Урок на тему:"Пищеварение в ротовой полости"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Урок по анатомии в 9 классе по программе Пасечника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 9 классе
по теме «Пищеварение в ротовой полости»
Цель:познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.
Тип урока:комбинированный
Задачи:
Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.
Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.
Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни;формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Методы и приёмы:
- словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
- наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
- практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Средства обучения:
- учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
- дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
- психолого-педагогические (тесты).
Оборудование:компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 8 класс», «1С: Школа. Биология. 8 класс» (Сопровождение - презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).
Ход урока
I.Организационный момент.
Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.
Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.
Вдох-выдох.
Садитесь.
II.Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
Фронтальный опрос.
Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)
Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)
Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)
Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)
Работа по вариантам.
III.Изучение новой темы.
Учитель:
Представим себе, что человеческий организм- это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
- Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»
Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)
III. Изучение нового материала.
И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.
Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:
- Научно – исследовательский центр.
- Врачи стоматологи.
- Центр гигиены.
- Центр здоровья
- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?
( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)
т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.
- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
- Что значит химическая обработка пищи?
( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).
1
Строение зуба.(Слайд)
Про кариес. Составить текст по вопросам
- Как же образуется слюна?
- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул. Фистула- это выводной проток ,выведенный на поверхность кожи.
Физминутка про слюнные железы
Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в тетрадях ) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.
Учитель:
1. Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.
В ротовой полости есть такой орган – язык.
Вопрос:Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).
Учитель:
- Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.
- “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.
Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?
(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).
Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников:из слюнных желез)
Учитель:
Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?
(работа с текстом учебника)
Ответы учеников:
- Околоушная.
- Поднижнечелюстная.
- Подъязычная.
Учитель:
А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение (работа с текстом учебника)
- Определение положения околоушных слюнных желез.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.
– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.
- Определение положения подчелюстных слюнных желез.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).
- Подъязычная железа.
Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Вопрос: Какова функция слюны? (сообщение ученика)
В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.
При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.
Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.
СОСТАВ СЛЮНЫ:
- Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
- Лизоцим убивает микробы.
- Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы
А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.
Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах.(приложение 1)
Лабораторнаяработа
«Действие слюны на крахмал»
Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)
Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)
Физкультминутка для глаз.
Учитель:
Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?
Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.
Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.
Итак, слюна выделяется рефлекторно.
С механизмомвыделения слюны рефлекторно более подробномы познакомимся на последующих уроках.
IV.Рефлексия.
- Как называются три пары крупных слюнных желез.
- До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
- Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
- При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?
Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.
В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.
Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.
V.Домашнее задание:
176181фразеологизмы ,
Приложение 1Лабораторнаяработа №6.
«Действие слюны на питательные вещества»
Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.
Оборудование и реактивы:
- 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
- 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
- раствор слюны;
- ватные палочки;
- чашка Петри;
- раствор йода.
Ход работы:
Свойства ферментов слюны
Условия опыта | Результаты опыта | Выводы |
Раствор слюны +белок (мясо) | ||
Раствор слюны +жир (подсолнечное масло | ||
Раствор слюны +углевод (крахмал) |
- В пробирку (№1), в которой находится кусочек мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
- На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
- Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
- Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".
Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе...

Сценарий урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Работая над темой "Моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации учащимися на уроках биологии», представлен сценарий данного урока.Моделирован...
