Рабочая программа кружка по биологии "Юный исследователь" для обучающихся 5-х классов.
рабочая программа по биологии (5 класс)
На занятиях кружка школьники не только изучают все разделы биологии, а главное - закрепляют это на практике: участвуют в опытах, экспериментах, наблюдениях, экскурсиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2053»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по социализации и воспитанию Винокурова О.А.. Печать Приказ №______ от «____»___________20__ года |
|
Кружок «Юный исследователь» (5 - Г класс)
Направленность: Эколого-биологическая
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шилко Т.Н.,
учитель биологии
Москва, 2024-2025 уч.год.
Программа дополнительного образования по биологии в 5 классе
«Юный исследователь»
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
В курс кружка «Юный исследователь» включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения на факультативном курсе в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Данный кружок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Пояснительная записка
Предлагаемый кружок направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия. Программа факультативного курса «Юный исследователь» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения кружка является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель кружка заключается в том, чтобы обучающиеся понимали научные принципы человеческой деятельности в природе, основы экологической культуры и здорового образа жизни. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
- формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемой организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
- формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
- формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
- освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.
На кружок «Юный исследователь» отводится 35 часов. Рекомендовано данное распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся, природно-климатических условий территории и целеполагания. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Бактериология — наука о бактериях. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника
2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Проектор.
- Электронная доска.
Режим занятий:
Продолжительность занятия – 40 мин.
Время проведения – понедельник
Начало занятий – 16 час. 00 мин.
Структура программы
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела. Темы | Количество часов | Дата | ||
всего | теория | Практика | |||
I. | Раздел 1. Введение | 2 | 2 | ||
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | 09.09.24 | |
2 | Биологическая лаборатория и правила работы в ней. | 1 | 1 | 16.09.24 | |
II. | Раздел 2. Методы изучения биологии | 2 | 2 | ||
3. | Что такое исследование? Методы и этапы исследования. | 1 | 1 | 23.09.24 | |
4. | Что такое эксперимент (опыт)? | 1 | 1 | 30.09.24 | |
III. | Почувствуй себя ученым. | ||||
5. | Великие ученые. | 1 | 1 | 07.10.24 | |
6. | Изучение строения микроскопа. | 1 | 1 | 14.10.24 | |
7. | Ученый – натуралист. | 1 | 1 | 21.10.24 | |
8. | Ученый – антрополог. | 1 | 1 | 28.10.24 | |
9. | Ученый – фенолог. | 1 | 1 | 04.11.24 | |
10. | Ученый – эволюционистом. | 1 | 1 | 11.11.24 | |
11. | Ученый – систематик. | 1 | 1 | 18.11.24 | |
12. | Ученый - цитолог. Лабораторная работа «Изучение фиксированного микропрепарата кожицы лука под микроскопом». | 1 | 1 | 25.11.24 | |
13. | Практическая работа «Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора с помощью лупы». | 1 | 1 | 02.12.24 | |
14. | Ученый физиолог. | 1 | 1 | 09.12.24 | |
15. | Ученый – микробиолог. | 1 | 1 | 16.12.24 | |
16. | Ученый бриолог – лихенолог. | 1 | 1 | 23.12.24 | |
17. | Ученый – альголог. | 1 | 1 | 13.01.25 | |
18. | Ученый – миколог. Царство Грибы | 1 | 1 | 20.01.25 | |
19. | Получение культуры плесневых грибов. | 1 | 1 | 27.01.25 | |
20. | Ученый – эколог. | 1 | 1 | 03.02.25 | |
21. | Ученый – зоолог. | 1 | 1 | 10.02.25 | |
22. | Животные – паразиты человека. | 1 | 1 | 17.02.25 | |
23. | Лабораторная работа «Ткани животных организмов». | 1 | 1 | 24.02.25 | |
24. | Ученый – палеонтолог. Динозавры. | 1 | 1 | 03.03.25 | |
25. | Ученый – фольклорист. | 1 | 1 | 10.03.25 | |
26. | Ученый – ихтиолог. | 1 | 1 | 17.03.25 | |
27. | Жизнь в аквариуме. | 1 | 1 | 24.03.25 | |
28. | Ученый – агроном – селекционер. | 1 | 1 | 31.03.25 | |
29. | Почувствуй себя дендрологом. | 1 | 1 | 07.04.25 | |
30. | Ученый – технолог. Физиология питания. Состав пищи. | 1 | 1 | 14.04.25 | |
31. | Почувствуй себя следопытом. | 1 | 1 | 21.04.25 | |
32. | Занимательные опыты. | 1 | 1 | 28.04.25 | |
33. | Экотурист. Путешествие по страницам Красной книги. | 1 | 1 | 05.05.25 | |
34. | Итоговое занятие. Урок – игра «Знатоки природы» | 1 | 1 | 12.05.25 | |
35. | Резерв | 1 | 1 | 19.05.25 | |
Итого | 35 | 24 | 11 | ||
Содержание программы.
1 год обучения.
Раздел 1. Введение (2 ч)
1. Организационное занятие (Теория 1 ч).
Цели и задачи, план работы кружка.
- Биологическая лаборатория и правила работы в ней (Теория 1 ч).
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Раздел 2. Методы изучения биологии.
- Что такое исследование? Методы и этапы исследования.
(Теория 1 час)
Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности. Знакомство с различными методами и приёмами исследования, предметом лингвистического исследования. Разница между понятиями «наблюдение» и «наблюдательность».
- Что такое эксперимент (опыт)? (Теория 1 час)
Знакомство с понятием эксперимент. Какие бывают эксперименты. Эксперимент со словом. Что такое модель для эксперимента. Предмет и объект исследования.
