Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"
статья по биологии (10 класс) на тему

Испалова Наталья Сергеевна

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

В нашей школе профильное образование введено с 2003 года. Вначале было два класса: социально-экономического и информационно-технологического профиля. В 2004 году открыли класс химико- биологического профиля, в котором углубленно изучается химия (3 часа в неделю), и биология (3 часа в неделю), а также элективные курсы 1 час: «Химия в задачах», «Элементы побочных подгрупп», «Прикладная биология», «Экология».

Набор учащихся в профильный класс осуществляется по нескольким критериям. Основным из них является обязательная сдача ОГЭ по профилю (химия и биология), успеваемость по профильным предметам и др.

Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов:

1) изучение базовых общеобразовательных предметов, обязательных для всех учащихся;

2) изучение профильных предметов: биология, химия.

3) элективные курсы - курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся.

В преподавании курса химии и биологии выделяются некоторые особенности.

Во-первых, существенно меняется уровень теоретического материала. Увеличено количество недельных часов – до 3. Преподавание химии и биологии на профильном уровне ведется согласно авторской программе (Н.С. Новошинской по химии и И.Н.Пономаревой по биологии) Программы является логическим продолжением курса основной школы. Некоторые темы курсов химии и биологии рассматриваются снова, но на более высоком уровне, идет расширение тем, с целью формирования единой целостной научной картины мира.

Во-вторых, значительное место в профильном образовании отводится химическому эксперименту, исследовательской работе, лабораторным работам, что дает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения при работе с химическими веществами, природными объектами выполнении простых химических опытов, лабораторных работ, а также учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Увеличено количество практических и лабораторных работ, которые служат средством не только закрепления умений и навыков, но и контроля за качеством обучения. Для этого в школе созданы все условия: имеется лабораторное оборудование, реактивы, ТСО. Среди многообразия методов, используемых для достижения поставленных целей, наиболее эффективными, на мой взгляд, являются исследовательские методы, которые занимают одно из центральных мест в проблемном обучении. Использование этих методов предусматривает, что в процессе поиска ответов для решения одних вопросов возникают новые. Исследовательская деятельность дает возможность школьникам проверить свои знания, реализовать свои возможности, проявить творчество, рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения. Исследовательская работа учит обучающихся четко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской работой принимают активное участие в научно-практических конференциях. Тематика исследовательских работ ориентирована на индивидуальные особенности и интересы учеников. В этом году работы ребят были разбиты на блоки 1: «Экология и здоровье», 2: «Экологическое состояние окружающей среды», 3: «Проблема брошенных домашних питомцев». Учащиеся стали победителями и призерами муниципальных и зональных научно- практических конференций.

Профильное обучение даёт учащимся: прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Большая часть ребят профильного класса поступают в медицинские ВУЗы страны. За последние три года около 50% поступивших учащихся успешно обучаются на бюджетных местах.  ЕГЭ стал обязательным и является инструментом, с помощью которого можно объективно оценить знания учащихся. При подготовке к ЕГЭ наибольшую трудность вызывает изучения курса органической химии в 10 классе. Курс включает изучение теории строения органических веществ, важнейших классов органических соединений на основе их генетической связи в порядке усложнения строения от сравнительно простых веществ до наиболее сложных, входящих в состав живых организмов. Учащиеся знакомятся с зависимостью свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул. Традиционные химические процессы рассматриваются с позиции биохимии и физиологии на основе взаимосвязи с биологией и медициной. На эти вопросы уделяется особое внимание, т.к. эти знания нужны в ВУЗе.

Профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также использование активных методов обучения. Возникает проблема выбора необходимых методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность

Применение различных форм и современных технологий на уроках химии и биологии способствует не только получению знаний, но и вызывает интерес к предметам.

