РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 8-9 КЛАССАХ «РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
В статье описан опыт реализации технологии проектного обучения в рамках элективного курса в 8-9 классах «Решение проектных задач по биологии».
Данный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей учащихся.
В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать.
Ключевые слова: технология исследовательского обучения, технология учебного проектирования, творческий потенциал учащихся, проектно-исследовательские умения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 8-9 КЛАССАХ «РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
Бирюкова С.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой»
IMPLEMENTATION OF PROJECT-BASED LEARNING TECHNOLOGY IN THE FRAMEWORK OF AN ELECTIVE COURSE IN GRADES 8-9 "SOLVING PROJECT PROBLEMS IN BIOLOGY"
Biryukova S.V.
Municipal budgetary educational institution "Lyceum No. 87 named after L.I. Novikova"
В статье описан опыт реализации технологии проектного обучения в рамках элективного курса в 8-9 классах «Решение проектных задач по биологии».
Данный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей учащихся.
В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать.
Ключевые слова: технология исследовательского обучения, технология учебного проектирования, творческий потенциал учащихся, проектно-исследовательские умения.
The article describes the experience of implementing project-based learning technology in the framework of an elective course in grades 8-9 "Solving project problems in biology". This course is aimed at developing key competencies in the field of biology and ecology. With the help of this course, it is possible to achieve the integration of educational content, to form non-subject knowledge and skills, to develop social practices taking into account the psychophysical characteristics of students. The course uses the technology of research training and the technology of educational design, which help to overcome the dominance of the "knowledge" approach in favor of the "activity" approach, which allows you to productively assimilate knowledge, learn how to analyze it.
Keywords: technology of research training, technology of educational design, creative potential of students, design and research skills.
Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершенствования умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.
Результатом исследовательской деятельности всегда является личностное развитие учащихся, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию. (Леднёв В.С. 2002)
Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе (М.В. Степанова, Н.И. Дереклеева и др.)
Причинами выбора технологии проектного обучения в рамках элективного курса «Решение проектных задач по биологии» были: в исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся, исследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, развитие творческой деятельности, овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
Включение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способы эффективной организации исследовательской деятельности на уроках биологии (информационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технология проектов, технологии исследовательского обучения), учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей школьников к научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии.
Курс «Решение проектных задач по биологии» направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, с помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Решение проектных задач по биологии» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практикоориентированными.
В содержании спецкурса можно выделить три направления.
1. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
2. Формирование знаний о структуре, этапах, методах, содержании исследовательской и проектной работы.
3. Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Занятия в рамках элективного курса подразделяются на лекционные, семинарские и практические.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением учебно-исследовательского проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту проекта; предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании школьного НОУ; защиту и обсуждение проекта на итоговой конференции школьного НОУ.
В практике исследовательской и проектной деятельности основное внимание учащихся привлекают комплексные работы, содержащие элементы как учебно-научного исследования, так и элементы проекта (творческого, практико-ориентированного, социального, инновационного и т.д.). В связи с этим работы школьников носят общее название «исследовательский проект». В результате проектно-исследовательской деятельности должно быть открытие для учащегося, «новое» лично для него.
Для реализации предлагаемого опыта работы созданы все необходимые условия. Это наличие материальной базы (в кабинете биологии летом 2024 года сделан современный ремонт, заменена мебель, кабинет-лаборатория оснащён полным комплектом учебного оборудования, что позволяет мне проводить все необходимые практические и лабораторные работы, помогает повысить предметно-профессиональный уровень, эффективность уроков, сформировать мотивацию учащихся на приобретение прочных и глубоких знаний по биологии). Уровень профессионализма: я имею высшую квалификационную категорию, с 2009 г. веду занятия по углубленному изучению биологии в рамках программы «Одаренные дети» для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня.
