Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа

Иващенкова Любовь Олеговна

Программа адресована обучающимся ­­­2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivashchenkova_l.o._tantsuy_krasivo_2.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 176

от «31» августа 2020 г.

Директор Центра:

_________ /С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_______________      

  Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «28» августа 2020г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

руководитель МО:

_______ Л.В. Рыбакова

Рабочая программа

кружка «Танцуй красиво»  

для обучающихся 2 - 5 –х классов

на 2020 – 2021 учебный год

срок реализации программы – 1 год

Программу составила:

Иващенкова Любовь Олеговна

воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск 2020

Пояснительная записка

     

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Программа адресована обучающимся 2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в школе предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определено через выбор направления - художественно -эстетическое. Именно танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц.

На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для формирования способностей к творчеству обучающихся с ОВЗ.  Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.  

Цель кружка: 

Развитие способностей к творчеству школьников с нарушением интеллекта в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям.  
  • Укреплять здоровье.
  • Совершенствовать психомоторные функции.
  • Развивать творческие и созидательные способности, координацию, выразительность, точность движений, пластичность музыкальный вкус и кругозор.

Личностные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.

Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами кружка «Танцуй красиво».

К числу планируемых результатов отнесены:

  • личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
  • предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на достаточном уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

Формы обучения:

  • учебное занятие
  • учебно-игровые мероприятия
  • открытые уроки
  • концертные выступления

         Методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практический показ

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- участие в праздничных программах, концертах;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на один год, групповые занятия с учащимися проходят три раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

В конце обучения воспитанники смогут научиться:

  • определять музыкальные жанры (танец, марш, песня);
  • виды ритмики (танец, игра, упражнение);
  • понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).

Получат навыки:

  • в формировании красивой осанки;
  • в выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
  • в умение держатся на сцене, работать перед зрителем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение руководителем кружка необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов.

Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством руководителя анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.

Вводное занятие.

ТЕОРИЯ. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.

ПРАКТИКА. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».

  1. Азбука музыкального движения.

ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

ПРАКТИКА. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».

  1. Развитие ритмического восприятия.

ТЕОРИЯ. Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.

ПРАКТИКА. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Развитие музыкальности.

ТЕОРИЯ. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.

ПРАКТИКА. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять заданные движения, меняя их в соответствии со сменой звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Паузы в движении и их использование.

ТЕОРИЯ. Виды музыкальных размеров танцев.

ПРАКТИКА. Игра «Сделал - остановись».

Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад.

  1. Развитие пластики тела.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений

ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.

  1. Упражнения на осанку.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.

ПРАКТИКА. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Упражнения на растяжку.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.

ПРАКТИКА. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Упражнения на пластику.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.

ПРАКТИКА. Работа по классическому экзерсису на полу (система движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными гимнастическими ковриками. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика.

ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.

  1. Обще развивающие упражнения.

ТЕОРИЯ. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног.

ПРАКТИКА. Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

  1. Виды шага, бега, прыжков.

ТЕОРИЯ. Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.

ПРАКТИКА. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой Приложение 1, 2.

  1. Изучение позиций.

ТЕОРИЯ. Основные степени поворотов на месте и в движении: целый поворот, половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.

ПРАКТИКА. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног - 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям. Музыкальный размер - 3/4 или 4/4, темп - andante. Battement tendu simple – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). Музыкальный размер - 2/4, темп – moderato . Тренинг. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой, включения шагов в различных направлениях, plie и подключения к работе других уровней. Исходная позиция (если не указывается специально) – ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу.

  1. Диско-танцы

ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.

ПРАКТИКА. Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.

Итоговое занятие.

ПРАКТИКА. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех   изученных танцев.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2020 – 2021 учебный год

Количество занятий:  

на первое полугодие всего:                          47  занятий, в неделю 3

на второе полугодие всего:

54 занятия, в неделю 3.

занятия

Тематическое содержание

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть (9 недель)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.

1

01.09

2

Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство».

3

03.09

3

07.09

4

08.09

5

Азбука музыкального движения.

1

10.09

6

Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.

3

14.09

7

15.09

8

17.09

9

Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».

