН, ОДНООБРАЗИЕ -УПОРЯДОЧЕННАЯ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА -ЛИШЕНИЕ УЧЕНИКОВ ФУНКЦИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ПЛАНИРОВНАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ -ОГАНИЗАЦИОННАЯ ЧЕТКОСТЬ -УЧЕНИКИ ИЗОЛИРОВАНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА В ОБЩЕНИИ -ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫБОРА -ПОСТОЯННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ -ПАССИВНОСТЬ ИЛИ ВИДИМОСТЬ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ -ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ РЕСУРСОВ ПРИ МАССОВОМ ОБУЧЕНИИ -УСРЕДНЕННЫЙ ПОДХОД -ОТСУТСТВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА -НЕГАТИВИЗМ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И АЛЬТЕРНАТИВИЗАЦИЯ ТО

Слайд 3

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве» Методика – как? Технология - как это сделать оптимально?

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ СМЫЛОВОГО ЧТЕНИЯ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Слайд 6

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Слайд 7

ЭТАПЫ УРОКА ПЕРВЫЙ ЭТАП – « вызов» .Его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данному вопросу или проблеме. ВТОРОЙ ЭТАП - «осмысление» ставит другие задачи: - помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми. Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке по данной теме .

Слайд 8

Задачи фазы вызова: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы осмысления: Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 9

ПРИЕМЫ - «Верное или неверное утверждение» -Проблемные вопросы - «Толстые и тонкие» вопросы - Рассказ-предположение по ключевым словам - « Ассоциации» Перепутанные логические цепочки - Кластеры -Таблицы « Лови ошибку» Синквейн таблицаЗХУ Инсерт

Слайд 10

ЗАДАНИЕ КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ВАС ПРИ СЛОВЕ: БЕЛКИ НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ ЖИРЫ

Слайд 11

Технология проектного обучения «ПРОЕКТ» - лат. «брошенный вперед» Разработка и создание учеником под контролем учителя нового продукта, имеющего практическое значение, с последующим публичным его предъявлением

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ По виду деятельности Социально значимые Исследовательские Информационные (обработка статистики) Творческие (практико-ориентированные) Педагогические По затратам времени Краткосрочные (2-6ч) Среднесрочные (12-15ч) Долгосрочные (четверть, полугодие, год) По количеству участников По предметно содержательной области Монопроекты (по одному предмету) Межпредметные проекты

Слайд 13

Этапы реализации проекта Разработка проекта Создание (изготовление) проекта Презентация(защита) проекта

Слайд 14

Этапы разработки проекта поиск проблемы, выбор темы обоснование Почему? это для меня важно целеполагание Зачем? нужен проект постановка задач Что? я должен сделать, чтобы проект получился выбор методов и способов деятельности Как? я это сделаю ожидаемый результат Что? я получу

Слайд 15

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Цель - развитие творчества ученика Мотивация успеха Активные методы обучения (беседа, диспут, совместный поиск) Самостоятельность в приобретении знаний, освоении способов познания мира Групповые и индивидуальные формы организации деятельности Учитель – помощник, советчик, консультант, координатор Результат – творческая самореализация учащегося

Слайд 16

Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Слайд 17

Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.

Слайд 18

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 19

ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ 1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. 2.Приём «Составление краткой записи» 3. Приём «Составление вопросов к упражнению» 4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Слайд 20

ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ 5. Приём «Инсерт» 1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?) 6. Приём «Ключевые слова» 7. Приём «Верные и неверные утверждения» 8.Приём «Верите ли вы…» 8. Приём «Синквейн»

Слайд 21

Задание РЕГУЛЯЦИЯ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ Пищеварение в желудке происходит под действием желудочного сока, который вырабатывается главными, обкладочными и добавочными одноклеточными железами желудка. Пища находится в желудке 6-8 часов, и все это время обрабатывается выделяющимся желудочным соком. И.П. Павлов, изучая желудочную секрецию, сделал важнейшее открытие, за которое был удостоен Нобелевской премии. Ученый установил, что существуют фазы желудочной секреции. Первая, мозговая фаза , является рефлекторной и запускается возбуждением рецепторов, находящихся за пределами желудка: зрительных, обонятельных, вкусовых. Нервные импульсы от этих рецепторов поступают в центр сокоотделения в продолговатом мозге, а из него – к железам желудка. Влияния передаются по волокнам блуждающего нерва . Мозговая фаза длится 1,5 – 2 часа . Павлов выяснил, что существует вторая, желудочная фаза секреции желудочного сока. Пища действует на рецепторы слизистой желудка, и происходит дальнейшее выделение желудочного сока. Последующие опыты показали, что если у собаки перерезать блуждающий нерв, пищу вкладывать в желудок через фистулу, исключить возможность видеть пищу, ощущать ее запах (т.е. исключить нервную регуляцию), то через 30 - 60 мин начинается и продолжается выделение желудочного сока.

