Конспект урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование».
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Найдан Ай-кыс Александровна

Тип урока:  урок-введение, знакомство с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_k_konkursu_moy_luchshiy_urok.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

« Мой лучший урок»

Найдан Ай-кыс Александровна

учитель биологии

I квалификационной категории

«Учитель может учить других, пока учится сам»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

им. Л.С. Новиковой г. Кызыла

Республики Тыва

                                               

Кызыл 2020г

Конспект урока

Учебный предмет: биология

Класс: 8 «а»

Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС/ Д. В. Колесов.  Изд-во «Дрофа» 2017год

Тема урока:  «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование».

Тип урока:  урок-введение, знакомство с новым материалом.

Место урока: первый урок в главе 7 «Дыхание»

Цель урока:

изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Задачи урока:

Предметные:

-изучить особенности строения органов дыхания;

-раскрыть значение процесса дыхания;

-выяснить механизм голосообразования;

-объяснять значение дыхания в жизни человека;

Метапредметные:

-регулятивные:

-определять самостоятельно цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы;

-выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять контроль деятельности;

-отвечать на поставленные вопросы;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

-коммуникативные:

-научиться планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

-обсуждать в классе информацию;

-аргументировать и выражать свои мысли и идеи;

-слушать товарища и обосновать свое мнение.

-познавательные:

-научится устанавливать причинно-следственные связи;

-искать и отбирать источники необходимой информации;

-устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы;

-работать с информационными листами;

-проводить исследования (наблюдения, эксперимент, измерения);

-объяснять значение новых слов;

-сравнивать и выделять признаки.

Личностные:

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-воспитать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

-продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания).

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть органы дыхания, ставить опыты, решать проблемные вопросы, объяснять значение дыхания в жизни человека, раскрывать сущность процесса дыхания, будет знать особенности строения органов дыхания, знать механизм голосообразования.

Формы активизации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами); практические (составление схем, поиск информации, эксперимент); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение); проблемно-диалогический; исследовательский, практико-ориентированный .

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, торс человека с внутренними органами, таблицы: «Органы дыхания животных», «Органы дыхания человека», видеоматериал «Дыхательная система», презентация «Дыхательная система человека», маршрутные листы, тесты, инструктивные карты, учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа-2014год.

Базовые понятия и термины: дыхание, дыхательные пути, трахея, бронхи, альвеолы, легочная плевра, легкие.

Метапредметные связи: валеология, русский язык, физика.

Эпиграф урока: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

Ход урока

1.Организационный этап (2 мин.)

Приветствие, фиксация учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. Эмоциональный психологический настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Сегодня вы получите возможность получить оценки за работу в маршрутных листах, и за активную работу на уроке. Желаю удачи! Сделаем глубокий вдох, представим, как мы вдыхаем хорошее настроение, силу, а выдыхаем плохое настроение и уныние. Надеюсь,  все готовы и мы начинаем наш урок биологии.

2.Актуализация знаний (5 мин.)

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить,

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если  дышишь - ты живой.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (возможные ответы учащихся: о дыхании, о возможности дышать)

Возможность дышать - одно из чудес природы.

Эпиграф урока: «Я дышу, и, значит, я живу…» В.Высоцкий

Целеполагание. Определение темы урока.

-Какова же тема нашего урока?

-Итак, тема урока « Значение дыхания. Органы дыхательной системы». (Запись темы в тетрадь) Слайд №1,3

Дыхание одно из главных загадок живого, волнующее человека с начала цивилизации. -Вспомним, что  вы знаете о дыхании?

Используя личные наблюдения, знания из курса «Биология. Животные»,

выполните тест №1. Работаете в парах, обсуждаете результат работы. Слайд №4

(время работы – 3 минуты)

Мотивация к применению знаний и постановка учебной задачи.

-Откуда животные и человек берут кислород? 

-А как поступает воздух в организм человека?

-Для чего мы дышим?

-Какие системы органов  участвуют в газообмене?

-А вы знаете, что одновременно с газообменом эти системы выполняют и другие важные функции, например теплорегуляция организма и голосообразование.

 На эти и другие вопросы мы должны сегодня найти ответ. Зачитывается цель и задачи урока. Слайд 2

-Итак, тема урока определена, цели и задачи поставлены, приступим к их решению. А в помощь нам будут учебник, рисунки, презентация  и ваше желание.

Определение понятия дыхание и его этапы (работа с учебником).

Дыхание сложный процесс. Он включает  4 этапа. Слайд №5,6

(Стр.167 абз.1)Какой этап проходит в дыхательной системе?

