Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественные науки» разработана в соответствии с пунктом 18.2 ФГОС СОО и реализуется 2 год в 10 и 11 классах.
Рабочая программа разработана учителем биологии в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в гимназии по определенному учебному предмету. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП СОО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Биология»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественные науки» разработана в соответствии с пунктом ФГОС СОО и реализуется 2 год в 10 и 11 классах.
Рабочая программа разработана учителем биологии в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в гимназии по определенному учебному предмету. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП СОО определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия №3 имени Б.В.Шапошникова» г.Брянска
Выписка
из основной образовательной программы среднего общего образования
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
методическое объединение заместитель директора по УВР
учителей естественно-научного
цикла _____________( )
протокол от
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
для
среднего общего образования
Срок освоения: 2 год ( 10-11 класс)
Составители: Лебедько И.Н., учитель биологии
Выписка верна
директор __________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки
- выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
- приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
- решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описание особей видов по морфологическому критерию;
- выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
- сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значе- ние биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосин- тез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.
Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная из менчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Син- тетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Календарно- тематическое планирование
10 класс -1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Тема урока. Раздел. Тип урока | Основное предметное содержание | Реализация воспитательного потенциала урока | Электронные образовательные ресурсы |
1. | Раздел № #1042;ведение (5 часов) Биология в системе наук. Объект изучения биологии. Инструктаж по ТБ. | Научная картина мира: учѐные, научная деятельность, научное мировоззрение. Роль и место биологии в формировании научной картины мира. Практическое значение биологических знаний. Современные направления в биологии. Профессии, связанные с биологией. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | §1, в.1-5 стр.11 |
2. | Биология в системе наук. Объект изучения биологии. Инструктаж по ТБ. | Методология биологии. Жизнь как объект изучения биологии. Основные критерии (признаки) живого. Развитие представлений человека о природе. Растения и животные на гербах стран мира | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | §2, в.1-3 стр.20 |
3. | Методы научного познания в биологии. | Методы исследования в биологии: наблюдение, описание, измерение, сравнение, моделирование, эксперимент. Сравнительно-исторический метод. | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | §3, в.1-6 стр.29 |
4. | Методы научного познания в биологии | Методология биологии.Жизнь как объект изучения биологии. Основные критерии (признаки) живого.Развитие представлений человека о природе. Растения и животные на гербах стран мира | - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; | §3,в.1-2 стр.30 |
5. | Обобщающий урок по теме: «Введение» | Взаимосвязь строения ифункций биологических систем. Саморегуляция на основе положительной обратной связи | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
6. | Раздел № 2. Молекулярный уровень (13 часов) Молекулярный уровень: общая характеристика | Общая характеристика молекулярного уровня. | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
7. | Неорганические вещества: вода и минеральные соли | Химический состав организмов.Химические элементы.Макроэлементы и микроэлементы. Атомы и молекулы. Ковалентная связь.Неорганические и органические вещества. Многообразие органическихвеществ. Биополимеры: гомополимеры и гетерополимеры. Структурные особенностимолекулы воды и еѐ свойства. Водородная связь.Гидрофильные и гидрофобные вещества. Соли иих значение для организмов.Буферные соединения | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
8. | Липиды, их строение и функции. | Липиды, их строение ифункции. Нейтральныежиры. Эфирные связи.Воска. Фосфолипиды. Стероиды | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | |
9. | Углеводы, их строение и функции. | Углеводы (сахара), их строение и функции. Моносахариды.Дисахариды. Олигосахариды. Полисахариды | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
10. | Белки, их строение. | Белки. Состав и структура белков. | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; |
Незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Конформация белка. Глобулярные и фибриллярные белки. Денатурация | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |||
11. | Функции белков | Функции белков. Структурные белки. Белки-ферменты. Транспортные белки. Белки защиты и нападения.Сигнальные белки.Белки-рецепторы. Белки, обеспечивающие движение. Запасные белки | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
12. | Ферменты – биологические катализаторы. | Механизм действия катализаторов в химических реакциях. Энергия активации. Строение фермента активный центр, субстратная специфичность. Коферменты. Отличия ферментов от химических катализаторов. Белки-активаторы и белки-ингибиторы | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
13. | Нуклеиновые кислоты: ДНК | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Особенности строения и функции. Нуклеотид. Принцип комплементарности. Репликация ДНК. Ген | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | |
14. | Нуклеиновые кислоты: ДНК | Роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации. | ||
15. | Решение задач по молекулярной биологии. | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | ||
16. | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. | Роль нуклеотидов в обмене веществ. АТФ. Гидролиз. Макроэргические связи. АТФ как универсальный аккумулятор энергии. Многообразие мононуклеотидов клетки. Витамины | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
