«Сторителлинг как инструмент развития функциональной грамотности»
статья по биологии

Колесова Марина Николаевна

Этот прием способствует развитию и формировнию  функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Экспериментальный лицей имени Батербиева Муссы Мазановича»

Городские педагогические чтения

«Развитие и формирование функциональной грамотности обучающихся:

от теории к практике»

ТЕМА:

«Сторителлинг как инструмент развития функциональной грамотности»

Автор: Колесова Марина Николаевна,

учитель биологии, химии МАОУ

«Экспериментальный лицей

имени Батербиева М.М.»

Усть-Илимск, 2024г.

2 Введение

Одной из ведущих задач современного образования является формирование функциональной грамотности как некого показателя качества на всех уровнях, в том числе и на общегосударственном. Именно, поэтому, вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности, лидируют в методической работе любого учебного заведения, в том числе и инновационного, такого как наш лицей.  В рамках реализации национального проекта образования были поставлены две важные задачи - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования, а вторая задача более доступная для педагога - это воспитание гармонично развитой социальной ответственности. Для выполнения обеих задач значимым образовательным ресурсом является обучение, основанное на реализации межпредметных связей.  Озвученные обстоятельства привели мои размышления в поиск обновления приемов, используемых в курсе преподавания биологии и химии. Цель доклада - рассмотрение возможностей приема сторителлинга как инструмента развития функциональной грамотности учащихся.

3 1.Теория сторителлинга

От английского, что в переводе буквально обозначает «рассказывание истории».

Выделяют два основных вида педагогического сторителлинга: первый - это классический, который служит для трансляции явного знания, выраженного вербально, или существующего в виде текста.  При использовании классического сторителлинга учитель передает школьникам конкретно учебную информацию, правила, теории, экспериментальные законы, облеченные в яркую форму, запоминающиеся истории. Кроме классического есть еще активные, при котором педагог лишь задает канву истории, определяет ее цели и задачи и обучающийся активно включается в процесс создания и рассказывания истории. Активные истории способствуют передаче не только явного, но и неявного знания, которое логически не оформляется.

Читательская грамотность подразумевает под собой высокий уровень сформированности следующих умений: извлечение информации из текста, интегрирование, интерпретирование, передача текста, размышление о тексте и оценивание

 собственных точек зрения. Но это, разумеется, общие фразы. Как вообще начинается работа со сказкой как жанром? И соответственно, как затем ребенок приходит к написанию своей собственной сказки? Над жанром сказки дети начинают работать на уроках словесности с 5 класса и уже не только на уровне осмысления содержания, но и, конечно, на уровне анализа формы. Дети уже знакомы с композицией сказочного повествования, через которую реализуется идея сказки, и делают акцент именно на этом. Учителя естественно – научного цикла тесно сотрудничают с учителями словесности. Ребята на погружении с учителями словесности изучают приемы построения сказки, затем работают над конкретным текстом, потихонечку создают вторичные тексты, используя те или иные приемы или то же композиционное построение, которое называется колечком. Ну а еще очень важный момент: через эти все этапы приходим уже не просто к осмыслению, но и использованию при написании собственного текста. Конечно, это не сразу - это достаточно длительный процесс, который требует максимальной сосредоточенности именно на приеме сказочного повествования и, скажем так, на уходе от интуитивного восприятия сказки которое формировалась еще даже не в начальной школе, я думаю, а в дошкольном возрасте.

        Как использовать прием сторителлинга в образовательном процессе?

4 2.Сторителлинг как способ формирования функциональной грамотности

Использование Storytelling Schools в школьном обучении имеет большое дидактическое и воспитательное значение. Рассказ историй развивает воображение, логическое мышление, речь, способность анализировать, сопоставлять, аргументировать и представлять себя и свои идеи; обогащает эмоциональную сферу учеников. Для активизации использования данной технологии на практике необходимо разработать пошаговую технологию ее применения как всепредметного подхода к изложению материала; создать банк историй для учащихся; обосновать наиболее оптимальные формы и сюжеты для каждого типа заданий

5 В чём преимущества историй? В том, что:

1.Они легко запоминаются, потому что так или иначе они сюжетны.

