Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Ермилова Татьяна

Конспект урока биологии в 9 классе по теме "Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы" и презентация по этой же теме. Эти материалы подойдут учителям биологии, работающим по УМК "Живой организм" (учебник М. Р. Сапин, Н. И. Сонин). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дыхание. Значение дыхания. Строение органов дыхательной системы.

Цель: сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциями:  дыхательной, образования звуков, формирования членораздельной речи.

Задачи: 1. Образовательная.

Расширять знания о биологической сущности дыхания, его значении в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

2. Развивающая.

Создавать условия для развития познавательного интереса к строению органов дыхания человека и выполняемых ими функциях. Объяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях и почему надо дышать через нос.

3. Воспитательная.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 Оборудование:

Учебник «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин, рабочие тетради к учебнику, мультимедийная презентация «Дыхательная система человека».

                                                Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня нас ждёт много интересного. Приступаем!

  1. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, пожалуйста, какую систему организма мы изучали на прошлых уроках? (Мы изучали кровеносную систему организма).

- Назовите основную функцию крови? (Кровь переносит питательные вещества к органам и тканям организма, снабжает их кислородом, выводит углекислый газ).

- Замечательно. А где же кровь берёт кислород? (в лёгких).

- А в лёгкие он как попадает? (при дыхании).

- Верно. И сегодня мы начинаем изучение дыхательной системы человека. Узнаем, какие органы входят в состав дыхательной системы, разберёмся, как они работают.

      3. Открытие нового знания.

- Есть такая поговорка «Это нужно нам как воздух!». Она в полной мере отражает особую потребность организма в воздухе. Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух главной первопричиной жизни. Такого же мнения придерживался и древнегреческий врач Гиппократ. И хотя представления древних о воздухе, как первопричине жизни, наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

- Сколько человек может прожить без пищи? Не более 3-х месяцев. Без воды человек может обойтись всего 3-4 дня. Без воздуха, как вы думаете, сколько человек может протянуть? (из практики: дети обычно отвечают – 10, 20 минут)

- На самом деле, без воздуха мы сможем жить не более 3-4 минут. Давайте проверим это опытным путём. Задержите дыхание и не дышите так долго, сколько сможете. (Дети задерживают дыхание, но уже через полторы-две минуты  делают вдох)

- Ребята, скажите, что вы чувствовали, пока не дышали? (очень хотелось сделать глоток воздуха)

- Такое состояние называется гипоксия – кислородное голодание. Когда клетки организма буквально кричат: «Дайте нам кислород!». При начинающейся гипоксии человек испытывает головокружение. При более длительном кислородном голодании в организме начинается необратимые процессы, приводящие к смерти.

В организме нет запасов кислорода, поэтому воздух должен поступать непрерывно через органы дыхания.

4. Работа по теме урока.

- Что такие органы дыхания и из чего они состоят? (дети отвечают, что органы дыхания – это нос и лёгкие)

- Откройте учебники на странице 160-163, прочитайте и проверьте, правильно  ли вы ответили.

- Итак, какие же органы входят в состав дыхательной системы человека? (носовая полость, носоглотка, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, лёгочные доли, гортань).

- Все эти органы на стр. 95 в рабочей тетради обозначены цифрами, подпишите их. (работа в печатной тетради)

- Там же, в рабочей тетради выполните задания 139 и 140, используя учебник. ( ученики заполняют таблицу «Органы дыхания и их функции»).

- А теперь расскажите, какую функцию выполняет носовая полость? Бронхи? Трахея? Лёгкие? Плевра? Надгортанник? Гортань? (ученики рассказывают о функциях каждого  органа дыхательной системы).

- Дыхательные пути иногда становятся проводниками для вирусов и бактерий, вызывающих заболевания. Следовательно, мы должны соблюдать определённые правила гигиены дыхания, руководствуясь следующими направлениями: осанка, влажная уборка, нос, свежий воздух, физкультура, носовой платок. (ученики работают в тетрадях)

- Давайте обменяемся тем, что у вас получилось. И составим перечень правил гигиены дыхания. (1. Для правильного дыхания важна хорошая осанка. 2. Необходимо регулярно проводить влажную уборку помещений. 3. Дышать надо только через нос. 4 В течение суток полезно бывать на свежем воздухе. 5. Надо заниматься физкультурой. Причихании и кашле надо закрывать нос и рот носовым платком. )

- Может быть кому-то есть, что добавить? Какое дыхании считается здоровым, когда человек дышит ровно, или же сбивчиво? (Здоровое дыхание – когда человек дышит ровно, это значит, что ему ничто не мешает дышать нормально).

5. Закрепление материала.

- Назовите органы дыхания человека. Расскажите, какую функцию они выполняют. - Почему лёгкие получили такое название? (Потому что лёгкие состоят из лёгочных пузырьков, они в буквальном смысле наполнены воздухом, оба лёгких весят всего 1200 граммов).

- Почему имеются различия в строении правого и левого лёгкого? (Правое лёгкое состоит из 3-х долей, а левое всего из двух. Это связано с тем, что слева находится сердце. А правому лёгкому ничего не мешает развиваться).

6. Итог урока. 

- Давайте подведём итог урока. Сделайте вывод, каково значение дыхания для человека? (Почти все сложные реакции превращения веществ  в организме идут  с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен  обмен веществ, и для сохранения  жизни необходимо постоянное поступление кислорода).

7. Рефлексия.

- У вас на столах листы, на которых нарисовано Дерево знаний. Оно разделено на уровни. Каждый обозначает, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. На одном из уровней нарисуйте человечка – себя.

8. Домашнее задание.

Для всех: учебник. Стр. 160-163, вопросы. Рабочая тетрадь: с. 97-98, № 141-143.

Индивидуальны сообщения для хорошо успевающих учащихся: «Возрастные особенности дыхания», «Жизненная ёмкость лёгких, как важный показатель здоровья человека».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная система человека Презентацию выполнил учитель биологии МБОУ «СОШ № 28» Ермилова Татьяна Владимировна

Слайд 2

АНАКСИМЕН древнегреческий философ "Воздух — начало души, богов и божеств — прозрачная, невидимая субстанция"

Слайд 3

ГИППОКРАТ древнегреческий врач, «отец» медицины

Слайд 4

Факты: сколько обычный человек может прожить без… без ЕДЫ – 3-4 недели! без ВОДЫ – 3,4, максимум 5 дней!! А без ВОЗДУХА – всего 3 минуты!!!!!!

Слайд 6

Дыхание – это обмен газов между организмом и окружающей средой (обеспечение организма кислородом и выделение углекислого газа в окружающую среду ). Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.

Слайд 7

Органы дыхания 1.Носовая полость 2.Носоглотка 3.Ротоглотка 4.Гортань 5.Трахея 6. Главные бронхи 7,8. Лёгочные доли 9. Бронхиолы 10.Бронхиальное дерево

Слайд 9

Голосообразование

Слайд 10

Лёгкие и альвеолы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»

Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»  из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"

Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...

Урок по теме "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

1. Цель для учителя: создание условий для изучения и осознания блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека), осмысление связей и отношений в объектах изучения  средствами ...

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...

Разработка урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Методическая разработка связана с важнейшим жизненным процессом – процессом дыхания. Обучающиеся на уроке выясняют значение процесса дыхания для организма, изучают органы дыхания. Урок способств...