Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Бокова Яна Викторовна

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

Урок темы Дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znachenie_dyhaniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Урок составлен по рабочей программе по биологии для 8 класса, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологи, авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.

Цель урока:

 познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • усвоить значение дыхательного процесса;
  • выяснить механизм голосообразования;
  • выявить роль кислорода для организма.
  1. Развивающие:
  • развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы);
  • развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма;
  • уметь работать с учебником.
  1. Воспитательные:
  • формировать научное мировоззрение;
  • формировать культуру учебного труда;
  • привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.

Тип урока: открытие новых знаний

Основные термины и понятия используемые на уроке:

  • воздухоносные пути
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • плевра
  • альвеолы
  • щитовидный хрящ
  • голосовые связки
  • надгортанник

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, информационно-коммуникативная технология, частично-поисковая.

Формируемые  УУД:

Личностные: самооценка события, принятие правил здорового образа жизни, понимание ценности здоровья.

Коммуникативные: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 

Познавательные: умение структурировать знания, умение извлекать необходимую информацию, составление схем-опор, работа с таблицей, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: взаимоконтроль, поиск и сбор информации. 

 Модули урока:

  1. Мотивационный модуль.
  2. Модуль освоения нового материала
  3. Модуль обобщения знаний
  4. Модуль домашнего задания


  1. Мотивационный модуль.

Активизация познавательной деятельности учащихся

I. Организационный момент (2 мин.)

Вступительное слово учителя.

II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела курса биологии “Дыхание”.

 Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.

 Запишите тему урока в тетрадь: Тема “ Тема урока: Дыхательная система человека.»

  1. Модуль освоения нового материала

III Новый материал

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4).

 Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изучению строения органов дыхания.

1. Понятие дыхания.

Так что же такое дыхание?

– это  обмен газов между клетками и окружающей средой.

Процесс дыхания состоитиз 4-х этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими;
  2. обмен газов между легкими и кровью;
  3. транспорт газов кровью;
  4. газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

Выполняют задание: называем органы дыхания и определяем к верхним или нижним органам дыхания они относятся:

Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.

 

Задание номер 2: выполняем соотношение органов дыхания и их функции при обсуждении и рассказе учителя.

Готовая таблица:

Название органов

Выполняемые функции

1. Носовая полость

1. согревание воздуха

 2. очищение воздуха

 3. увлажнение воздуха

 4. обезвреживание бактерий

 5. орган обоняния

2. Носоглотка

6. проведение воздуха

3. Гортань

7. участвует в образовании звуков

4. Трахея, 12 см

8. прохождение воздуха в бронхи и

дальнейшее его очищение

5. Бронхи

9. прохождение и очищение воздуха

6. Легкие

10. газообмен

2. Носоглотка

11. проведение воздуха

3. Гортань

12. участвует в образовании звуков

4. Трахея, 12 см

13. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

5. Бронхи

14. прохождение и очищение воздуха

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Носовая полость

Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя  поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров.

Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.

Гортань – орган голосообразования.

Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.

Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей.

Трахея

Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.

Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. 

Бронхи

Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.

Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Легкие

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2.

Каждое легкое одето оболочкой - легочной  плеврой.

Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра.

Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. 

Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу.

Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие.

В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Биологическое значение дыхания:

 Первоначально студенты самостоятельно сообщают о значении дыхании.( 5 мин)

Потом озвучивается и студенты дописывают то что они не назвали:

  1. Обеспечение организма кислородом
  2. удаление углекислого газа
  3. окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности
  4. удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Гигиена дыхательных путей:

Болезни дыхательной системы. Наряду с кратковременно протекающими болезнями, например гриппом, ангиной, существуют хронические заболевания дыхательной системы. Наиболее грозными является туберкулез и рак лёгкого. Они начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может и не подозревать. Между тем лечение наиболее успешно в начальной стадии болезни. Флюорография – это исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый. Отснятые пленки исследуют специалисты. Если они обнаруживают отклонения от нормы, больного приглашают в соответствующее учреждение для более детального обследования.

Туберкулез и рак лёгких. Возбудитель туберкулеза – палочка Коха. Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе и пищей, например с непрокипяченным молоком, полученным от больной туберкулезом коровы. В неблагоприятных условиях болезнетворные микробы активизируются. Они проникают в лёгкие (чаще) или другие органы и там размножаются, что ведет к заболеванию. Флюорография позволяет вовремя выявить и рак лёгкого. Это заболевание наиболее часто встречается у курящих людей. Болезнь начинается с того, что эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность организма, ведет к его крайнему истощению, а затем к смерти. Флюорография должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года. Лицам, работа которых связана с людьми, а также учащимся флюорографию необходимо проходить ежегодно.

Какое воздействие оказывает курение на легкие?

История про табак и его влияние на легкие

Контроль знаний( ответы)

1)

 1 – Е  

 2 – З

 3 – Д

 4 – А

 5 – И

 6 – Б

 7 – Ж

 8 – В

 9 – Г

2)

Ответы

По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – рак

По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .


  1. Модуль обобщения знаний

Соотнесите органы с их функцией:

Функции

Орган

1. Не пропускает пищу в гортань.

А) слизистая оболочка

2. Не дают трахее сужаться.

 Б) легкие

3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

 В) бронхи

4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

 Г) трахея

5. Выстилает наружную поверхность легких.

 Д) носовая полость

6. Основной орган дыхания человека.

 Е) надгортанник

7. Внутри содержит голосовые связки.

 Ж) гортань

8. Самая длинная часть воздухоносного

пути.

 З) хрящевидные полукольца

9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

 И) плевра

Ответ:


По горизонтали:

1. Детская инфекционная болезнь;

 3. Орган, в котором располагаются голосовые связки;

 4. Лимфатические образования глотки;

 8. Инфекционная болезнь лёгких;

 9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;

 11. Рентгеновское обследование лёгких;

 12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;

 13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

По вертикали:

2. Заболевание глоточных миндалин;

 3. Воспаление гайморовых пазух;

 5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;

 6. Лёгочный пузырёк;

 7. Лёгочная или пристеночная оболочка;

 10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.


  1. Модуль домашнего задания

  1. Соотнесите органы дыхательной системы с их функциями:
  2. Учить записи в тетради
  3. Параграф 26, читать

Название органов

Выполняемые функции

1. Носовая полость

2. Носоглотка

3. Гортань

4. Трахея, 12 см

5. Бронхи

6. Легкие

2. Носоглотка

3. Гортань

4. Трахея, 12 см

5. Бронхи

1.  прохождение и очищение воздуха

 2. очищение воздуха

 3.  газообмен

 4.  участвует в образовании звуков

 5. орган обоняния

6.  участвует в образовании звуков

7. обезвреживание бактерий

8. прохождение воздуха в бронхи и

дальнейшее его очищение

9. прохождение и очищение воздуха

10. увлажнение воздуха

11.  прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

12. проведение воздуха

13. проведение воздуха

14.  согревание воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения  средствами ...

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...

Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...