2 Сильное эмоциональное воздействие – истории, прежде всего, бьют на наши эмоции;

3.Неформальный демократичный формат – здесь можно ошибаться в историях, здесь можно повторяться, называть собеседников на «ты», использовать ласкательно – уменьшительные имена, прозвища и т.д.

4 Заразность- если ваша история кому – то понравится, то будьте уверены, что её кто – то кому -то перескажет, другое дело с точностью элементов он её не повторит, но в этом бумеранге может история и вернётся к вам уже в другом виде.

5 Необходимы в учении и убеждении – иногда что – то очень тяжело сказать ученику в лицо, но можно это сказать иносказательно через историю. Или может быть вы хотите, чтобы до чего – то ваш ученик додумался сам, но не хотите давать ему прямую подсказку, но косвенную в виде определённой истории можете ему дать.

6 Преодолевают барьеры защиты. – То есть мы сейчас живём в информационную эпоху, когда у нас есть везде так называемая экономика невнимания. Экономисты говорят, что за внимание надо доплачивать. По большому счёту ваше внимание стоит денег (прежде всего, рекламное внимание, внимание спамов, звонков непрошенных на ваш телефон и т.д.)

6 Что мы имеем при работе со сторителлингом? Какая у нас компенсация?

- Фееричный результат, если учащиеся активно включены в работу;

-  С результатами ученического творчества можно гарантированно побеждать в конкурсах;

- В процессе работы по такой технологии расширяется словарный запас, развиваются творческие и коммуникативные способности, абстрактное и логическое мышление.

- Возникает естественная потребность в красивом представлении достижений, желание осваивать новые инструменты и приёмы дизайна и обработки информации;

- Эмоциональная удовлетворённость;

- Знания включаются в личную систему мировоззрения.

7 Преимущества использования техники сторителлинг

  1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
  4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

8 Методика Storytelling Schools – эффективный способ донесения информации путем рассказа трогательных, обучающих, смешных историй для передачи с помощью них необходимой информации с целью воздействия на эмоциональную, мотивационную, когнитивную сферы учеников. В школьном образовании сторителлинг помогает удерживать внимание при изложении сложной темы, благодаря ему ученики запоминают важные факты или даты. Кроме того, использование учащимися разных форм сторителинга хорошо тренирует их коммуникативные навыки, помогает упорядочивать мышление. Слушая истории, ученики получают новый опыт, учатся контролировать свои эмоции и узнают новые варианты урегулирования конфликта или разрешения любой проблемы. К преимуществам исследуемой технологии также можно отнести следующее: легкое усвоение учебного материала; развитие воображения, речи, логического и критического мышления; способность анализировать; преодоление страха публичного выступления; налаживание отношений с другими обучающимися, самопознание.

 9 Можно выделить ряд факторов, объясняющих эффективность метода Storytelling Schools при обучении школьников разных возрастов. Во-первых, дети любят слушать истории больше, чем доклады, описания или определения, потому что они легче воспринимаются (задействована не только рациональная сторона восприятия информации, но образная). Следовательно, реализуется принцип доступности обучения. В истории есть герой, который меняется. Эти изменения происходят в процессе борьбы, упорного труда, выполнения сложных задач. Во-вторых, история всегда динамична. Современные школьники с клиповым мышлением лучше воспринимают историю, чем текст другого вида. История влияет на чувство ребенка, а это повышает уровень концентрации внимания. Поэтому все внимательно слушают обучающий материал, воспринимают его, а затем с легкостью могут воспроизвести.

Несомненным достоинством Storytelling Schools является его универсальность и интерактивность, благодаря этому он может использоваться в изучении любого школьного предмета.

Таким образом, технология сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность; заинтересовать каждого учащегося в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь учащихся; облегчить процесс запоминания сюжета.

10

  1. Практическое применение сторителлинга на уроках естественнонаучного цикла

Хотелось бы обратить ваше внимание на сказки межпредметного содержания, и конкретно на сказки с естественно-научным содержанием. Ведь мы говорим о компонентах функциональной грамотности, предполагающих научное объяснение неких явлений, с которыми дети встречаются в жизни, а также применение естественно-научных методов исследования, в том числе практической интерпретации данных, использование доказательств для получения тех или иных выводов.