Слайд 22

V известно + новое знание ↔ противоречие, думал иначе ? не понятно, необходимо узнать больше Затем маркированная информация кратко фиксируется в таблице: V + ↔ ?

Слайд 23

проверка V + ↔ ? пища в желудке 6 – 8 часов переваривается под действием желудочного сока желудочный сок вырабатывают железы желудка существуют фазы выделения желудочного сока: мозговая и желудочная мозговая фаза рефлекторная, 1,5 – 2 часа пища переваривается в желудке 6 - 8 часов, а рефлекторно сок выделяется 2 часа после перерезки блуждающего нерва выделяется желудочный сок каков механизм выделения желудочного сока после перерезки блуждающего нерва?

Слайд 24

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Это процессы подготовки и передачи информации с помощью компьютера Формирование у ученика умения работать с информацией Решение проблемы индивидуализации обучения Возможность выбора учеником форм и методов работы Интерактивность средств обучения Использование компьютера на любом этапе урока Повышение мотивации к учению (мотивация успеха)

Слайд 25

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Полная замена деятельности учителя ИКТ Частичная замена деятельности учителя ИКТ Фрагментарное использование ИКТ Использование тренинговых программ Использование диагностических и контролирующих материалов Выполнение домашних заданий Построение графиков, вычисления на компьютере Использование игровых и занимательных программ Использование мультимедиаматериалов Применение пользовательских программ Использование Интернет

Слайд 26

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ . ФОРМЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УЧЕНИКА: индивидуальная работа с обучающей системой; проектный метод работы; моделирование: использование готовых моделей и разработка новых; сбор информации в Internet; автоматические системы тестирования; игровые формы, конкурсы, викторины; коммуникации; собственное информационное пространство; создание и использование на уроках презентаций

Слайд 27

Примеры использования ИКТ на различных уроках Русский язык – программы-тренажеры (диктанты, изложения, сочинения). Проверка орфографии компьютером Математика – формулы и расчеты в электронных таблицах, обучающие программы Иностранные языки – интерактивные курсы обучения языку, мультимедиатренажеры, электронные учебники, метод. комплексы Физика, химия, биология – обработка результатов экспериментов в электронных таблицах, обучающие и моделирующие программы по темам

Слайд 28

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Цель – приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков, развитие творческих способностей Создание проблемной мотивации Построение оптимальной проблемных ситуаций Отбор и использование самых актуальных сущностных задач Учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности

Слайд 29

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Слайд 30

Цель модульного обучения: Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Слайд 31

Особенности модульной технологии: обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление четкая структуризация содержания обучения последовательное изложение теоретического материала обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний вариативность обучения адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся

Слайд 33

Алгоритм составления модуля: Определение места модульного урока в теме. Формулировка темы урока. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. Подбор необходимого фактического материала. Отбор методов и форм преподавания и контроля. Определение способов учебной деятельности учащихся. Разбивка учебного содержания на отдельные учебные элементы и определение цели каждого из них. Составление модуля данного урока Тиражирование на каждого ученика

Слайд 34

Задание Выполнить УЭ3 и УЭ4 Предложенного урока по теме Фотосинтез

Слайд 35

УЭ 3

Слайд 36

Игровые технологии Игровые технологии - группа методов, приемов, средств организации педагогического процесса в форме педагогических игр, характеризующихся учебно-познавательной направленностью.

Слайд 37

Главный компонент игровой технологии непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Слайд 38

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте Особенностями игры в данном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций . Деловая игра как один из видов игры присущей среднему и старшему возрасту Имитационная Операционная Психодрама Социодрама Деловой театр Ролевая

Слайд 39

Игры 1. поиграй в учителя - ролевая 2. Алфавит – ситуационная 3. Комплимент – психологическая на разрядку 4. снежный ком - психологическая на разрядку 5. лошадки - психологическая на разрядку 6. Скороговорки, загадки

Слайд 40

Задание Скороговорки Люди разговорчивые Говорят разборчиво, Чисто, чётко, внятно – Каждому понятно Игра Лошадки Представьте, что мы озвучиваем кинофильм об ипподроме. Хлопки по коленям - бегущие лошади. Руки вверх резко и крик «Оп!» - взятие барьера. Хлопки по щекам - пробег по луже. Хлопки по груди-лошади близко от комментаторской кабины. Руки вверх и продолжительный крик «А-а-а!» - крики болельщиков. Ведущий начинает комментировать происходящее, а все - озвучивать. « Вот лошади стоят на местах! Старт! (все хлопают по коленям). Лошади бегут все быстрее! Первый барьер! Крики радостных болельщиков! Первый круг, лошади совсем близко! Бегут по луже, какой кошмар, кажется, одна лошадь осталась в луже!» громко кричат болельщики.

Слайд 41

Выводы: Ученик - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности учебно-познавательный. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...

Презентация выступления "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...

Использование современных технологий на уроках биологии.

Одной из форм текущего контроля успеваемости являются кейс-задания. Кейс-задания - основной элемент метода case-study, который относится к неигровым имитационным активным методам обучения....