Главные вкладки

    Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах
    статья по математике (5, 6 класс)

    Каракулина Оксана Борисовна

    Использование творческих задач на уроках математики  в 5-6 классах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование творческих задач на уроках  математики  в 5-6 классах

    учитель математики, физики, информатики

    МБОУ "Основная общеобразовательная  Архангельская школа"

    Белгородской области  Старооскольского   района

    Одна из форм работы, на которых возможно применение творческих задач – это самостоятельная работа.

    Творческие самостоятельные работы вызывают у учащихся наибольший интерес. Здесь они открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в неожиданных нестандартных ситуациях. Такой вид работ по математике служит формированию у учащихся интереса к предмету, воспитывает положительное отношение к предмету, развивает математическое мышление. Они предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности.

    Виды самостоятельных творческих работ, которые можно использовать на уроках:

    - решение задач и доказательство теорем нестандартным способом

    - решение задач несколькими способами

    - составление задач и примеров

    - решение задач на нахождение и составление закономерностей

    - задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, заполнить таблицу

    - математические сочинения (стихи, сказки)

    - исследовательские работы

    - конструирование и моделирование.

    Использование презентаций существенно помогает их организовать.

    Самостоятельно составить задачи обычно предлагают ученикам в конце изучения темы. Дают определенную целевую установку на их содержание: экологическое, нравственное, сказочное или фантастическое. Это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебнике задач не соответствует жизненным реалиям. Наиболее интересные задачи помещают на слайд, оживляя красками.

    Составление задач возможно:

    - по краткой записи

    - по формулам и уравнениям

    - по графикам и диаграммам

    - по заданному вопросу

    Важной особенностью нашего интеллекта является способность устанавливать взаимосвязи, находить закономерности. Поиск закономерностей, а также составление своих подобных задач – один из любимых видов деятельности моих учеников. Предлагаю я такие задания в качестве разминки, обычно, в начале урока.

    Примеры. 1. Определи закономерность и найди неизвестное число:

    2. Какая буква должна быть следующей в этой последовательности: O Д Т Ч П Ш С... http://free-math.ucoz.ru/_ld/1/52922616.jpg

    Для того, чтобы решить предложенную выше задачу, нужно понять, что же объединяет эти буквы. Можно проверить место букв в алфавите, форму букв, можно прикинуть так и эдак, и в конце концов придет озарение - последовательность представляет собой первые буквы слов один, два, три, четыре... Значит, следующая буква будет В.

    3. Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя. Если ученик ответит, что круг, значит, он заметил, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Но если кто-то другой решил, что лишним является квадрат, ответ тоже будет правильным, так как он является здесь единственной фигурой, имеющей четыре прямых угла. Если учащемуся кажется, что в эту компанию не вписывается треугольник, то и он тоже прав - это единственный несимметричный объект. Сектор, в свою очередь, единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Ну и, наконец, оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку. Короче говоря, каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но, в то же время, все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют. Главное при выполнении этого задания, привести аргументы, подтверждающие правильность выбора. http://free-math.ucoz.ru/_ld/1/35771125.png

    Написание математических сочинений, на мой взгляд, высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать. Такую самостоятельную творческую работу предлагают обычно в конце четверти, разрешаю ее дополнить рисунками или кроссвордами.

    Вот некоторые варианты тем для учащихся 5-6 классов:

    1. Как дроби помогают человеку.

    2. Простые числа.

    3. Мир треугольников.

    4. Симметричные фигуры.

    5. Прямоугольники различного вида.

    6. Как я подружился с модулем.

    7. Мои любимые задачи.

    На уроках математического моделирования в 5-х классах, т ученики с большим удовольствием решают задачи практического характера. Это задачи на разрезание, составление, шифрование, закрашивание и т.п.

    Например:

    1. Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Попытайтесь найти десять различных способов.

    2. Из шести одинаковых палочек составить 4 равносторонних треугольника.

    3. Определить вид треугольников (по сторонам и углам).

    Сначала ученики называют виды треугольников, изображенных на картинке. Затем каждый из них получает карточку, на которой необходимо раскрасить треугольники одного вида одинаковым цветом.  Таким образом, использование на уроках творческих задач позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и активизировать их работу на уроке, повышать интерес к изучению математике.

    Развитие творческой потенции ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Русский классик Л.Н. Толстой считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова, актуальны и сейчас.  Применяя творческие задания на уроках, школьник стремится к творческой самореализации. Они обеспечивают эффективность развития творческой активности школьников, делают возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности, способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности, оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности школьника.

    Использование на уроках математики творческих задач помогает развивать не только творческое мышление, но и стремление к изучению предмета, повышение мотивации и пр.

    Список использованной  литературы

    1. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников // Начальная школа: №1 - 1999 г.
    2. Пойа Д. Математическое открытие/ Д. Пойда. М.: Просвещение, 1970 – 266 с.
    3. Сивашинский Н. Х. Задачи по математике для внеклассных занятий / Н.Х. Сивашинский. М.: Просвещение. 1968. - 312 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование экологических задач на уроках математики.

    В работе говорится о важности экологического образования. Об интеграции учебного процесса. Приводятся примеры математических задач с экологическим содержанием....

    Использование творческих задач на уроках биологии.

    творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения....

    Использование олимпиадных задач на уроках математики в 5 и 6 классах

    Работа содержит примеры олимпиадных задач,которые можно включать в материалы уроков по определённым темам....

    Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

    В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....

    Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

    Данная работа посвящена теоретическим и практическим аспектам внедрения в начальный школьный курс математики логических задач.«Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого кла...

    Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

    Сообщение из опыта работы на районном семинаре учителей математики и информатики...

    Применение технологии ТРИЗ. Приемы использования открытых задач на уроках математики.

    В последние несколько лет во всём мире   много говорится  о переходе от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к...