3. Открытие нового знания (8 мин.)

Давайте более подробно рассмотрим особенности строения и функций дыхательных путей. Для этого начнем заполнение схемы, помощником в работе будет информация учебника.

Дыхательные пути   

Нижние

Верхние

                                                                           

Один учащийся выполняет у доски, остальные в тетрадях.

-Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 7

- Итак, мы выяснили, что дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких. К дыхательным путям относятся носовая и ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея и бронхи. Легкие являются главным органом дыхательной системы.

Физминутка. Пришло время активно отдохнуть и насытить организм кислородом.

Сделайте глубокий вдох, выдох.  На вдохе поверните  голову влево, выдох исходное положение. Вдох с поворотом влево – выдох. На вдохе поднимите руки, напрягите мышцы спины и потяните стопы вперед. Выдох.  Повторите упражнение еще раз. Расслабьтесь. Сядьте удобно и правильно.

4.Работа по теме урока (10мин.)

- А сейчас мы переходим к конкретному изучению органов дыхания. Для этого я предлагаю вам разбиться на 6 групп. У вас на столах маршрутные листы. Ваша задача выяснить особенности строения органов дыхания и их функции. Заполнить таблицу. Затем один представитель расскажет об этом органе.

1 группа - носовая полость, носоглотка Слайд №8,9

Вывод: Носовая полость разделена костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины.. Стенки носовой полости выстланы слизистой оболочкой, содержащие клетки реснитчатого эпителия, а реснички образуют ворсистую поверхность. Слизистая оболочка выделяет слизь. Слизь содержит вещества, убивающие микробы, и увлажняет воздух, а реснички согревают воздух и задерживают пыль. В носоглотке убивается до 50% всех микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. Крупные частицы пыли, избыток слизи при простудных заболеваниях вызывает рефлекс чихания, при котором происходит очищение носовых полостей. Заполните соответствующую строку в таблице.

2 группа - гортань.  Слайд №10,11.

Вывод: Из носоглотки воздух попадает в гортань, которая имеет вид воронки. Стенки которой образованы несколькими хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Гортань сообщается с носоглоткой сверху, а снизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником. При приеме пищи надо молчать.

Самый крупный хрящ называется щитовидным, который защищает гортань спереди. Между хрящами гортани имеется слизистые складки – голосовые связки, а между ними имеется голосовая щель. Когда человек молчит, голосовые связки расходятся, и голосовая щель имеет вид равнобедренного треугольника. При разговоре связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться, вибрировать. Так рождается звук. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ.

Итак:  гортань принимает участие в проведение воздуха и голосообразовании.. Заполните соответствующую строку в таблице

3 группа – опытническая деятельность

 Опыт №1.  Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.     Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.

  Опыт №2  Представим, что горлышко шарика – это наша гортань.  Края шарика – это наши голосовые связки.  Сделаем один вдох и выпустим воздух из шара и посмотрим, как образуются звуки. А теперь натяните края связок, а затем свободно выпустите воздух. Так, когда образуется звук. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.  Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.

  Опыт №3  Где происходит окончательное формирование звука? Происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка. Скажите «мама» не шевеля губами, языком, челюстью.

Вывод: гортань принимает участие в проведение воздуха и в голосообразовании. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ

4 группа - трахея Слайд № 11,12

   Вывод: Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи.    

-Не забывайте заполнять таблицу в листах                                          

- Ребята, а с какими заболеваниями вы чаще всего сталкиваетесь в зимний период?

- А что еще может повлиять на заболевания органов дыхания?

- Какие вредные привычки влияют на здоровье дыхательной системы?

- Какие специалисты занимаются лечением заболеваний органов дыхания?

- А какие еще меры профилактики заболеваний органов дыхания вы знаете?

- Заполните соответствующую строку в таблице

5 группа – бронхи Слайд №13

Вывод: Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. В легких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, диаметр воздухоносных трубочек постепенно уменьшается. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков, заполненных воздухом.

- Заполните соответствующую строку в таблице

6 группа - лёгкие Слайд №13,14

  Вывод: Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом. Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани — легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной полости и их объем изменяется вслед за изменением объема грудной полости.  

     - Заполните соответствующую строку в таблице                                                        

Просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» (2,5 мин.)

- По ходу фильма проверьте заполнение таблицы

 - Сравните с таблицей на слайде № 7.

- Оцените работу всех групп, выступающих, членов своей группы (отметить лучших учеников, лучшие ответы).

5. Закрепление материала (7мин.)

  - А теперь проверим,  насколько вы усвоили   новую тему.