Раздел 3. Почувствуй себя ученым.
- Великие ученые. (Теория 1 час)
Знакомство с историей развития биологии, учеными и их вкладом в развитие биологической науки.
- Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа».
(Практика 1 час)
Изучение строения светового микроскопа, правила работы с ним.
- Ученый –натуралист. (Теория 1 час)
Осенние явления в жизни живой природы. Сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Определять видовой состав разных жизненных форм растений.
- Ученый – антрополог. (Теория 1 час)
Организовать деятельность по изучению представителей рода человек; находить отличительный признаки рода людей. Творческая мастерская «Построение ленты времени», по которой можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его развития.
- Ученый – фенолог. (Практика 1 час)
Лабораторная работа «Составление последовательности этапов развития семени фасоли». Расширить знания о строении растительных организмов.
Сформировать представление о семени как генеративном органе цветкового растения. Раскрыть значение семян в жизни растений.
- Ученый – эволюционист. (Теория 1 час)
Познакомиться с эволюционными учениями о развитии жизни, выявить заслуги и недочеты ученых, уметь доказывать научные парадигмы.
- Ученый – систематик. (Теория 1 час)
Формирование понятия «систематика», роль в многообразии организмов, знакомство с биографией ученых-систематиков, их вклад в развитие науки. Давать систематическое положение живым организмам, знать основные таксоны царств животных и растений.
- Ученый – цитолог. Микропрепараты. (Практика 1 час)
Изучение фиксированных микропрепаратов. Понятие «фиксированный» и «временный» микропрепарат. Изучение растительной клетки. Лабораторная работа. Изучение фиксированного микропрепарата кожицы лука под микроскопом. Оформление результатов.
- Техника приготовления временных препаратов.
Практическая работа «Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора». Изучить строение растительных клеток томата на свежеприготовленном микропрепарате.
- Ученый – физиолог. (Теория 1 час)
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.
- Ученый – микробиолог. (Практика 1 час)
Знакомство со строением бактериальной клетки. Уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания. Изготовление макета бактерий из подручного материала.
- Почувствуй себя бриологом – лихенологом. (Теория 1 час)
Знакомство с мхами и лишайниками. Объяснять их значение для человека и природы.
- Почувствуй себя альгологом. (Практика 1 час)
Лабораторная работа «Строение водоросли хламидомонады».
Изучение строение водорослей, показывать органоиды клеток; знакомство с многообразием водорослей; размножением и развитием.
- Ученый – миколог. Изучение царства Грибы. (Теория 1 час)
Знакомство обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.
- Получение культуры плесневых грибов. (Практика 1 час)
Лабораторная работа «Плесневые грибы (мукор) и дрожжи". Выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей; развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом.
- Ученый – эколог. (Теория 1 час)
Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом». Знакомство с основными группами организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме.
- Ученый – зоолог. (Теория 1 час)
Методы изучения животных. Многообразие животных и их классификация.
- Животные – паразиты человека. (Теория 1 час)
Углубить и расширить знания о животных-паразитах (аскарида, клещи); научить применять полученные знания на практике.
- Лабораторная работа «Ткани животных организмов».
(Практика 1 час)
Изучить особенности животной ткани. Научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах, выявлять отличительные признаки каждого типа тканей.
- Ученый – палеонтолог. Доисторические (вымершие) животные. (Теория 1 час)
Развивать интерес к далекому прошлому Земли. Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами. Дать представление о том, как ученые изучают этих древних животных;
- Ученый – фольклорист. (Теория 1 час)
Познакомиться с легендами о растениях, изучить лечебные свойства растений. Животные, изображенные в гербах стран и народов.
- Ученый – ихтиолог. (Теория 1 час)
Знакомство обучающихся со строением и разнообразием рыб. Использование интерактивных методов обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.
- Жизнь в аквариуме. (Теория 1 час)
История развития аквариумного рыбоводства. Типы и назначение аквариумов. Уход и содержание аквариумных рыб.
- Ученый – агроном – селекционер. (Практика 1 час)
Что такое коллекционирование, селекция, агрономия? Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Выбор темы для коллекции, сбор материала. Оформление коллекции.
- Почувствуй себя дендрологом. (Теория 1 час)
Объяснить возникновение культурных растений, выявить разницу дикорастущих и культурных растений; Познакомить с многообразием жизненных форм растений.
- Ученый – технолог. (Практика 1 час)
Познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание». Опыты с молоком.
- Почувствуй себя следопытом. (Теория 1 час)
Изучение следов разных организмов, правила, начальные знания о местности, изучение погодных условий. Игра «Узнай животное по следу», «Узнай животное по контуру»
- Занимательные опыты. (Практика 1 час)
Развитие умений взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. Опыт с яйцом «Тонет – не тонет», «Вулкан», опыты с картошкой.
- Экотурист. Путешествие по страницам Красной книги.
(Теория 1 час)
Объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране природы. Объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать необходимость принятия мер по охране природы.
- Итоговое занятие. Урок – игра «Знатоки природы» (Теория 1 час)
Повысить интерес учащихся в изучении предмета биологии, углубить и систематизировать экологические знания учащихся о жизни растений, зверей, птиц и насекомых.
- Резерв. (Теория 1 час)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...

Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год
Программа адресована обучающимся 2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа кружка "Танцуй красиво" для обучающихся 3-5 классов
Программа адресована обучающимся 3-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа кружка по математике для обучающихся 5 классов
Программа кружка "Занимательная математика" для обучающихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готови...