Технология модульного обучения показала, что она экономит время при изучении нового материала или при повторении и обобщении пройденных тем. Данная технология применима при работе в группах и индивидуальном обучении. Особенно это актуально в 10 классе, где мы работаем по новой программе ФГОС с 2017 года. Технология модульного обучения обеспечивает более качественное освоение материала на требуемом стандартом уровне, в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения учащегося. Применение данной формы позволило повысить успеваемость в классе до100% и качество до 85%.

Трехчасовая программа позволяет более эффективно, в форме зачета, контролировать пройденный материал. Особенно это важно при изучении классов органической химии. Зачет провожу в три этапа: теоритическая часть устно, затем письменно и, в заключении, тестовые задания. Очень важным является то, что учащиеся получают три оценки, которые должны быть не ниже «хорошо», а лучше «отлично». Есть возможность пересдачи тем, только после хорошего усвоения темы можно ожидать и хороший результат.

Сегодня невозможно представить уроки без применения наглядных методов, в том числе и ИКТ.

Информационно- компьютерные технологии позволяют расширить возможность подачи информации, развивают интерес, внимание, наблюдательность, наглядно-образное мышление. Конечно же увеличивает плотность урока, объём информации, формирует многие навыки, в том числе и к самоконтролю.

 Одним из очень важных методов обучения в профильном классе является практический метод. Использование учебно-материальной базы школьных кабинетов химии и биологии способствует активизации самостоятельной, творческой, поисковой, деятельности учащихся, вызывает интерес к предмету. Почти все знаменитые химики, по их рассказам, с детства любили ставить химические опыты. Химия – наука экспериментальная, невозможно ее познать без опытов. Как говорится в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Изучение биологии эффективно на натуральных объектах. Учащиеся 10 класса получают индивидуальные летние задания по изготовлению гербарного материала, собирают коллекции насекомых, семян, плодов. Этот материал используется при повторении ботаники и зоологии.

Использование метода КСО – коллективного способа обучения также немаловажно в профильном обучении. Этот метод зарекомендовал себя наилучшим образом при организации различных видов уроков: практической, лабораторной работах, уроках-практикумах, обобщении, а также при использовании опорных конспектов, алгоритмов, технологических карт, при создании презентаций. Используя этот способ каждый ученик раскрывается, саморазвивается, учится хорошо и грамотно выражать свои мысли. В результате использования КСО:

-каждый ученик учит каждого;

-все говорят, умеют слушать;

-все общаются, сотрудничество становится нормой общения;

-каждый работает и на себя и на других;

-растет ответственность;

-происходит сплоченность коллектива.

Учащиеся профильного класса принимают активное участие в муниципальных и региональных мероприятиях по профилю: конференциях, олимпиадах, ежегодно занимают призовые места. Конечной цель обучения в профильном классе конечно является успешная сдача ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение. Результаты за последние годы: в 2016 г. Средний балл по химии 73,8 баллов по школе (по краю 60,6 баллов) и 76,9 по биологии (средний балл по краю 58,2 балла). Из 14 сдавших экзамен три учащихся набрали больше 90 баллов по химии. Бондаренко Анна набрала максимальный балл-100 баллов.

Профильное образование - это систематизированная подготовка учащихся, направленная на более индивидуализированное, отвечающее реальным запросам и учитывающая интересы, склонности и способности старшеклассников которая обеспечивает осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Учитель химии и биологии МБОУ СОШ№1 г. Тимашевск Испалова Наталья Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Образовательные технологии на уроках биологии и химии

Перечень технологий которые успешно используются в работе...

Современные технологии на уроках биологии

В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. В исследовании использовались методы анализа документов и литературы, сравнительный анализ....

Презентация выступления "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...

Современные образовательные технологии на уроках биологии и химии

Современные образовательные технологии на уроках биологии и химии...

Современные образовательные технологии на уроках биологии и химии

Современные образовательные технологии на уроках биологии и химии...

Формы и методы обучения на уроках биологии и химии

Активные формы обучения на уроках биологии и химии...