Рабочая программа кружка по биологии "Юный исследователь" для обучающихся 5-х классов.
рабочая программа по биологии (5 класс)

Шилко Татьяна Николаевна

На занятиях кружка школьники не только изучают все разделы биологии, а главное - закрепляют это на практике: участвуют в опытах, экспериментах, наблюдениях, экскурсиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shilko_t.n.yunyy_issledovatel.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2053»

 

Принята на заседании

методического (педагогического)

совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора 

по социализации и воспитанию
ГБОУ «Школа № 2053»

Винокурова О.А..

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

 

Кружок «Юный исследователь» (5 - Г класс)

Направленность: Эколого-биологическая

Срок реализации: 1 год

                                          Автор-составитель:

Шилко Т.Н.,

учитель биологии

Москва, 2024-2025 уч.год.

Программа дополнительного образования по биологии в 5 классе

«Юный исследователь»

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников.

 Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

В курс кружка «Юный исследователь» включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения на факультативном курсе в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

Данный кружок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Пояснительная записка

Предлагаемый кружок направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия. Программа факультативного курса «Юный исследователь» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

 Целью изучения кружка является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель кружка заключается в том, чтобы обучающиеся понимали научные принципы человеческой деятельности в природе, основы экологической культуры и здорового образа жизни. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
  • формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемой организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
  • формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
  • формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
  • освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.

На кружок «Юный исследователь» отводится 35 часов. Рекомендовано данное распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся, природно-климатических условий территории и целеполагания. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

 Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

 • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  3.В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

    4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

 • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Материально-техническое обеспечение учебного курса  

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника

2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология». 

       Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Микроскоп

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лупа ручная

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Электронная доска.

Режим занятий:

Продолжительность занятия – 40 мин.

Время проведения – понедельник

Начало занятий – 16 час. 00 мин.

Структура программы

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела. Темы

Количество часов

Дата

всего

теория

Практика

I.

Раздел 1. Введение

2

2

1.

Организационное занятие

1

1

09.09.24

2

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

1

1

16.09.24

II.

Раздел 2. Методы изучения биологии

2

2

3.

Что такое исследование? Методы и этапы исследования.

1

1

23.09.24

4.

Что такое эксперимент (опыт)?

1

1

30.09.24

III.

Почувствуй себя ученым.

 5.

Великие ученые.

1

1

07.10.24

6.

Изучение строения микроскопа.

1

1

14.10.24

7.

Ученый – натуралист.

1

1

21.10.24

8.

Ученый – антрополог.

1

1

28.10.24

9.

Ученый – фенолог.

1

1

04.11.24

10.

Ученый – эволюционистом.

1

1

11.11.24

11.

Ученый – систематик.

1

1

18.11.24

12.

Ученый -  цитолог. Лабораторная работа «Изучение фиксированного микропрепарата кожицы лука под микроскопом».

1

1

25.11.24

13.

Практическая работа «Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора с помощью лупы».

1

1

02.12.24

14.

Ученый физиолог.

1

1

09.12.24

15.

Ученый – микробиолог.

1

1

16.12.24

16.

Ученый бриолог – лихенолог.

1

1

23.12.24

17.

Ученый – альголог.

1

1

13.01.25

18.

Ученый – миколог. Царство Грибы

1

1

20.01.25

19.

Получение культуры плесневых грибов.

1

1

27.01.25

20.

Ученый – эколог.

1

1

03.02.25

21.

Ученый – зоолог.

1

1

10.02.25

22.

Животные – паразиты человека.

1

1

17.02.25

23.

Лабораторная работа «Ткани животных организмов».

1

1

24.02.25

24.

Ученый – палеонтолог. Динозавры.

1

1

03.03.25

25.

Ученый – фольклорист.

1

1

10.03.25

26.

Ученый – ихтиолог.

1

1

17.03.25

27.

Жизнь в аквариуме.

1

1

24.03.25

28.

Ученый – агроном – селекционер.

1

1

31.03.25

29.

Почувствуй себя дендрологом.

1

1

07.04.25

30.

Ученый – технолог. Физиология питания. Состав пищи.

1

1

14.04.25

31.

Почувствуй себя следопытом.

1

1

21.04.25

32.

Занимательные опыты.

1

1

28.04.25

33.

Экотурист. Путешествие по страницам Красной книги.

1

1

05.05.25

34.

Итоговое занятие. Урок – игра «Знатоки природы»

1

1

12.05.25

35.

Резерв

1

1

19.05.25

Итого

35

24

11

Содержание программы.

1 год обучения.

Раздел 1. Введение (2 ч)

     1.  Организационное занятие (Теория 1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

  1. Биологическая лаборатория и правила работы в ней (Теория 1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Раздел 2. Методы изучения биологии.  

  1. Что такое исследование? Методы и этапы исследования.

(Теория 1 час)

Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности. Знакомство с различными методами и приёмами исследования, предметом лингвистического исследования. Разница между понятиями «наблюдение» и «наблюдательность».

  1. Что такое эксперимент (опыт)? (Теория 1 час)

Знакомство с понятием эксперимент. Какие бывают эксперименты. Эксперимент со словом. Что такое модель для эксперимента. Предмет и объект исследования.

Раздел 3. Почувствуй себя ученым.

  1. Великие ученые. (Теория 1 час)

Знакомство с историей развития биологии, учеными и их вкладом в развитие биологической науки.

  1. Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа».

