адаптивная программа РАС 8.3 вид 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края комитет по образованию Администрации муниципального округа
Чарышского района Алтайского края
МБОУ "Краснопартизанская СОШ"
РАССМОТРЕНО ШМО ________________________ [укажите ФИО] Приказ № от «30» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР ________________________ Потапов С.А. Приказ № от «30» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Захаров Д.В. Приказ № от «30» 08 2024 г. |
АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для учащихся 7 класса
с РАС вида
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7- ом классе для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Клепинина З.А., по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов ( вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В. Москва. «Просвещение» 2019г. Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основной целью рабочей программы - создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
- Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
- Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение биологии по индивидуальному учебному плану в 7 классе выделяется 2 часа в неделю (68 часов в год).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс (68 часов)
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (19 ч)
Цветок (4 ч)
Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы №1-2
- Органы цветкового растения.
- Строение цветка.
Семя растения (4 ч)
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа №1
Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта
Условия, необходимые для прорастания семян.
Лабораторные работы №3-4
- Строение семени фасоли.
- Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Корень (3 ч)
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Лист (4 ч)
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опыта
- Испарение воды листьями.
- Дыхание растений.
Стебель (3 ч)
Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Демонстрация опыта
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение-целостный организм (1 ч)
Растение-целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
ЭКСКУРСИЯ 1- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян.
МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ, БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ (40 ч)
Мхи (1 ч)
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники (1 ч)
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные (2 ч)
Сосна и ель-хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
ЭКСКУРСИЯ-2 в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Покрытосеменные или цветковые (36 ч)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.
Характерные различия (1ч)
ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Злаки (5ч): пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве, преобладающая культура для данной местности.
Лилейные (5ч). Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок-многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа № 5
- Строение луковицы. ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Пасленовые (7 ч). Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые (4 ч). Горох Бобы. Клевер, люпин-кормовые травы.
Розоцветные (8 ч). Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные (6ч). Подсолнечник. Ноготки, бархатцы-однолетние цветочные растения. Маргаритка-двулетнее растение. Георгин-многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа № 6
- Строение клубня картофеля.
Практическая работа № 2
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Практическая работа № 3
Осенняя перекопка почвы. Вскапывание приствольных кругов.
ЭКСКУРСИЯ 3- «Весенние работы в саду».
Бактерии (2ч)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (3 ч)
Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол- во часов |
1. | Введение | 3 ч. |
2. | Общее знакомство с цветковыми растениями | 19 ч. |
3. | Многообразие растительного мира | 40 ч. |
4 | Растения живой организм, бактерии и грибы | 5 ч |
5. | Обобщение по теме | 1 ч. |
Итого: | 68 ч. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование по биологии , 7 класс
(адаптированная программа) РАС
Тема раздела и кол-во часов | № урока | Тема урока. | Часы | Дата | Практические, лабораторные, творческие работы и т. д. | ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ |
Введение (3 ч.) | 1 | Разнообразие растений | 1 | |||
2 | Значение растений | 1 | ||||
3 | Охрана растений | 1 | ||||
Общее знакомство с цветковыми растениями ( 19 ч.) | 4 | Строение растения | 1 | Лаб.раб.№1 «Строение цветкового растения» | ||
5 | Строение цветка | 1 | Лаб.раб.№2 «Строение цветка» | |||
6 | Виды соцветий | 1 | ||||
7 | Опыление цветков | 1 | ||||
