Урок на тему:"Пищеварение в ротовой полости"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Дементьева Марина Сергеевна

Урок по анатомии в 9 классе по программе Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_pishchevarenie_v_rotovoy_polosti.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 9 классе

по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Цель:познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.

Тип урока:комбинированный

Задачи:

Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.

Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.

Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни;формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Методы и приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
  3. практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).

Средства обучения:

  1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
  2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
  3. психолого-педагогические (тесты).

Оборудование:компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 8 класс», «1С: Школа. Биология. 8 класс» (Сопровождение -  презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).

Ход урока

I.Организационный момент.

Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.

Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.

Вдох-выдох.

Садитесь.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Фронтальный опрос.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)

Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

Работа по вариантам.

III.Изучение новой темы.

Учитель:

Представим себе, что человеческий организм- это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

  • Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
  • Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
  • Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»

Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)

III.  Изучение нового материала.

И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.

Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:

  1. Научно – исследовательский центр.
  2. Врачи стоматологи.
  3. Центр гигиены.
  4. Центр здоровья

- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?

( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)

т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.

- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).

- Что значит химическая обработка пищи?

( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).

1

Строение зуба.(Слайд)

Про кариес. Составить текст по вопросам

- Как же образуется слюна?

- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул. Фистула- это выводной проток ,выведенный на поверхность кожи.

Физминутка про слюнные железы

Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в тетрадях ) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

 

Учитель:

1.   Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.

В ротовой полости есть такой орган – язык.

Вопрос:Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).

Учитель:

  • Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.  
  • “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.

Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?

(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).

Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников:из слюнных желез)

Учитель:

 Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?

 (работа с текстом учебника)

Ответы учеников:

  1. Околоушная.
  2. Поднижнечелюстная.
  3. Подъязычная.

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение  (работа с текстом учебника)

  1. Определение положения околоушных слюнных желез.

Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

  1. Определение положения подчелюстных слюнных желез.

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

  1. Подъязычная железа.

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Вопрос:  Какова функция слюны? (сообщение ученика)

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.

Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

СОСТАВ СЛЮНЫ:

  1. Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
  2. Лизоцим убивает микробы.
  3. Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.

Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах.(приложение 1)

Лабораторнаяработа

«Действие слюны на крахмал»

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)

Физкультминутка для глаз.

Учитель:

Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?

Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.

Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.

Итак, слюна выделяется рефлекторно.

С механизмомвыделения слюны рефлекторно более подробномы познакомимся на последующих уроках.

IV.Рефлексия.

  • Как называются три пары крупных слюнных желез.
  • До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
  • Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
  • При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?

Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.

V.Домашнее задание:

176181фразеологизмы ,


Приложение 1

Лабораторнаяработа №6.

«Действие слюны на питательные вещества»

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

Оборудование и реактивы:

  • 2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель растительного масла (жир);
  • 2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);
  • раствор слюны;
  • ватные палочки;
  • чашка Петри;
  • раствор йода.

Ход работы:

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

Раствор слюны +углевод (крахмал)

  1. В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  2. В пробирку (№ 2), содержащую растительное масло, также добавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  3. На кусочке накрахмаленной ткани с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите первую букву вашего имени.
  4. Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
  5. Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе...

Сценарий урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Работая над темой   "Моделирование как один из методов осмысления и преобразования учебной информации учащимися на уроках биологии», представлен сценарий данного урока.Моделирован...