(Практика 1 час)

Изучение строения светового микроскопа, правила работы с ним.

  1. Ученый –натуралист. (Теория 1 час)

Осенние явления в жизни живой природы. Сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Определять видовой состав разных жизненных форм растений.

  1. Ученый – антрополог. (Теория 1 час)

Организовать деятельность по изучению представителей рода человек; находить отличительный признаки рода людей. Творческая мастерская «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития.

  1. Ученый – фенолог. (Практика 1 час)

Лабораторная работа «Составление последовательности этапов развития семени фасоли». Расширить знания о строении растительных организмов.

Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения. Раскрыть значение семян в жизни растений.

  1.  Ученый – эволюционист. (Теория 1 час)

Познакомиться с эволюционными учениями о развитии жизни, выявить заслуги и недочеты ученых, уметь доказывать научные парадигмы.

  1.  Ученый – систематик. (Теория 1 час)

Формирование понятия «систематика», роль в многообразии организмов, знакомство с биографией ученых-систематиков, их вклад в развитие науки. Давать систематическое положение живым организмам, знать основные таксоны царств животных и растений.

  1. Ученый – цитолог.  Микропрепараты. (Практика 1 час)

Изучение фиксированных микропрепаратов. Понятие «фиксированный» и «временный» микропрепарат. Изучение растительной клетки. Лабораторная работа. Изучение фиксированного микропрепарата кожицы лука под микроскопом. Оформление результатов.

  1. Техника приготовления временных препаратов.

Практическая работа «Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора». Изучить строение растительных клеток томата на свежеприготовленном микропрепарате.

  1.  Ученый – физиолог. (Теория 1 час)

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.  

  1.  Ученый – микробиолог. (Практика 1 час)

Знакомство со строением бактериальной клетки. Уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания. Изготовление макета бактерий из подручного материала.

  1.  Почувствуй себя бриологом – лихенологом. (Теория 1 час)

Знакомство с мхами и лишайниками. Объяснять их значение для человека и природы.

  1.  Почувствуй себя альгологом. (Практика 1 час)

Лабораторная работа «Строение водоросли хламидомонады».

 Изучение строение водорослей, показывать органоиды клеток; знакомство с многообразием водорослей; размножением и развитием.

  1.  Ученый – миколог. Изучение царства Грибы. (Теория 1 час)

Знакомство обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.

  1.  Получение культуры плесневых грибов. (Практика 1 час)

Лабораторная работа «Плесневые грибы (мукор) и дрожжи". Выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей; развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом.

  1.  Ученый – эколог. (Теория 1 час)

Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом». Знакомство с основными группами организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме.

  1.  Ученый – зоолог. (Теория 1 час)

Методы изучения животных. Многообразие животных и их классификация.

  1.  Животные – паразиты человека. (Теория 1 час)

Углубить и расширить знания о животных-паразитах (аскарида, клещи); научить применять полученные знания на практике.

  1.  Лабораторная работа «Ткани животных организмов».

(Практика 1 час)

Изучить особенности животной ткани. Научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах, выявлять отличительные признаки каждого типа тканей.

  1. Ученый – палеонтолог. Доисторические (вымершие) животные. (Теория 1 час) 

Развивать интерес к далекому прошлому Земли. Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами. Дать представление о том, как ученые изучают этих древних животных;

  1.  Ученый – фольклорист. (Теория 1 час)

Познакомиться с легендами о растениях, изучить лечебные свойства растений. Животные, изображенные в гербах стран и народов.

  1.  Ученый – ихтиолог. (Теория 1 час)

Знакомство обучающихся со строением и разнообразием рыб. Использование интерактивных методов обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.

  1.  Жизнь в аквариуме. (Теория 1 час)

История развития аквариумного рыбоводства. Типы и назначение аквариумов. Уход и содержание аквариумных рыб.

  1. Ученый – агроном – селекционер. (Практика 1 час)

Что такое коллекционирование, селекция, агрономия? Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Выбор темы для коллекции, сбор материала. Оформление коллекции.

  1.  Почувствуй себя дендрологом. (Теория 1 час)

Объяснить возникновение культурных растений, выявить разницу дикорастущих и культурных  растений; Познакомить с многообразием жизненных форм растений.

  1.  Ученый – технолог. (Практика 1 час)

Познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание». Опыты с молоком.

  1.  Почувствуй себя следопытом. (Теория 1 час)

Изучение следов разных организмов, правила, начальные знания о местности, изучение погодных условий. Игра «Узнай животное по следу», «Узнай животное по контуру»

  1.  Занимательные опыты. (Практика 1 час)

Развитие умений взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. Опыт с яйцом «Тонет – не тонет», «Вулкан», опыты с картошкой.

  1.  Экотурист. Путешествие по страницам Красной книги.

 (Теория 1 час)

Объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране природы. Объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране природы.

  1.  Итоговое занятие. Урок – игра «Знатоки природы» (Теория 1 час)

Повысить интерес учащихся в изучении предмета биологии, углубить и систематизировать экологические знания учащихся о жизни растений, зверей, птиц и насекомых.

  1. Резерв. (Теория 1 час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год

Программа адресована обучающимся ­­­2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа кружка "Танцуй красиво" для обучающихся 3-5 классов

Программа адресована обучающимся ­­­3-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа кружка по математике для обучающихся 5 классов

Программа кружка "Занимательная математика" для обучающихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готови...