 Написание естественно-научных сказок способствует развитию креативного мышления школьников, что предполагает продуктивное участие в процессе выработки оценки совершенствования идей, направленных на получение каких-то инновационных, новых, оригинальных, нестандартных, и в то же время эффективных, то есть очень действенных решений, или нового знания, или эффективного впечатляющего вдохновляющего воображение. Когда мы говорим о естественнонаучных сказках, мы, конечно, же говорим о том, что создать такую сказку непросто и основными этапами создания сказки с естественным научным содержанием является прежде всего отбор этого самого содержания. Мы сначала ограничиваем тот спектр объектов окружающего нас мира, которым хотим говорить. Изучаем это содержание с точки зрения теории, иногда с точки зрения эксперимента, и даже с точки зрения решения расчетных задач. А дальше, познакомившись с особенностями сказки, как литературного жанра, выбираем главного героя. Мы формируем элементы сюжета, и с помощью определенных сказочных языковых норм этот сюжет благополучно описывается.

В качестве примера я хочу показать вам начало сказки «Две сестры». Это сказка, которая посвящена изучению двух кислот - уксусной кислоты, с которой дети встречаются в жизни и соляной кислоты, которые очень часто встречаются на уроках химии в школе, начиная с 7- 8 класса. Как вы видите, здесь два элемента содержания - это зачин и завязка. Но кроме того, что мы эту сказку начали писать химическим языком, мы решили пойти дальше.

11 Что же можно сделать дальше, когда эта сказка уже написана? Мы решили, что самым логичным будет добавить в сказку какие-то вопросы и задания, чтобы сказка из просто истории превратилась в практико-ориентированную задачу или контекстную задачу с химическим содержанием.

12 В частности, вот для этой сказки про две кислоты предложены следующие задания: нужно, во-первых, понять по сказочному тексту, что за героини нашей сказки, дать химические названия, выбрать из текста сходства и различия двух кислот, оформить это в табличной форме. (Приложение 1)

13 Как вы понимаете, это очень важно с точки зрения формирования функциональной грамотности. Естественно, когда мы говорим о химическом содержании, то следует написать уравнение реакций, которые художественно сказочным языком, так или иначе введены в сюжетную линию данного произведения. Поэтому продолжением этой истории является добавление эксперимента. Он может вводиться в разные этапы создания сказки: может начинать создание сказочной истории, то есть мы можем, отбирая содержание сразу предложить какой-то набор опытов, которые ребенок сделает, результаты оценит и дальше будет уже сказочное повествование или может быть наоборот, когда мы задание сформулировали и на основе этого сказочного материала дальше предлагаем провести тот или иной эксперимент.

Если мы возвращаемся к той же сказке, которую мы уже показывали, мы в данном случае шли от эксперимента и экспериментов было достаточно много, причем эксперимент параллельно проводили два человека — это девочка, шестиклассница на тот момент, и мальчик девятиклассник. Девочка шестиклассница изучает в рамках школьного курса тему «Кислоты». Мальчик девятиклассник изучает органические кислоты, в частности, уксусную кислоту на уроках химии уже углубленного уровня. Они делают эксперимент параллельно. В итоге, мальчик в качестве продукта своей деятельности создаёт практическую работу в виде индивидуального проекта. Девочка пишет сказочную историю, которая в итоге превращается в контекстную задачу. И у детей уже имеются результаты эксперимента.

Можно добавить немножко креативного мышления, какого-то творчества, предложить детям добавить сюда свои иллюстрации. То есть, когда ребенок может не просто проиллюстрировать с помощью фотографии или каких-то видео роликов, а показать свой художественный вкус, и что-то нарисовать.

