Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Дзиова Эмма Юрьевна

1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения  средствами критического мышления.

2. Задачи для учащихся:

  • Выявить значение дыхания как процесса, необходимого для жизни, и раскрыть сущность процесса дыхания, его значимость в обмене веществ;
  • Изучить строение органов дыхания в связи с их функциями;

3. Планируемые результаты.

Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование понимания ценности здорового образа жизни; проявление познавательного интереса,  направленного на изучение организма человека.

Метапредметные: 

       Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, анализа, умения отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.

       Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.

      Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов;

Предметные: указывать сущность и значение процесса дыхания; характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями; распознавания на рисунках органы дыхательной системы; объяснять механизм образования голоса.

4. Технологии, методы и приемы, применяемые на уроке: технология развития критического мышления, метод частично-поисковый, метод наглядно-иллюстративный,  метод продуктивного чтения (прием инсёрт),  создание кластера.

5. Тип урока: изучение нового материала.

6. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uchitel_goda.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8-м классе по теме:

«Значение дыхания. Органы дыхательной системы».

1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения  средствами критического мышления.

2. Задачи для учащихся: 

  • Выявить значение дыхания как процесса, необходимого для жизни, и раскрыть сущность процесса дыхания, его значимость в обмене веществ;
  • Изучить строение органов дыхания в связи с их функциями;

3. Планируемые результаты.

Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование понимания ценности здорового образа жизни; проявление познавательного интереса,  направленного на изучение организма человека.

Метапредметные:  

       Познавательные: формирование навыков текстовой деятельности, анализа, умения отвечать на вопросы, критически мыслить, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; формулировать выводы.

       Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать результат.

      Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие, уважать мнение оппонентов;

Предметные: указывать сущность и значение процесса дыхания; характеризовать особенности строения органов дыхания и голосового аппарата в связи с выполняемыми функциями; распознавания на рисунках органы дыхательной системы; объяснять механизм образования голоса.

4. Технологии, методы и приемы, применяемые на уроке: технология развития критического мышления, метод частично-поисковый, метод наглядно-иллюстративный,  метод продуктивного чтения (прием инсёрт),  создание кластера.

5. Тип урока: изучение нового материала.

6. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

7. Виды деятельности учащихся: смысловое чтение, ответы на вопросы, разработка кластера, обращение к личному опыту, определение причинно-следственных связей, составление и заполнение схемы.

8. Оборудование: компьютер, экран, проектор, текст для чтения с пометами (учебник Биология:  Человек. 8 кл.: учебник /А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш,. стр.151--153, текст для составления таблицы, презентация, воздушные шары.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Добрый день уважаемы гости!

Я рада побывать у вас в гостях, меня зовут Эмма Юрьевна, я учитель биологии школы поселка В.Фиагдон.

Позвольте, я начну урок с песни В.Высоцкого «Баллада о любви». У него, кстати, сегодня день рожднения, ему исполнилось бы 84 года.

Слайд 1. (В.Высоцкий) В песне вы услышали ключевые слова: любовь, жизнь, дыхание. Для меня это слова синонимы.

II.Мотивация и актуализация знаний.

 Проблемный вопрос.

   Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток. А без чего он не может прожить даже несколько минут?

Создание проблемной ситуации:

Сделайте глубокий вдох. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Беседа по вопросам:

1.Как вы себя чувствуете?

(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

2.Почему вы это ощутили?

(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

3.Сколько времени мы можем не дышать?  (Несколько минут)

Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда и 6 минут, но более длительное кислородное  голодание может привести к смерти.

4.Скажите, пожалуйста, как в организм поступает воздух? (Через органы дыхания)

5.Как мы сформулируем тему нашего урока? (Высказывают свое  мнение.)

Тема  – «Значение дыхания. Строение органов дыхания».

Что будет являться задачами урока?

Задачи урока –

 - изучить особенности строения органов дыхания;  
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования.

Эпиграф: Я дышу и, значит я живу…(В.Высоцкий)

Сегодня мы с вами будем изучать новую тему. Для того, чтобы вы смогли хорошо усвоить материал, вы будете работать по маршрутному листу. Этот маршрутный лист и будет являться конспектом по данной теме.

III. Введение с систему новых знаний.

Слово учителя.

- Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров  воздуха на 1 час и поэтому не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Какой вывод мы можем сделать? (дыхание очень важно для жизни)

1.Инсёрт. 

   - Ребята, я предлагаю поработать с текстом о значении дыхания. (Белый лист). Обратите внимание на задание. «Прочтите текст, сделав пометы на полях после чтения каждой части».  По ходу  чтения необходимо использовать маркировку значками: v-знал, + новая информация, - думал иначе,  ? не понял.  Время работы 2 минуты.    

Значение дыхания.

3. При недостаточном количестве кислорода функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают.

 4. Дыханием называют совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется и запасается энергия (внутреннее или клеточное дыхание).

