адаптивная программа РАС 8.3 вид 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Васькина Е.А

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_kl._ovz_8.3_vid.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края комитет по образованию Администрации муниципального округа‌‌

Чарышского района Алтайского края ‌

МБОУ "Краснопартизанская СОШ"

РАССМОТРЕНО

ШМО

________________________

[укажите ФИО]

Приказ № от «30» 08 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР

________________________

Потапов С.А.

Приказ № от «30» 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Захаров Д.В.

Приказ № от «30» 08 2024 г.

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»

для учащихся 7 класса

с РАС вида

с. Красный Партизан‌ 2024

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7- ом классе для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Клепинина З.А., по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов ( вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В. Москва. «Просвещение» 2019г. Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Основной целью рабочей программы - создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
  2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
  3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение биологии по индивидуальному учебному плану в 7 классе выделяется 2 часа в неделю (68 часов в год).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс (68 часов)

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (19 ч)

Цветок (4 ч)

Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы №1-2

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка.

Семя растения (4 ч)

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Практическая работа №1

Определение всхожести семян.

Демонстрация опыта

Условия, необходимые для прорастания семян.

Лабораторные работы №3-4

  1. Строение семени фасоли.
  2. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Корень (3 ч)

Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

Лист (4 ч)

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опыта

  1. Испарение воды листьями.
  2. Дыхание растений.

Стебель (3 ч)

Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).

Демонстрация опыта

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение-целостный организм (1 ч)

Растение-целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

ЭКСКУРСИЯ 1- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ, БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ (40 ч)

Мхи (1 ч)

Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники (1 ч)

Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные (2 ч)

Сосна и ель-хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

ЭКСКУРСИЯ-2 в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Покрытосеменные или цветковые (36 ч)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

Характерные различия (1ч)

ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Злаки (5ч): пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве, преобладающая культура для данной местности.

Лилейные (5ч). Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок-многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа № 5

  1. Строение луковицы. ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Пасленовые (7 ч). Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые (4 ч). Горох Бобы. Клевер, люпин-кормовые травы.

Розоцветные (8 ч). Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные (6ч). Подсолнечник. Ноготки, бархатцы-однолетние цветочные растения. Маргаритка-двулетнее растение. Георгин-многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа № 6

  1. Строение клубня картофеля.

Практическая работа № 2

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Практическая работа № 3

Осенняя перекопка почвы. Вскапывание приствольных кругов.

ЭКСКУРСИЯ 3- «Весенние работы в саду».

Бактерии (2ч)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (3 ч)

Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол- во часов

1.

Введение

3 ч.

2.

Общее знакомство с цветковыми растениями

19 ч.

3.

Многообразие растительного мира

40 ч.

4

Растения живой организм, бактерии и грибы

5 ч

5.

Обобщение по теме

1 ч.

Итого:

68 ч.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование по биологии , 7 класс

(адаптированная программа) РАС

Тема раздела

и кол-во часов

урока

Тема урока.

Часы

Дата

Практические, лабораторные, творческие работы и т. д.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Введение

(3 ч.)

1

Разнообразие растений

1

2

Значение растений

1

3

Охрана растений

1

Общее знакомство с цветковыми растениями

( 19 ч.)

4

Строение растения

1

Лаб.раб.№1 «Строение цветкового растения»

5

Строение цветка

1

Лаб.раб.№2 «Строение цветка»

6

Виды соцветий

1

7

Опыление цветков

1

8

Разнообразие плодов

1

9

Распространение плодов и семян

1

10

Внешний вид и строение семени фасоли

1

Лаб.раб.№3 «Строение семени фасоли»

11

Прорастание семян

1

12

Всхожесть семян

1

13

Разнообразие корней, корневых систем

1

14

Значение корня. Видоизменение корней

1

15

Внешнее строение листа.

Жилкование. Простые и сложные листья.

1

16

Образование органических веществ в растении

1

17

Испарение воды листьями

1

18

Дыхание растений

1

19

Листопад и его значение

1

20

Строение стебля. Значение стебля

1

21

Разнообразие стеблей

1

22

Взаимосвязь частей растения

1

Многообразие растительного мира (40)

23

Деление растений на группы

1

24

Однодольные покрытосеменные растения

1

25

Злаковые. Общие признаки.

1

26

Выращивание зерновых.

1

27

Использование злаков в народном хозяйстве

1

28

Лилейные. Общие признаки

1

29

Цветочно-декоративные лилейные

1

30

Дикорастущие лилейные. Ландыш

1

31

Обобщающий урок по теме «Однодольные растения»

1

32

Двудольные покрытосеменные растения

1

33

Паслёновые. Общие признаки

1

35

Дикорастущие паслёновые. Паслён

1

34

Овощные паслёновые. Картофель

1

35

Овощные паслёновые. Томат

1

36

Овощные паслёновые. Баклажан и перец

1

37

Цветочно-декоративные паслёновые

1

38

Бобовые. Общие признаки

1

39

Пищевые бобовые растения

1

40

Фасоль и соя

1

41

Кормовые бобовые растения

1

42

Розоцветные. Общие признаки

1

43

Шиповник

1

44

Плодово-ягодные розоцветные.

Яблоня

1

45

Плодово-ягодные розоцветные.

Груша

1

46

Плодово-ягодные розоцветные.

Вишня

1

47

Плодово-ягодные розоцветные.

Малина

1

48

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника

1

49

Персик и абрикос

1

50

Сложноцветные. Общие признаки

1

51

Пищевые сложноцветные.

Подсолнечник

1

52

Цветочно-декоративные сложноцветные (однолетние)

1

53

Цветочно-декоративные сложноцветные (многолетние)

1

54

Обобщающий урок по теме: «Двудолные растения»

1

55

Уход за комнатными растениями

1

56

Перевалка комнатных растений

1

57

Пересадка комнатных растений

1

58

Осенняя перекопка почвы

1

59

Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева

1

Практ.раб

60

Подготовка сада к зиме

1

61

Весенняя обработка почвы

1

62

Уход за посевами и посадками

1

Бактерии. 2 ч

Грибы 3ч

Обобщение 1 ч

63

Растение – живой организм

1

64

Бактерии. Общие признаки

1

65

Грибы. Общие признаки

1

66

Строение грибов

1

67

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

1

68

Обобщение пройденного материала

1

Итого

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​

2. Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией автора З.А. Клепининой. М., «Просвещение», 2020 г.

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

ИНТЕРНЕТ

интернет портал «Pro школу.ru», интернет портал завуч.инфо,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная программа по интегрированному курсу математики и социально – бытовой ориентировки для старшеклассников. 8,9 класс

Я хочу поделиться с вами своей работой «Интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки» для старшеклассников, представляющей собой обобщение педагогического опыта многих лет работы...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса

Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...

Адаптивная программа "Химия» для 8 коррекционного класса

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  8  класса  (далее  –  Рабочаяпрограмма) составлена на основе авторской  программы О.С. Габриелян...

Пояснительная записка к адаптивной программе по Ритмике 1-5 классов в коррекционной школе VIII вида.

Основной контингент школ для детей с умственной отсталостью, это дети, страдающие психическими расстройствами,  заиканием, дизартрией, алалией в сочетании с общим недоразвитием речи. В силу того,...

Рабочая адаптивная программа по английскому языку 9 класс

Рабочая адаптивная программа по английскому языку 9 класс...

рабочая адаптивная программа по русскому языку 6 класс 7 вид

программа рассчитана на 6 часов,35 учебных недель...