14 В качестве примера мы продемонстрируем сказку «Тобик - любопытный нос» про щенка, который жил в доме академика Павлова и встречался с какими-то знакомыми явлениями: пузырями с коррозией, с жизненным циклом насекомого. И в данном случае иллюстрации сделаны девятиклассником, сказки написаны семиклассником. Главный герой и какие-то основные элементы содержания сказки представлены с натуральной точностью. Девочка, которая рисовала это, - победитель Муниципальной олимпиады по биологии, поэтому жизненный цикл представлен очень точно, и в то же время это интересно, это творчество, это гармоничное развитие личности.  

Сказки можно брать любые. Использовать тот материал, который ребенок сейчас изучает или будет изучать в ближайшем будущем.

Рассказы о выдающихся деятелях из разных областей знаний, истории их успеха органично имплементируются в содержание всех предметов школьного курса. Приведем ряд конкретных примеров, когда историю жизни реальных людей можно использовать на уроках биологии (анатомии).

15 Например: Амина Эпендиева невероятная красивая девочка из Грозного из Чечни, которая обладает сочетанием генетических особенностей, она альбинос. То есть у неё не выделяется пигмент меланин. Поэтому у неё белые брови, волосы белого цвета и кожа невероятно, чистые белого цвета. Вы видите что также, имеет такой уникальность один глаз красивый голубой а другой глаз коричневый и действительно эта уникальная особенность девочки сделала ее известной во всем мире.  Ее фотография распространились по всему миру, что отразилось на её самооценке и осознание положительной стороны своей уникальности.

16 Майкл Фелпс - самый титулованный пловец в мире.  Но мало кто знает, что он мутант, изменения связаны с длиной ног (несоразмерность размера ступни), наличие сверхгибкости суставов. В добавок у него легкая форма аутизма, но именно она позволяет ему максимально концентрироваться на заплывах и таким образом не препятствует ему достижению колоссально высоких результатов.

    17  Мористе - это всемирно известный борец. Он занимался вольной и римской борьбой. Но мало кто знает, что он стал прототипом героя мультфильма, это Шрек!  Его биографию и вымышленный образ мы рассматриваем, когда изучаем гормон роста, есть такое заболевание АКРОМЕГАЛИЯ. Это отклонение, когда гормон роста начинается выделяться в большем количестве в возрасте после 20 лет и у человека отдельные части тела начинает увеличиваться в размере.

18 Пример из жизни боксёра Мухаммеда Али показывает, как соблюдение сбалансированной диеты помогает быть в форме и сохранять физический тонус мышц и физическое здоровье.  И отдельный разговор о том, как спортсмены справляются с травмами, например, как он справился с травмой головного мозга. Биография спортсмена — это невероятный мотиватор, который доказал, что человеку все возможно.

 19 Используя сторителлинг как прием на уроке, надо понимать, что эти истории не должны быть растянуты на весь урок, что это определенные «вкрапления» в изучаемой теме. Как учитель биологии считаю этот прием очень полезным, потому что во время теоретического обучения в основном работает левое полушарие головного мозга, а во время образного и эмоционального рассказа активно правое полушарие. Поэтому сторителлинг создает баланс между правым и левым полушарием, что способствует созданию общей картины изучаемого объекта на уроке. Кроме этого, примеры сторителлинга оказывают воспитательное воздействие на личность ребенка.

 20 Учитель — это наставник. А наставники должны наставлять, мотивировать и воодушевлять.

Заключение

Ознакомившись с возможностями использования приема сторителлинга, пришла к убеждению о том, что этот приём действительно способствует развитию и формированию различных видов функциональной грамотности: читательской, естественнонаучной и креативного мышления.

Использование сторителлинга на уроках естественнонаучного цикла позволило:

  • разнообразить занятия,
  • заинтересовать учащихся изучаемой темой,
  • развить фантазию и логику, 
  • повысить функциональную грамотность, т.к. помогает восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает не только запомнить материал, а преобразовать его с целями использования в другой форме.

Приложение 1

Сказка

Жили-были в Химическом королевстве две сестры-кислоты. Родные сёстры, почти ровесницы, но как часто бывает совсем разные.