8 | Разнообразие плодов | 1 | ||||
9 | Распространение плодов и семян | 1 | ||||
10 | Внешний вид и строение семени фасоли | 1 | Лаб.раб.№3 «Строение семени фасоли» | |||
11 | Прорастание семян | 1 | ||||
12 | Всхожесть семян | 1 | ||||
13 | Разнообразие корней, корневых систем | 1 | ||||
14 | Значение корня. Видоизменение корней | 1 | ||||
15 | Внешнее строение листа. Жилкование. Простые и сложные листья. | 1 | ||||
16 | Образование органических веществ в растении | 1 | ||||
17 | Испарение воды листьями | 1 | ||||
18 | Дыхание растений | 1 | ||||
19 | Листопад и его значение | 1 | ||||
20 | Строение стебля. Значение стебля | 1 | ||||
21 | Разнообразие стеблей | 1 | ||||
22 | Взаимосвязь частей растения | 1 | ||||
Многообразие растительного мира (40) | 23 | Деление растений на группы | 1 | |||
24 | Однодольные покрытосеменные растения | 1 | ||||
25 | Злаковые. Общие признаки. | 1 | ||||
26 | Выращивание зерновых. | 1 | ||||
27 | Использование злаков в народном хозяйстве | 1 | ||||
28 | Лилейные. Общие признаки | 1 | ||||
29 | Цветочно-декоративные лилейные | 1 | ||||
30 | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | ||||
31 | Обобщающий урок по теме «Однодольные растения» | 1 | ||||
32 | Двудольные покрытосеменные растения | 1 | ||||
33 | Паслёновые. Общие признаки | 1 | ||||
35 | Дикорастущие паслёновые. Паслён | 1 | ||||
34 | Овощные паслёновые. Картофель | 1 | ||||
35 | Овощные паслёновые. Томат | 1 | ||||
36 | Овощные паслёновые. Баклажан и перец | 1 | ||||
37 | Цветочно-декоративные паслёновые | 1 | ||||
38 | Бобовые. Общие признаки | 1 | ||||
39 | Пищевые бобовые растения | 1 | ||||
40 | Фасоль и соя | 1 | ||||
41 | Кормовые бобовые растения | 1 | ||||
42 | Розоцветные. Общие признаки | 1 | ||||
43 | Шиповник | 1 | ||||
44 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня | 1 | ||||
45 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша | 1 | ||||
46 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня | 1 | ||||
47 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина | 1 | ||||
48 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника | 1 | ||||
49 | Персик и абрикос | 1 | ||||
50 | Сложноцветные. Общие признаки | 1 | ||||
51 | Пищевые сложноцветные. Подсолнечник | 1 | ||||
52 | Цветочно-декоративные сложноцветные (однолетние) | 1 | ||||
53 | Цветочно-декоративные сложноцветные (многолетние) | 1 | ||||
54 | Обобщающий урок по теме: «Двудолные растения» | 1 | ||||
55 | Уход за комнатными растениями | 1 | ||||
56 | Перевалка комнатных растений | 1 | ||||
57 | Пересадка комнатных растений | 1 | ||||
58 | Осенняя перекопка почвы | 1 | ||||
59 | Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева | 1 | Практ.раб | |||
60 | Подготовка сада к зиме | 1 | ||||
61 | Весенняя обработка почвы | 1 | ||||
62 | Уход за посевами и посадками | 1 | ||||
Бактерии. 2 ч Грибы 3ч Обобщение 1 ч | 63 | Растение – живой организм | 1 | |||
64 | Бактерии. Общие признаки | 1 | ||||
65 | Грибы. Общие признаки | 1 | ||||
66 | Строение грибов | 1 | ||||
67 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы | 1 | ||||
68 | Обобщение пройденного материала | 1 | ||||
Итого | 68 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
2. Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией автора З.А. Клепининой. М., «Просвещение», 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
интернет портал «Pro школу.ru», интернет портал завуч.инфо,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная программа по интегрированному курсу математики и социально – бытовой ориентировки для старшеклассников. 8,9 класс
Я хочу поделиться с вами своей работой «Интегрированный курс математики и социально – бытовой ориентировки» для старшеклассников, представляющей собой обобщение педагогического опыта многих лет работы...

Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета «Природоведение » для 5 коррекционного класса
Программа по предмету составлена на основе авторской программы Кмытюк Л. В., Воронкова В. В.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « В...

Адаптивная программа "Химия» для 8 коррекционного класса
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочаяпрограмма) составлена на основе авторской программы О.С. Габриелян...

Пояснительная записка к адаптивной программе по Ритмике 1-5 классов в коррекционной школе VIII вида.
Основной контингент школ для детей с умственной отсталостью, это дети, страдающие психическими расстройствами, заиканием, дизартрией, алалией в сочетании с общим недоразвитием речи. В силу того,...

Рабочая адаптивная программа по английскому языку 9 класс
Рабочая адаптивная программа по английскому языку 9 класс...

рабочая адаптивная программа по русскому языку 6 класс 7 вид
программа рассчитана на 6 часов,35 учебных недель...