5.У человека газообмен состоит из четырех этапов: 1) обмен газов между воздушной средой и легкими; 2) обмен газов между легкими и кровью; 3) транспортировка газов кровью; 4) газообмен в тканях.

6. Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в терморегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебания голосовые связки гортани.

2.  После чтения с пометами дополните клоуз-текст (с пропусками) недостающей информацией. При затруднениях возвращайтесь к прочитанному. Время работы 3 минуты.

Без (кислорода)  функция ткани нарушается.

(Дыханием) называют совокупность процессов обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется и запасается энергия (внутреннее или клеточное дыхание).

У человека газообмен состоит из (четырех) этапов.

Кроме обеспечения (газообмена), органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в (терморегуляции) и (голосообразовании.)

Контроль. - Ваше время истекло. Прочитайте, что у нас получилось (читаем по одному). Молодцы!

Вывод: Сделайте вывод, какое значение имеет процесс дыхания? (ответы детей:  газообмен, терморегуляция, голосообразование.) !!! на доске

 3.Физминутка

 Дыхательная гимнастика. (песня Высоцкого «Утренняя гимнастика»)

А сейчас немного отдохнем! (слайд 20). 

Итак ребята, давайте прервёмся с вами ненадолго и узнаем каков же запас воздуха в наших лёгких.

Сегодня мы проверим емкость наших легких а попробуем это сделать с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними.

Сравнили ЖЕЛ друг друга собрали из шаров флаг СО.

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

4.  Вы так глубоко дышали, что к нам на урок прилетел Оксигениум. Это что? (ответы детей) демонстрирую гелиевый шарик О2 из-за доски.

Вместе с Оксигениумом мы будем путешествовать по дыхательной системе. Нам нужно определить маршрут. Наши станции – это органы дыхательной системы.

5.  ПросмОтровое чтение, заполнение таблицы. 

-А теперь, чтобы выстроить четкий маршрут движения по дыхательной системе, давайте обратимся к текстовому путеводителю. Выполните просмотровое чтение и найдите абзац, в котором перечислены органы системы дыхания, и заполните левый столбец  таблицы.

Воздух к альвеолам и легким поступает по дыхательным путям. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

   Бронхи многократно ветвятся образуя бронхиальное дерево. Самые мелкие тонкие бронхиальные веточки называются бронхиолами. Они заканчиваются многочисленными выпячиваниями – легочными пузырьками (альвеолами). Альвеолы легких очень плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров малого круга кровообращения. Стенки капилляров и легочных пузырьков образованны однослойным плоским эпителием. Поэтому через них легко осуществляется газообмен: в кровь из легочных пузырьков поступает кислород, а обратно из крови в легочные пузырьки – углекислый газ.

ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. Время выполнения 3 минуты.

Органы дыхания и их функции

Название органов

Выполняемые функции

1.Носовая полость

А. газообмен

2. Носоглотка

Б. через него можно дышать, но воздух не очищается, не согревается и не увлажняется

3. Ротовая полость

В. проведение воздуха

4.Глотка

Г.

1. согревание воздуха

2. очищение воздуха

3. увлажнение воздуха

4. обезвреживание бактерий

5. орган обоняния

5.Гортань

Д. участвует в образовании звуков

6.Трахея

Е. прохождение и очищение воздуха

7.Бронхи

Ж. прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

8.Легкие

З. связывает носоглотку и ротовую полость

Вывод: Итак, дыхательная система состоит из (перечисляем)

6. Рассказ учителя, презентация «Функции и строение органов дыхания»

-  Сейчас мы будем  останавливаться на каждой станции, чтобы рассмотреть функции и строение органов дыхания. В вашей таблице нарушено соответствие частей, слушайте меня внимательно, чтобы исправить ошибки.

-  Дыхательная система состоит из верхних и нижних дыхательных путей.

 Верхние: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, брони, легкие.

Станция номер1. Кислород прибывает на станцию носовая полость.

Носовая полость выстлана слизистым и мерцательным эпителием, в котором много фагоцитов, лимфоцитов и антител, обеззараживающих воздух. В слизистом эпителии также находятся обонятельные клетки. В носовой полости густая сеть кровеносных сосудов, согревающая холодный воздух.  Функции носовой полости: увлажнение, согревание, обеззараживание, очищение

Станция 2. Носоглотка.  Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, которая сообщается с глоткой.

Станция 3. Ротовая полость. Через ротовую полость человек тоже может дышать. Через рот дышать легче, и поэтому при усталости люди дышат ртом, но при этом воздух не согревается и не очищается. Приучайте себя дышать носом.  

Станция 4.Глотка. В глотку выходят носоглотка и ротовая полость, она является связующим органом.

Станция 5. Гортань. Представляет собой широкую трубку, суженную посередине, напоминает песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает крупный щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. Гортань защищает трахею от попадания в  неё пищи.

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса.

Песня. Ребята, сейчас проведем эксперимент.  Вы помните детскую песенку со словами «Ля-ля-ля, жу-жу-жу. Давайте сейчас мы с вами споем припев, слова  ля-ля-ля поют девочки, а слова жу-жу-жу поют мальчики.

