ДОКЛАД НА ТЕМУ «Использование проблемных ситуаций на уроках биологии в развитии творческого мышления»
материал по биологии

Кривошеева Алена Сергеевна

Использование на уроках проблемных ситуации, как некий инструмент педагога для развития творческого мышления - это обучение, при котором учитель, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности, творческого мышления и усвоение готовых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заславская средняя общеобразовательная школа

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Использование проблемных ситуаций на уроках биологии в развитии творческого мышления»

                                                                 Учитель биологии и географии

Кривошеева Алена Сергеевна

д. Заславская, 2023 год

  1. Аннотация

Использование на уроках проблемных ситуации, как некий инструмент педагога для развития творческого мышления - это обучение, при котором учитель, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности, творческого мышления и усвоение готовых знаний.

Проблемное обучение – это не новое направление в образовании. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, с применением проблемных ситуаций на уроках, появились еще в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. А элементы проблемного обучения в виде постановки вопросов, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известны еще по эвристическим беседам Сократа.

В настоящее время большое значение для становления теории проблемного обучения имеют работы психологов. Они сделали вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и развитием творческого мышления, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик.

Практически каждый день мы можем испытывать в своей жизни присутствие различных проблем. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем – одно из качеств успешной личности человека.

Каждый ученик, проходя свой путь в стенах школы, также может на уроках сталкивается на первый взгляд с неразрешимыми вопросами усвоения школьной программы.

Но именно использование проблемных ситуаций в  обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.

Например, постоянное создание на уроке проблемных ситуаций с использованием проблемно-диалогической технологии начинает мотивировать учеников на интеллектуальную деятельность, что обеспечивает творческое мышление и успешное усвоение знаний.

Проблемно-диалогическая технология обеспечивает творческое мышление посредством диалога учителя и  ученика, и учит обучающегося решать поставленные задачи. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания. Такая личность ученика будет развита, способна к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что целью использования проблемных ситуаций учителем на уроке является усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Эта цель также  включает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в основе проблемного обучения – общее развитие школьника, а не трансляция готовых выводов науки учащимися.

  1. Технология проблемного обучения

На уроках биологии в средних и старших классах использование мною проблемных ситуаций опирается на идею тесной связи ученика с окружающей его повседневной жизнью и природной средой, что может в конечном итоге привести к развитию творческого мышления.

Здесь надо отметить то, что конечно это не всегда может получиться, то есть к конечному и положительному результату, можно и не прийти. Естественно, что не у каждого педагога это может получиться, и зачастую учитель в дальнейшем отказывается от использования этой технологии, ссылаясь на неготовность учащихся работать таким образом, на недостаток учебного времени или неприменимость этой технологии для освоения определенных единиц знаний. И это могут быть вполне объективные причины. Применение проблемного обучения действительно очень затратно по времени. Практически невозможно эффективно организовать процесс на уроке, если учащиеся с необходимостью решения проблемного задания впервые сталкиваются в восьмом, девятом классе. К этому времени у них уже складываются устойчивые способы учебной деятельности репродуктивного характера и переходить на способы работы творческого мышления  им сложно, да и не очень-то хочется. И совершенно неоправданно использование проблемного обучения при освоении фактов, либо каких-то знаний описательного характера.

Эффективность использования проблемных ситуаций определяется значительным объемом предварительной работы педагога. Педагог в первую очередь должен понимать, при освоении какого материала допустимо будет применения проблемных ситуаций.  Для меня важно в своей работе изначально выделить ту часть учебного курса, качественное освоение которой является основой дальнейшего успешного обучения по данному предмету. Например, в курсе биологии 8 класса “Человек”  это могут быть понятия живого организма как саморегулирующейся системы, гомеостаза как постоянство показателей внутренней среды, саморегуляции как процесса автоматического поддержания этого постоянства и т. д..

Во-вторых, эффективность использования проблемных ситуаций  напрямую зависит от того с какой частотой эта технология применяется на уроках  и от возраста учащихся. Например, в пятом, шестом классе учащиеся еще довольно живо откликаются на предложение поработать в таком режиме. А вот когда предлагаешь проблемную ситуацию  в 8 классе в первый раз, то на вопрос чаще слышишь с их стороны не результат их творческого мышления, а просто предложение сказать, как правильно, ведь они читали, учили и знают ответ.

  1. Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала

В зависимости от содержания учебного материала курсов биологии 5-11 классов, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов проблемных ситуаций, которые я использую на уроках:

1. наиболее частый способ – это постановка проблемного вопроса.

Это способствует развитию творческого мышления и проблемные вопросы, ориентированные на противоречивые ситуации, которые побуждают к поиску новых знаний.

Например, в 6-м классе: 1) Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 2) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

В 7-м классе: 1) Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания. 2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

2 способ постановки перед учащимися проблемной ситуации – это изучение чего либо, на основе

проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Например: амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

3. Аналитический способ, при котором учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

Так, при изучении темы «Лишайники» (6 класс) учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их ко мхам. Лишь русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника это самостоятельные растения – водоросли.

Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно отнести?

4. Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений. 

Урок биологии в 7 классе. Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

5. Прием научного спора.

На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данном споре является судьей.

Урок биологии (7 кл.) Тема: «Многообразие моллюсков» Например: 1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».

2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных

приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается», 19

видов этих животных занесены в «Красную книгу».

3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков

является употребление в пищу многими животными и человеком».

4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная

раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».

Кто прав в споре?

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.

9 класс, урок биологии.

- Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

IV. Заключение

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое «личное» мнение по данному вопросу.

В заключении можно выдвинуть несколько законов, которые отражают в себе специфику положительного результата при использовании технологии постановки проблемных ситуаций на уроках биологии и не только.

  1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,

когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это

мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации

познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"

Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Доклад выступления на заседание МО естественно-научного цикла...

«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»

Мастер-класс учителя географии Грасмик Ирины Ивановны«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»Цель данного мастер-класса: познакомить с э...

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»

Доклад на тему «Использование современных технологий на уроках математики для развития познавательных УУД»...