Тестовое задание. Слайд 17 (ответы слайд 18)

А. Закончите предложение:

1.Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой называется …

2. В организме дыхание обеспечивает возможность   окисления,……,…….

Б. Установите  соответствие между органом  дыхательной системы и особенностью строения или функцией.

1.Носовая полость  2.Гортань   3.Трахея      4. Бронхи

А. Извилистые ходы Б. Хрящевые кольца  В. Надгортанник Г. Хрящевые полукольца  Д. Согревание и увлажнение воздуха  Е. Голосообразование  Ж. Несут воздух в легкие.

Самопроверка с анализом ошибок.

6. Рефлексия (2.5 мин.)

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2. Так для чего мы дышим?

3. Какое значение для нас имеет дыхание? (показать на доске, что это был проблемный вопрос урока)

4. Какие цели ставили перед собой?

5. Добились ли мы их?

6.Все согласны с эпиграфом урока?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:

1. Что такое дыхание?

2. Из каких этапов состоит дыхание?

3. Перечислите органы дыхательной системы по порядку, начиная с носовой полости.

4. Сегодня на уроке я впервые узнал…

5. Для меня этот материал важен, потому что…Слайд 19

- У вас на столах по 3 шарика на каждого выберите тот, который соответствует вашему настроению. Надуйте его и покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. 

-  Внутри шарика воздух, который был использован вашим организмом.

- Как вы думаете, отличается он по составу от того,  который вы вдохнули?

( Правильно, в организме человека произошел газообмен и состав воздуха изменился)

- Почему некоторые из вас быстро надули шарик, а кому-то дольше пришлось надувать шарик? (Правильно, все зависит от объема легких)

-  А это тема вашего следующего урока.

 - Остальные шары заберите себе для тренировки своих легких.

Выставление оценок.

Домашнее задание (1,5мин.) Слайд 20

1. Пересказ § 26, ответить устно на вопросы  (стр. 175)

2.  Творческое задание на выбор:

А. «Влияние курения на органы дыхания»,

Б. «Влияние курения на голосообразование»

В. «О чистоте окружающего воздуха».

-Спасибо за урок! Надеюсь, вы узнали много интересного и полезного.

3.  Сайт «Решу ОГЭ, биология»,  прорешать задания по теме.

Приложение

Маршрутный лист ученика

« Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

Дата______________. Ф.И. учащегося_________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________                                    

I. Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

1. Процесс дыхания характерен для:

а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.

2. Кислород необходим для жизнедеятельности:

а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке; г) все верные

3.Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.

4. Человек вдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.

5. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.

6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:

а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.

7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

а) кровь, сердце, лёгкие;  б) воздухоносные пути, лёгкие;  в) почки, печень, желудок.

8. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в)  течёт только по артериям.

Ответы:1-а;2- г;3-б; 4-б; 5-б;6-а;7-б;8-а

8 правильных ответов-3 балла; 7-6 правильных ответов - 2  балла;5-4 правильных ответа -1 балл; менее 4 -0 баллов

II. Схема «Строение дыхательной системы»

 Органы дыхания

                                         

Все верно – 3 балла; с ошибками (с неточностями) – 1 балл

III. Строение органов дыхания

Орган дыхания

Особенности строения

Функции

Все верно – 3 балла; с ошибками(с неточностями) – 1 балл

IV.А. Закончите предложение:

1.Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой называется …

2. В организме дыхание обеспечивает возможность   окисления,……,…….

Б. Установите  соответствие между органом  дыхательной системы и особенностью строения или функцией.

1.Носовая полость  2.Гортань   3.Трахея      4. Бронхи

А. Извилистые ходы Б. Хрящевые кольца  В. Надгортанник Г. Хрящевые полукольца        Д. Согревание и увлажнение воздуха  Е. Голосообразование  Ж. Несут воздух в легкие.

Самопроверка с анализом ошибок

Ответы:  А. 1-дыхание, 2- голосообразования, теплорегуляции

Б. 1- А,Д.  2-В,Е.     3-Г.    4- Б,Ж

Все верно-3балла; с ошибками и неточностями-1 балл

Выступление с защитой = 3 балла
15 баллов = отлично «5»; 14-10 баллов = хорошо «4»; 9- 8 баллов = удовлетворительно «3»

оценка:_____________

V. Домашнее задание.

1. Пересказ § 26, ответить устно на вопросы к  (стр. 175)

 2. Творческое задание на выбор: А. «Влияние курения на органы дыхания», Б. «Влияние курения на голосообразование», В. «О чистоте окружающего воздуха».3. Решу ОГЭ, прорешать задания по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...