Старшая была на редкость крепкая, сильная, смелая. 'Не боюсь я ни жары и ни холода!' - распевала она, бродя по королевству. И встречные шарахались в сторону, зная её острый язык. Все помнили, что однажды классная дама госпожа Цшадош вздумала поучить старшую сестру правилам хорошего тона. Милейшую госпожу тогда чуть столбняк не хватил, и её, всю почерневшую от гнева и возмущения, срочно увезли в больницу.

Много ещё разных историй рассказывают о старшей сестре. Вот одна из них. Как-то раз старшая сестра гуляла в королевском парке. И вдруг ей навстречу идет принц Аргентум, а вместе с ним главнокомандующий королевских войск, участник многих сражений и непременный победитель, славный маршал Феррум. Надо сказать, что принц Аргентум был большой ловелас. Он, не стесняясь, подошел к старшей сестре, наговорил ей множество комплиментов, а затем взял под руку и предложил осмотреть парк. Но та на него внимания не обращает, холодна, насмешлива и всё поглядывает на молчаливого маршала Феррума. Видно чем-то он ей пришёлся по душе. А маршал глаза потупил и всё старается, чтобы между ними принц Аргентум находился. Потом, правда, освоился и вступил в беседу. И тут как на грех встретился им Оксид Водородович, разбитной молодой человек, большой друг принца. Едва завидев старшую сестру, Оксид Водородович тут же устремился к ней. Обнял за талию, чмокнул в щёчку. А девица не только не смутилась, а очень даже обрадовалась. Славный маршал Феррум был потрясен. 'Вот ведь молодёжь пошла' - думал он, стараясь смотреть в сторону. Но старшая сестра сама окликнула его: 'Что это вы дорогой маршал стоите один? Идите к нам!' Но маршал отпрянул от неё, выхватил шпагу и заявил: 'Не подходите, сударыня, ко мне и знайте, что либо он, либо я. Третьего не будет'. 'Ну и уходите, без вас обойдемся!'- вспыхнула красавица. После таких слов маршалу ничего не осталось делать, как повернуться и уйти. Не знаю, помирились они или нет. Но говорят, что не так давно старшая сестра каталась в карете, украшенной вензелем маршала. Был ли с ними Оксид Водородович - догадайтесь сами.

Младшая сестра была на два года моложе и на целых шестнадцать граммов легче. В храбрости и силе она значительно уступала старшей сестре. И вообще была домоседкой, редко ее удавалось вытащить на улицу, да и то лишь в прохладную погоду. А уж если приходилось совершать далёкие путешествия, она всегда брала с собой Гидроксида Натриевича или его старшего брата Гидроксида Калиевича. С ними она чувствовала себя намного увереннее и спокойнее. Возможно, эта робость объяснялась потрясением, пережитым в детстве. А случилось вот что. Ушли однажды взрослые из дома, забыв запереть дверь. Сестры мирно играли, когда на пороге появился какой-то незнакомец. Не обращая никакого внимания на старшую сестру, он направился к младшей и ласково сказал ей: 'Не бойся, крошка, я не сделаю тебе ничего плохого. Наоборот, я помогу тебе стать гораздо крепче и сильнее, совсем как твоя сестра. Увы, в любезном молодом человеке сёстры с ужасом узнали Оксигениума, одного из самых опасных элементов Химического королевства. Портрет его под рубрикой 'Внимание, разыскивается полицией!' каждую неделю появляется в газетах.

И неизвестно чем бы все закончилось, если бы проходивший мимо Пирогаллол Фенолович не спугнул хулигана. С тех пор прошло много лет, и многое успело забыться, но привычка закрывать дверь на замок осталась у младшей сестры осталась на всю жизнь.

Была у неё еще одна странная привычка: в жаркую погоду её начинало лихорадить, она быстро худела и становилась такой лёгкой и прозрачной, что обнаружить её можно было лишь по запаху. В это время у неё резко менялся характер. Младшая сестра делалась раздражительной и весьма агрессивной. Все деревья, кусты, травы узнавали об её приближении и начинали дрожать от ужаса.

Да что там розы! Сама нечистая сила, любившая прятаться по темным и сырым закоулкам, в панике удирала вон из тех жилищ, куда заходила младшая сестра, будучи в таком состоянии.

Наша история подошла к концу.

