Главные вкладки

    РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.
    материал по математике (5 класс)

    Фурманова Елена Константиновна

    Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_mo_09.01.19_1g.docx19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    В 5-6 КЛАССАХ.

    На сегодняшний день существует концепция, в основе которой лежит  идея усиления практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция реализуется в идее практико-ориентированного обучения.

    Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

    В системе образовании на всех ступенях обучения применяют развивающие технологии и компетентностный подход. Эти технологии призваны формировать наряду с предметными знаниями, универсальные учебные действия у учащихся. На уроках математики реализация компетентностного подхода осуществляется за счет применения практико-ориентированных задач, а также деятельностных и компетентностно- ориентированных заданий. 

    Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли математики в современной цивилизации.

    Практико-ориентированная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Основным средством реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности курса математики специально подобранная система задач. совершенствования, анализ деятельности).

    Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.

    Дидактические цели практико-ориентированных заданий:

    - Закрепление и углубление теоретических знаний.

    - Овладение умениями и навыками по учебной дисциплине.

    - Формирование новых умений и навыков.

    - Приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям.

    - Изучение новых методов научных исследований.

    - Овладение общеучебными умениями и навыками.

    - Развитие инициативы и самостоятельности.

    Виды практико-ориентированных заданий:

    - Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);

    - Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы);

    - Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов

    Задача учителя математики – показать, как используются математические понятия для понимания явлений и процессов, изучаемых науками в природе и обществе. Для этого необходимо:

    а) определить темы курса математики, в которых наиболее характерно выступают мировоззренческие основы;

    б) вычленить темы из курсов химии, физики и других дисциплин, наиболее пригодные для использования в них математического аппарата;

    в) отобрать и выработать методы обучения, соответствующие поставленной цели;

    г) наметить формы применения математических методов и понятий в других дисциплинах.

    Для развития прикладных математических навыков при подборе упражнений необходимо формировать следующие умения и навыки:

    • целеустремленное составление и анализ математических моделей реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступном учащимся уровне;
    • отбор данных, нужных для решения задачи, прикидка их необходимой точности;
    • выбор заранее не заданного метода исследования;
    • составление задач, решение с помощью предварительного вывода аналитических зависимостей;
    • составление задач, требующих для своего решения знаний из различных разделов курса;
    • доведение решения задач до практически приемлемого результата;
    • применение справочников и таблиц;
    • прикидки, оценки порядков величин;
    • действия с различными величинами;
    • методы контроля правильности решения.

    Однако следует иметь в виду, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, которая обеспечила бы закрепление всего теоретического материала, изучаемого на уроках математики.

    Следует отметить, что математике принадлежит ведущая роль  в формировании алгоритмического мышления. А также, воспитание умений действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

    В настоящее время системно-деятельностный подход, положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, определил три группы требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных). Именно решение задач ведет к развитию способности самостоятельно и логически мыслить, учит строить математические модели реальных ситуаций, возникающих при практической трудовой деятельности людей. Решение задач – основной вид деятельности на уроках математики и, поэтому, интересное содержание задач делает актуальными для учащихся математические знания. «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

    2.1 Практико-ориентированные задачи

    Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

    Наполнение учебных материалов, задачами, приближенными к жизни требует, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой создание специальных методик работы с ними.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико - ориентированные задачи на уроках математики в 5 - 6 классах

    Практико - ориентированные задачи, которые можно использовать на уроках ...

    Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

    В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

    Занимательные задачи на уроках математики для 5-8 классов

    38 занимательных задач, которые можно применить на уроках математики для развития итереса к предммету....

    Решение типовых арифметических задач на уроках математики детьми с нарушением интеллекта

    В работе представлены способы решения типовых арифметических задач на уроках мадематики....

    Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах

    Использование творческих задач на уроках математики  в 5-6 классах...

    Нестандартные задачи на уроках математики в 7-11 классах

    В разработке представлены нестандартные задачи для учащихся 7-11 классов...

    «Разработка конкретной практической детской задачи на уроках математики в 5-9 классах»

    laquo;Разработка конкретной практической детской задачи на уроках математики в 5-9 классах»...