С 2009г. являюсь экспертом региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом ОГЭ и ЕГЭ по биологии. В рамках исследовательской деятельности по предметам естественнонаучного цикла руковожу работой учеников 8 – 11 классов в Научном Обществе Учащихся.
В 2022 году я защитила проект в рамках профессиональной переподготовки «Практики поддержки и сопровождения талантливых детей» Нижегородского филиала НИУ ВШЭ и Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», имею подтверждающие документы.
Я была участником малой конференции «Наставничество в современном образовании России», участником 4 Всероссийской научно-практической конференции обучающихся «Вовлечение школьников в учебно-исследовательскую работу в области генетики», приняла участие в 21 международном конкурсе научных работ и награждена дипломом победителя 2 степени, в 7 Всероссийской научно-практической конференции школьников «Мой шаг в будущее», в ежегодной всероссийской практической конференции «Новые традиции в образовании: авторские методики в условиях стандартизации содержания дошкольного и начального общего образования», в семинаре международного сетевого исследовательского образовательного проекта «ГлобалЛаб» по теме «Реализуем ФОП ООО: проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии», в 7 Всероссийской научно-методической конференции «Современные инновационные технологии в образовании-2023», в Международном онлайн-форуме для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технологии в образовании» - 2024, в конкурсе социальных экологических проектов «Наш дом – Нижний Новгород» секция «Конкурс методических разработок педагогов» - победитель конкурса, в 20 Всероссийской детско-юношеской экологической Ассамблее (номинация «методические разработки» - диплом победителя). Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности. Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции.
Воплощение технологии проектного обучения на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам.
Внутренние: повышение качественной успеваемости учащихся:
Таблица 1.
Результаты ведения элективного курса «Решение проектно-исследовательских задач» по биологии в 9 классе
Год | 2018/2019 | 2019/2020 | 2020/2021 | 2021/2022 | 2022/2023 | 2023/2024 |
Обученность | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 76% | 90% | 95% | 97% | 100% | 100% |
Таблица 2.
Результаты ведения элективного курса «Решение проектно-исследовательских задач» по биологии в 8 классе
Год | 2019/2020 | 2021/2022 | 2022/2023 |
Обученность | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 100% | 100% | 100% |
Внешние: эффективно используется учебное время на уроке биологии, снижаются нагрузки учащихся, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе, что способствует достижению определённых результатов в 2023/2024г.:
- 2 Международный детский экологический форум «Изменение климата глазами детей 2023» - диплом победителя.
- 1 Открытая научная конференция «Арктический вектор» - 5 участников, из них 1 победитель, 2 призёра.
- 27 городские студенческо-ученические «Королёвские чтения» - 6 участников, из них 4 призёра III степени.
- Международный конкурс научно-исследовательских работ «Юные таланты в науке – 2024», 2 участника, из них 1 победитель и 1 призёр 3 степени.
- 7 Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Мой шаг в будущее» - 7 участников, из них 2 диплома II степени, 1 диплом III степени.
- XI Международная научная конференция «Форум молодых ученых: мир без границ» Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Донецкая Малая Академия Наук» - 6 участников.
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Путь в науку – 2024» - 3 место.
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Научные аспекты – 2024» - 1 место.
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Эпоха открытий» - 2 место.
- Международный конкурс научно-исследовательских работ «Потенциал исследований» - 2 место.
- Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье» - 3 место.
- Двадцатая Всероссийская детско-юношеская экологическая Ассамблея - лауреаты 4 человека.
Трудоемкость данного опыта заключается
в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся; в подготовке дидактических материалов; в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса; в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся, в слабом владении учащимися проектно-исследовательскими умениями.
Литература
- Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45.
- Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе / А. А. Бойцова // Человек и образование. - 2013. - №4.
- Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]/ Т.Л. Брославская // Молодой ученый. 2015. №2.1. - С. 5-6.
- Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев//Народное образование. 2016.-№4-5.
- Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся [Текст]/ И.Г. Лукина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. С.144-148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"
"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе...

Элективный курс для учащихся 10 классов "Решение текстовых задач"
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому ...

Элективный курс по математике 9 класса: " Решение задач с агроэкономическим содержанием"
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная подготовка, включающая активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащих...

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"
Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Решения практических задач по физике»
Помощь в подготовке к ЕГЭ по физике...