Задание: Угадайте, как зовут сестёр. И тогда вы сможете в главной библиотеке Химического королевства познакомиться с их полным жизнеописанием, прочитав которое, узнаете много полезного и интересного.

Список источников и литературы:

1.Вестник #6. Библиотека РО. Интеллектуальные возможности младших школьников. Д.Б. Эльконин. – INTERNET: www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_6/v6_biblro_elkonin.htm 

2.Вестник #7. Библиотека РО. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования). В.В. Давыдов. – INTERNET: www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_7/v7_dav_koncepc.htm 

3.Выготский  Л.С. Вопросы детской психологии.– СПб.: Изд-во «Союз», 2006.

4.Гоноболин  Ф.Н. Психология. Под ред. проф. Н.Ф.Добрынина. Учеб. пособие для учащихся педучилищ по специальности №2001 “Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы”.– М.:Просвещение,1983

5.Журнал Клуба Бизнесменов " Эриксонианский гипноз. Рассказывание историй. – INTERNET: www.blog.biz-club.ru/admin/2007/07/04/eriksonianskiy-gipnoz-rasskazyivanie-istoriy/ 

6.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.

7.Мильруд Р.П., МатвиенкоА.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся // Английский язык в школе. – 2006. – №4(16)

8.Сторителлинг. Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов. – INTERNET: www.prezentation.ru/articles/storytelling_01_07_07.html 

9.Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент влияния менеджера. – INTERNET: www.msk.treko.ru/show_mer_1620 

10.Педагогическая рефлексия учителя. – INTERNET: www.old.tspu.edu.ru/ebooks/azbukina/321.htm 

 



Предварительный просмотр:

«Динамические паузы на уроках биологии»

  1. Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги. Рада всех вас видеть. Начать свое выступление я хочу со слов  Жан Жак Руссо:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

Урок - это не только работа мозга, но и эмоциональная деятельность. Информационная перегрузка обучающихся в ходе современного урока, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. Мы то с вами знаем, что каждому человеку во время умственного напряжения хочется отдохнуть.

Сегодня я хотела вам представить виды динамических пауз, которые я использую на своих уроках в 5-6 и 7-9 классах. Благодаря которым, возможно избежать утомления у детей, сохранив их физическое и психическое здоровье.

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности

 Они проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции, а значит повышают интерес к знаниям.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на такой теме как «кинезиологические физкультминутки».

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает «гимнастика мозга». Кинезиология – наука, изучающая разнообразные виды движений всех мышц человеческого тела и других живых организмов, в тесной взаимосвязи с эмоциональным состоянием.

В основе данной гимнастики лежит теория А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга. Рассмотрим данные блоки:

- первый блок — это блок энергетический. Включает затылочную область. Данный блок отвечает за социальную позицию «Я хочу», за эмоции, за мотивацию. Это самый древний блок.

- второй блок — блок приема, переработки и хранения информации. Отвечает за процессы памяти, за мышление, восприятие. Ответственный за позицию «Я могу».

- третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Отвечает за состояние «Я должен».

Тренировать можно всю жизнь.

Связующим звеном между блоками является мозолистое тело.

Если у ребенка не работает первый блок, отмечается снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость ребенка, колебания внимания – эти симптомы не позволяют ребенку осуществлять ту или иную деятельность.

Если не работает второй блок — педагоги могут наблюдать у ребенка наличие отвлекаемости, нарушения речи.

Если не работает третий блок — ребенок не предвидит последствия своих действий.

При планировании и организации урока, самое главное — активизировать первый блок, то есть настроить, заинтересовать ребёнка. И здесь нам помогут кинезиологические физкультминутки.

В 1970-х годах американский доктор Пол Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна, оказалась она в отношении детей "неспособных к обучению".

А сейчас немного поиграем, отдохнем.

1 упражнение «Мое здоровье - в моих руках».

Прошу Вас выстроится параллельно окну. Я буду задавать вам вопросы, если ваш ответ положительный, то вы делаете шаг вперед к шкатулке с сюрпризом, если отрицательный – не двигаетесь.

