Использование творческих задач на уроках биологии.
статья (биология) по теме

творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование творческих задач на уроках биологии.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете.

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.

Творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач  непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

    Творческие задачи позволяют мне на уроках:

  1. обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
  2. развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;

  Любая познавательная учебная задача по биологии, используемая в учебном процессе, выражает какое-то биологическое явление (группу явлений). Соотношение между искомыми и известными величинами содержатся внутри этого явления. Для того чтобы найти эти соотношения, необходимо не только знать сущность данного явления, систему его параметров, но и уметь эти параметры в данной задаче выделить, т.е. анализ задачи сводится к выделению и анализу явления. В практике работы в школе учащиеся чаще всего стремятся ответить на вопрос задачи «ДА» – «НЕТ», совершенно не рассматривая явление.    

      В своей практике   я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление,

 постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.

На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:

Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся    учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы.  

В 7 классе обучающиеся сами составляют творческие задачи при изучении темы: «Млекопитающие».

 Например:  

  1. Большинство приматов живут  в густых зарослях. Передвигаются прыжками с ветки на ветку. Какая особенность зрения помогает им так передвигаться.

  1. Зимой  пруды  в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы.

Пути решения познавательных учебных задач могут быть разными, но для привлечения   обучающихся к проблеме решения задач по биологии можно использовать различные формы:

  1. составление задачи, аналогично решённой, и выяснение способов и путей её решения;
  2. составление задачи обратной;
  3. решение задачи другими способами;

Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те, же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать   свои умственные способности.

Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы  пользоваться ими.

И именно творческие задачи, которые обучающиеся решают,    составляют сами,  стимулируют их к развитию творческого мышления.  

Решение творческих задач необходимо и для учащихся, так как они способствуют развитию познавательного интереса к предмету через радость творчества и те положительные эмоции, которые они испытывают при решении творческих задач. Учащиеся, работая в группе, приобретают навыки совместной работы в группе и решения проблемных ситуаций, в том числе на социальном и бытовом уровне. Это обязательно им поможет при решении жизненных проблем, и выжить в современном обществе.

         

                                                                                   Мстиславская Н.В

                                                                                  учитель биологии

                                                                                МОУ «Чойская СОШ»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных и творческих способностей школьников через использование занимательных задач на уроках информатики". Опыт обобщен на районном метод...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Статья: Использование проблемных, творческих заданий на уроках биологии.

Статья практической направленности. Содержит проблемные и творческие задания, которые можно использовать на уроках биологии....

Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах

Использование творческих задач на уроках математики  в 5-6 классах...

ДОКЛАД НА ТЕМУ «Использование проблемных ситуаций на уроках биологии в развитии творческого мышления»

Использование на уроках проблемных ситуации, как некий инструмент педагога для развития творческого мышления - это обучение, при котором учитель, организуя деятельность учащихся по решению учебных про...