РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал по биологии

Согласно обновлённым ФГОС третьего поколения, функциональная грамотность определяется как способность обучающихся решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД НА МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ17.84 КБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

НА УРОКАХ ХИМИИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 Выступление на методобъединении .

Согласно обновлённым ФГОС третьего поколения, функциональная грамотность определяется как способность обучающихся решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Другими словами, школьникам важно понимать, как изучаемые ими предметы помогают определиться с выбором профессии и своего места в жизни. Поскольку химия является важным профилирующим предметом при выборе учащимися будущих профессий медико-биологического, фармацевтического, сельскохозяйственного, химико-технологического профиля, я стараюсь на своих уроках отбирать задачи именно практико-ориентированного характера. Часто такие задачи являются интегрированными с материалами курсов биологии, физиологии человека, валеологии, экологии.

Научиться решать задачи  по химии – дело непростое, но выполнимое. Если использовать задачи с практическим содержанием , касающиеся разных сторон нашего быта, повседневной жизни , нашего досуга , условий жизни человека  и сохранения окружающей среды

Рассмотрим примеры задач с практическим содержанием Весьма интересными и полезными являются задачи из сборника    Л.Ю.Аликберовой и Н.С. Рукк «Практико-ориентированные задания по химии 8-9 классы». Многие из них медико-биологического, сельскохозяйственного, экологического содержания [3]:

1.Витамин А (ретинол) улучшает состояние кожи и слизистых оболочек глаз, повышает иммунитет, а главное, обеспечивает остроту зрения в сумерках.

При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» (человек плохо видит в ночное время). Ретинол содержится в молоке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, а также можетсинтезироваться в печени человека из провитамина А – каротина. Источником каротина являются морковь, томаты и облепиха. Суточная потребность в витамине А – 2,0 мг, или 6 мг каротина. Рассчитайте, достаточно ли для удовлетворения потребности организма в витамине А съедать каждый день 100 г моркови? Считайте, что морковь содержит в среднем 0,005 каротина. (Ответ: недостаточно)

2.Дефолиантами называются вещества, вызывающие искусственный листопад. Их применение облегчает машинную уборку урожая. В составе одного из дефолиантов обнаружено по (массе) 21,6% натрия, 33,3% хлора и 45,1% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. (Ответ:NaClO–хлорат натрия)

 

3.В  химической лаборатории случайно разлили на полу концентрированную азотную кислоту , содержащую 0,76 моль азотной кислоты. Для нейтрализации  кислоты использовали технический мел, содержащий  96% карбоната кальция (остальное диоксид кремния и другие силикатные минералы). Рассчитайте массу технического мела , который потребовался  для обезвреживания пролитой кислоты. Определите так же объем выделившегося диоксида углерода (при н.у.)

Дано :                                                                             Решение:

n(HNO3 ) =0,76моль                                      2 HNO3  +  СаСО3   =  Са( NО3)2  +  Н 2О + СО2

w (СаСО3)=96%= 0,96                                  n(СаСО3)=  1/2n (HNO3  ) = ½ * 0,76 = 0,38 моль

М(СаСО3) = 100г/моль                                m(СаСО3) = n(СаСО3) * M (СаСО3) =38*100=38г    

VM = 22,4 л/моль                                        m (мела)= m(  СаСО3)  / w( СаСО3)= 38/0,96 =39,6г        

Найти: m (мела)                                         n (СО2) =  1/2n (HNO3  ) =  ½ * 0,76 = 0,38 моль

V( СО2)                                                       V( СО2)  = n (СО2)* VM=0,38моль *22,4 =8,5л

Ответ: масса технического мела , который потребовался для обезвреживания пролитой кислоты  равен 39,6г технического мела и  объем выделившегося газа равен 8,5 л.

Важно отметить, что на уроках учащиеся сначала учатся внимательно читать условие задачи, анализировать и сопоставлять данные в ней, выявлять межпредметные связи, обдумывать ход решения задачи на основе усвоенных ранее алгоритмов её решения и личного опыта, предлагают свои варианты решения.

Таким образом, решение практико-ориентированных задач на уроках химии способствует формированию у школьников функциональной грамотности в плане умения ими решать разнообразные учебные задачи при помощи предметных и метапредметных знаний, своего жизненного опыта. Радость успеха в решении задач вдохновляет школьников на более углубленное изучение химии и делает возможным выбор будущей профессии, связанной с этой поистине увлекательной и необходимой наукой.

Список использованной литературы:

НовошинскийИ.И.,НовошинскаяН.С. Типы химических задач и способы их решения. Москва:Русское слово,2019.

КендиванО.Д.-С. Химия. Практические задачи для любознательных. Москва:

Илекса, 2023.

АликбероваЛ.Ю.,РуккН.С. Практико-ориентированные задания по химии.

Москва: Экзамен, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.

Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и ...

Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии

Описание педагогического опыта.Назначение данной работы: В данной статье освещаются вопросы реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситу...

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...

Урок " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс

Технологическая карта урока " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс...

"Формирование химической компетенции обучающихся через решение практико-ориентированных задач на уроках химии"

Назначение данной работы: В данной теме самообразования освещаются вопросы  реализации практико-ориентированных заданий на уроках химии. С помощью проблемно - творческих заданий и ситуационных за...

Формирование функциональной грамотности через решение практико-ориентированных задач на уроках математики

В работе рассматриваются такие понятия, как функциональная грамотность, функциональная математическая грамотность, сформулирована проблема формирования функциональной математической грамотности, приве...