3

21.09

10

22.09

11

24.09

12

Развитие ритмического восприятия

2

28.09

13

29.09

14

Виды музыкальных размеров

1

01.10

15

Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку

3

05.10

16

06.10

17

08.10

18

Игра «Найди музыкальную фразу».

1

12.10

19

Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает.

1

13.10

20

Развитие музыкальности

1

15.10

21

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

2

19.10

22

20.10

23

Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, полька.

1

22.10

24

Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития

1

26.10

25

Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку.

1

27.10

26

Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.

1

29.10

II четверть (7 недель)

27

Паузы в движении и их использование.

2

09.11

28

10.11

29

Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент».

3

12.11

30

16.11

31

17.11

32

Виды музыкальных размеров танцев.

2

19.11

33

23.11

34

 Игра «Сделал - остановись».

1

24.11

35

Танцевальные шаги: с носка

2

26.11

36

30.11

37

Танцевальные шаги: с подъёмом ноги

2

01.12

38

03.12

39

Танцевальные шаги: с согнутой в колене ногой

3

07.12

40

08.12

41

10.12

42

Танцевальные шаги: на месте и в продвижении

2

14.12

43

15.12

44

Танцевальные шаги: на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук.

2

17.12

45

21.12

46

Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад

2

22.12

47

24.12

III четверть (10 недель)

48

Развитие пластики тела.

3

11.01

49

12.01

50

14.01

51

Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений

2

18.01

52

19.01

53

Упражнения на осанку

3

21.01

54

25.01

55

26.01

56

Освоение системы упражнений: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч.

3

28.01

57

01.02

58

02.02

59

Освоение системы упражнений: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса

3

04.02

60

08.02

61

09.02

62

Освоение системы упражнений: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника.

3

11.02

63

15.02

64

16.02

65

Упражнения на растяжку.

1

18.02

66

Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.

3

22.02

67

Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.

25.02

68

01.03

69

 Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления.

1

02.03

70

Освоение системы упражнений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро)

2

04.03

71

09.03

72

 Укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа)

2

11.03

73

15.03

74

Различные виды приседаний, прыжки.

1

16.03

75

Упражнения на пластику.

1

18.03

IV четверть (9 недель)

76

Танцевально-ритмическая гимнастика.

1

29.03

77

Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер

1

30.03

78

Беседа об основных понятиях и их разъяснение: направления движения 

1

01.04

79

Беседа об основных понятиях и их разъяснение: степени поворота.

1

05.04

80

Обще развивающие упражнения.

2

06.04

81

08.04

82

Знакомство с основными группами мышц.

1

12.04

83

Основные группы мышц верхнего плечевого пояса.

1

13.04

84

Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета.

1

15.04

85

 Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног.

1

19.04

86

Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям.

2

20.04

87

22.04

88

Подскоки: на месте; с продвижением.

1

26.04

89

Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды.

1

27.04

90

Виды шага, бега, прыжков.

1

29.04

91

Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.

1

04.05

92

Танцевальные шаги: с носка

1

06.05

93

Танцевальные шаги: с подъёмом ноги

1

11.05

94

Танцевальные шаги: согнутой в колене, на месте и в продвижении

1

13.05

95

Танцевальные шаги: , на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук.

1

17.05

96

Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы

1

18.05

97

Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.

1

20.05

98

Диско-танцы. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.

1

24.05

99

Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Подготовка танцевальных номеров для праздничных мероприятий, для участия в конкурсах.

2

25.05

100

27.05

101

Итоговое занятие.

1

31.05

                                                  ВСЕГО ЗА ГОД

101

Планирование составила: _________________ / Иващенкова Л.О.

СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
  2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
  3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002. Детский фитнес. М., 2006.
  4. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
  5. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
  6. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.
  7. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ
  8. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
  9. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.

Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10«Б» класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской учебной программе по информатике и ИКТ для...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....

Мониторинг определения комфорта обучающихся на занятиях творческих объединений 2020-2021 учебный год

Мониторинг определения комфорта  обучающихся на занятиях творческих объединений2020-2021 учебный год...

Рабочая программа кружка "Танцуй красиво" для обучающихся 3-5 классов

Программа адресована обучающимся ­­­3-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...