17. | Вирусы – неклеточная форма жизни. | Вирусы — неклеточная форма жизни. Многообразие вирусов. Жизненные циклы вирусов. Профилактика вирусных заболеваний. Вакцина. Нанотехнологии в биологии. Ретровирусы — нарушители основного правила молекулярной биологии. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
18. | Обобщение по теме «Молекулярный уровень» | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | ||
19. | Раздел № 3. Клеточный уровень (17 ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. | Общая характеристика клеточного уровня организации. Общие сведения о клетке. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Клеточная теория | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | |
20. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Лабораторная работа №1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | Строение клетки. Сходство принципов построения клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Клеточная (плазматическая) мембрана. Клеточная стенка. Гликокаликс. Функции клеточной мембраны. Эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз. Рецепция. Цитоплазма: гиалоплазма и органоиды. Цитоскелет. Клеточный центр. Центриоли | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | Микроскоп, набор для препарирования |
21. | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. | Основные части и органоиды клетки, их функции. Рибосомы. Ядро. Ядерная оболочка. Кариоплазма. Хроматин. Ядрышки. Гистоны. Хромосомы. Кариотип. Строение и функции хромосом. Эндоплазматическая сеть: шероховатая и гладкая. Хромосомный набор клетки (кариотип) | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
22. | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Лабораторная работа № 2 «Приготовление и рассматривание клеток растений» | Основные части и органоиды клетки, их функции. Комплекс Гольджи. Вакуоли. Тургорное давление. Единство мембранных структур клетки. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
23. | Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Клеточные включения. | Основные части и органоиды клетки, их функции. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | |
24. | Особенности строения клеток прокариот, эукариот. | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. Споры бактерий | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
25. | Лабораторная работа №3 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | ||
26. | Обмен веществ и энергии в клетке | Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Метаболизм: анаболизм и катаболизм | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
27. | Энергетический обмен в клетке. | Жизнедеятельность клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Метаболизм: анаболизм и катаболизм | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | |
28. | Типы клеточного питания. | Типы клеточного питания. Автотрофы и гетеротрофы. | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | |
29. | Фотосинтез и хемосинтез. | Хемосинтез. Фотосинтез. Фотолиз воды. Цикл Кальвина | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | |
30. | Пластический обмен в клетке: биосинтез белков. | Ген. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Матричный синтез. Синтез белка. Полисома | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
31. | Пластический обмен в клетке: биосинтез белков. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
32. | Деление клетки. Митоз | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Апоптоз. Митоз, его фазы. Биологическое значение митоза | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
33. | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. | Мейоз, его механизм и биологическое значение. Конъюгация хромосом и кроссинговер. Соматические и половые клетки. Гаметогенез | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | |
34. | Промежуточный контроль знаний за курс 10 класса |
Календарно- тематическое планирование. Биология Пасечник В.В. Линия жизни.
11 класс -1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Тема урока. Раздел. Тип урока | Основное прнедметное содержание | Электронные образовательные ресурсы | |
1. | Организменный уровень (10 ч) Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов | Организменный уровень: общая характеристика. Особь. Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Размножение организмов: бесполое и половое. Гаметы. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Гермафродиты. Значение разных видов размножения. Регуляция функций организма, гомеостаз. | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
2. | Развитие половых клеток. Оплодотворение | Половые клетки. Развитие половых клеток. Гаметогенез: оогенез, сперматогенез. Направительные тельца. Половой процесс. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Акросома. Зигота. | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
3. | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Индивидуальное развитие организма (онтогенез).Периоды онтогенеза. Эмбриональное развитие. Зародышевые листки. Постэмбриональное развитие. Типы онтогенеза. Биогенетический закон. Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
4. | Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. ПР№ 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию» | Наследственность и изменчивость. Генетика как наука. Методы генетики. Генетическая терминологияи символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
5. | Неполное доминирование.Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; |
6. | Дигибридное скрещивание. ПР№ 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию» | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
7. | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | Закон Моргана. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Кариотип. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
8. | Закономерности изменчивости | Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Модификации.Норма реакции. Комбинационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации: генные, хромосомные, геномные. Делеция. Дупликация. Полиплоидия. Мутагенные факторы. Мутационная теория. Генотип и среда. Мутагены, их влияние на организмы. | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
9. | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология | Доместикация и селекция. Методы селекции. Клеточная инженерия. Генная инженерия. Биотехнология, еѐ направления и перспективы развития. Биобезопасность. | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | |
10. | Обобщающий урок | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | ||
11. | Популяционно-видовой уровень (8 ч) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции ЛР№ 1. Изучение морфологического критерия вида. ТБ | Понятие о виде. Критерии вида. Популяционная структура вида. Популяция. Показатели популяций. Генетическая структура популяции. Свойствапопуляций | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
12. | Развитие эволюционных идей | Развитие эволюционныхидей, эволюционная теория Чарлза Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция — элементарная единица эволюции.Свидетельства эволюции живой природы | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
13. | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции | Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции | - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информациейинициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. | |
14. | Естественный отбор как фактор эволюции | Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий,стабилизирующий и разрывающий (дизруптивный). Изменения генофонда, вызываемые естественнымотбором. | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; |
15. | Микроэволюция и макроэволюция | Микроэволюция и макроэволюция. Направления эволюции | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
16. | Видообразование | Виды видообразования. Репродуктивная изоляция | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
17. | Направления эволюции | Направления макроэволюции: биологические прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
18. | Принципы классификации. Систематика | Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации. Систематика | ||
19. | Экосистемный уровень (8 ч) Среда обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. | Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. Толерантность и адаптация. Приспособления организмов к действию экологических факторов | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |
20. | Экологические сообщества | Биоценоз. Экосистема.Классификация экосистем. Биогеоценоз. Искусственные экосистемы. Экоситемы городов. Пищевые связи в экосистеме. Пространственная структура экосистемы. Разнообразиеэкосистем. Взаимоотношения популяций разныхвидов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.Устойчивость и динамикаэкосистем. Последствиявлияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | |
21. | Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. ЛР№ 2. Изучение экологических ниш разных видов растений. ТБ | Экологические взаимодействия организмов в экосистеме. Экологическая ниша. Закон конкурентногоисключения | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
22. | Видовая и пространственная структуры экосистемы | Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофическая структураэкосистемы | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | |
23. | Пищевые связи в экосистеме | Обмен веществом и энергией в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. Типы пищевых цепей.Правило экологическойпирамиды | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; |
24. | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме | Потоки энергии и вещества в экосистемах. Особенности переноса энергиив экосистеме. Круговоротвеществ и превращениеэнергии в экосистеме | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | ||
25. | Экологическая сукцессия. ЛР№3. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах. ТБ | Экологическая сукцессия иеѐ значение. Стадии сукцессии. | - инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. | ||
26. | Последствия влияния деятельности человекана экосистемы ПР № 3: «Решение экологических задач» | Последствия влияния деятельности человекана экосистемы | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
27. | Биосферный уровень (9ч) Биосферный уровень: общая характеристика. Биосфера - глобальная экосистема. | Биосферный уровень:общая характеристика.Структура (компоненты) играницы биосферы. Учение В. И. Вернадского обиосфере. Живое вещество и его роль в биосфере. Ноосфера. Круговороты веществ в биосфере | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | ||
28. | Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы | Глобальный биогеохимический круговорот (биогеохимический цикл). Законглобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере. Круговороты веществ вбиосфере. Основные этапы развития биосферы. Зарождение жизни. Роль процессовфотосинтеза и дыхания в эволюции биосферы. Влияние человека на эволюцию биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | ||
29. | Происхождение жизни на Земле | Гипотезы происхожденияжизни на Земле. Современные представления овозникновении жизни.Основные этапы эволюции органического мирана Земле. Гипотезы происхождения эукариот | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | ||
30. | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | Основные этапы эволюции органического мирана Земле. Геологическаяистория Земли | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
31. | Эволюция человека | Развитие взглядов на происхождение человека. Современные представленияо происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущиесилы антропогенеза. Расычеловека, их происхождение и единство. Критикарасизма | - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы; | ||
32. | Роль человека в биосфере | Роль человека в биосфере. Человек и экологический кризис. Пути выходаиз экологического кризиса. | - привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - организация работы с получаемой на уроке социальнозначимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | ||
33. | Обощающий урок «Уровни организации жизни» | - развитие у обучающихся познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; | |||
34. | Промежуточный контроль знаний за курс 11 класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)
Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко
Рабочая программа учителя составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)
Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (базовый уровень)
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволю...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс базовый уровень
Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, при...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Ага...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс (Базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс (Базовый уровень)...