Вопросы:

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

 - я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

 - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;

 - я периодически провожу разгрузочные дни;

 - у меня отсутствуют вредные привычки;

- соблюдаю режим дня;

- я правильно питаюсь;

-я эмоционально уравновешен;

-я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с сундуком здоровья? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни. Прошу Вас взять сюрприз, вы хорошо потрудились и теперь можно немного расслабиться.

2 упражнение. Выполним кинезиологические физкультминутки.

Комплекс кинезиологических упражнений ( включаю видео)

Первое упражнение «Кольцо». Мы поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Второе упражнение «Ухо – нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Следующее упражнение «Слон»: встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху плотно. Взгляд – на палец вытянутой руки. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстоянии. Повторяем эти же движения другой рукой.

Благодаря таким упражнениям вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме этого, на своих уроках я применяю упражнения  На регуляцию психического состояния:

3 упражнение, это голосовая техника.

Это упражнение обычно в первый день погружения или утром.

Прежде чем «официально» поприветствовать учащихся, я выполняю все административные  задачи, такие как перекличка и проверка расписания, все ли

ученики  на  месте.

Затем  я  поднимаю  взгляд  и  громким,  твердым  голосом  говорю:  «Доброе утро».  Я жду в тишине, пока не услышу отдельные приветствия, а затем громко и возмущенно заявляю, что реакция класса совершенно неприемлема и я ее не потерплю. «Я не хочу слышать от вас ничего подобного! Когда я говорю ―Доброе утро‖ вам, вы говорите ―Доброе утро‖ мне. Но, это еще не всѐ! Как бы ни звучало мое ―Доброе утро‖, ваше должно звучать точно так же! Если я скажу  ―Доброе  утро!‖  (произношу  со  странным  акцентом),  вы  говорите:  ―Доброе  утро!‖  (произношу  с  тем  же  странным  акцентом).  Давайте  попробуем  еще  раз!  

Давайте попробуем сейчас провести это упражнение с вами. Вы должны повторить приветствие за мной с таким же акцентом, как и я.

Я говорю разными интонациями и учителя повторяют за мной:

-Добрый день!

С учениками среднего и старшего звена можно экспериментировать с психологической релаксацией, медитативными техниками и различными дыхательными упражнениями.

4 упражнение «Концентрация на дыхании» (дыхательная техника)

Давайте попробуем выполнить сейчас это упражнение.

Упражнение называется КВАДРАТ.

Представьте перед собой квадрат. Следуйте схеме дыхания, показанной на рисунке, начиная с левого нижнего угла. При этом каждая грань квадрата проходится за 4 счёта.

 Даже кратковременное выполнение этой техники оказывает сильный эффект: повышается концентрация и работоспособность, человек восстанавливает силы и успокаивается.

5 Упражнение «Гора с плеч» Цель: Сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

У вас хорошо получается! Я надеюсь, вам пригодится эта информация, и вы будете применять на практике полученные знания и умения.

И еще один прием, который я часто использую – это сказкотерапия. Его чаще всего я использую на классных часах или если осталось время на Разговоре о важном, Россия ми горизонты.

Я предлагаю вам сейчас  послушать и окунуться в мир сказки. Побудьте ребенком, хотя бы 5 минут. Она поможет вам уйти от повседневных мыслей и обязанностей. Сказка называется «Сказка о здоровье». Можете сейчас лечь на парту и закрыть глаза.

Давным-давно, на горе Олимп, жили были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать, каким должен быть человек.

Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,третий сказал: «Человек должен быть умным».

Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие–за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самом человеке».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" – говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного – здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету, психическое здоровье было и остается дороже власти и богатства.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

                                                 (Конфуций)

Уважаемые коллеги, благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...

«Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей» - доклад.

laquo;Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей»...

Работа с текстом на уроках как инструмент развития функциональной (читательской) грамотности обучающихся

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и химии как инструмент развития функциональной (читательской) грамотности обучающих...

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии "Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"

Выступление на районном семинаре учителей биологии и химии " Работа с текстом на уроках биологии и химии, как инструмент развития функциональной грамотности"...