Каким голосом пели девочки? (высоким) А как звучали голоса мальчиков (грубее, ниже). Это происходит потому,  что у вас разные голосовые связки.

У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, у женщин связки тоньше и короче, а поэтому голос более высокий.

Звуки, издаваемые голосовыми связками - это еще не речь, членораздельные звуки формируются в ротовой и носовой полостях.

Вывод: Какую функцию выполняют голосовые связки, ротовая и носовая полости? Какой орган участвует в голосообразовани?  (голосовые связки).

Станция 6. Трахея и бронхи. Из гортани воздух попадает в трахею. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец. Мягкая сторона обращена к пищеводу.  

Внутри трахея покрыта мерцательным эпителием.  Его реснички выводят пыль из легких в глотку. Внизу трахея ветвится на два бронха – правый и левый, которые оканчиваются альвеолами, оплетенными капиллярами.

Станция7. Легкие. Наконец Оксигениум достигает цели:  прибывает на конечную станцию «Легкие». У человека 2 легких, одетых в легочную плевру. Левое имеет две доли, так как за ним находится сердце, а правое 3 доли. В легких происходит газообмен. Именно здесь кислород выполняет свою важнейшую функцию – попадает в кровь. Слово «легкие» на латинском звучит как «PULMO» отсюдо название отделения в котором лечат заболевания легких ПУЛЬМОНОЛОГИЯ.

А есть какое нибуди необычное животное, которое дышит совсем не так как должен.

Судя по внешнему виду и месту обитания.

Вот почему всем известная Короновирусная инфекция поражает именно легкие и приводит к пневмании. Конечной станцией воздуха с являются Легкие.

Хочу напомнить вам о правилах гигиены при коронавирусе:

  1. Регулярно обрабатывайте руки спиртосодержащим средством или мойте их с мылом.
  2. Держитесь от людей на расстоянии как минимум 1,5 метра, особенно если у них кашель, насморк и повышенная температура.
  3. По возможности, не трогайте руками глаза, нос и рот.
  4. При обнаружении симптомов обращайтесь за медицинской помощью.
  5. Регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь.

IV . Закрепление нового материала.

  1. Систематизация материала в таблице - Теперь возвращаемся к таблице  систематизируем информацию. Возьмите ручки и стрелками соедините название органа дыхания с его строением и функцией, сопоставив их.

2.  Проверка работы по таблице. Чтение по цепочке.

- Давайте узнаем, что у нас получилось (дети читают по одному предложению). 1Г, 2В, 3БВ,4З, 5Д, 6Ж, 7Е, 8А

- Ребята, эту таблицу вы можете вклеить в свою  рабочую тетрадь в качестве опорного конспекта.

Посмотрите еще раз на задачи урока  на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).

Полученные знания вы их сможете применить при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены.

Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в маршрутном листе.

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)

  1. Не пропускает пищу в гортань.
  2. Не дают трахее сужаться.
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.
  5. Основной орган дыхания человека.
  6. Внутри содержит голосовые связки.
  7. Самая длинная часть воздухоносного пути.
  8. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

Шифр для ответов.

А) слизистая оболочка
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носовая полость
Е) надгортанник
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра

Проверьте свои ответы.

1 – Е 
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – Б
6 – Ж
7 – В
8 – Г

 Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ:

 1. Газообмен—это:

1) процесс поглощения кислорода

2) процесс выделения углекислого газа

3) обмен газами между организмом и окружающей средой

4) осуществление вдоха и выдоха

2. Органами дыхания являются:

1) ребра 3) продолговатый мозг

2) мышцы 4) легкие

3. Звуки голоса образуются при прохождении воздуха через:

1) трахею

2)бронхи

3) голосовую щель между голосовыми связками

4) носовую полость

4. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец, мягкой стороной обращенная к пищеводу, называется:

1)глотка 3)трахея

2) гортань 4) бронхи

5. Процесс насыщения крови кислородом во время вдоха происходит в:

1) митохондриях 3)трахее

2) альвеолах 4) бронхах

1-3, 2-4, 3-3,4-3,4-2

VII Домашнее задание:  параграф 32 на стр 151

Творческое: составить кроссворд по теме.

V. Рефлексия. «Неоконченное предложение»

Один из наших органов дыхания, воспринимая запахи, незаменим в таком виде лечения как ароматерапия.  И сейчас я тоже предлагаю провести сеанс ароматерапии

На экране вы видите картину известного художника Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы очутились там, что вы ощущаете?

Каковы особенности воздуха нашего города? (запыленность).

А моего поселка?  (прозрачный, чистый, ионизированный) Именно поэтому построили Пульмонологический центр и детский санаторий.

 Продолжите 3 неоконченных предложения

У меня получилось на уроке…

Было интересно…

Было трудно…

VI Выставление оценок

Наш урок подошел к концу. Благодарю за сотрудничество и активную работу. Сегодня все хорошо поработали! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК ...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...

Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...