Технологическая карта урока:«Особенности строения мха, его значение в природе.»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

В данной методической разработке, представлена технологическая карта урока с использованием  заданий по естественнонаучной грамотности. 

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_situatsionnyh_zadach.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Особенности строения мха, его значение в природе.»

Класс: 7

УМК: Пасечник В.В., Суматохин С.В. и. др.

Учитель:  Иванова Светлана Николаевна

Цель:

создать условия для понимания и осмысления особенностей строения мха и его значение в природе и жизни человека решения ситуационных задач.

Содержательные области

естественнонаучной грамотности:

физические системы, живые системы.

Вид урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Формируемые компетенции и

умения в области

естественнонаучной

функциональной грамотности

На основе кодификатора умений и

компетенций, характеризующих

естественнонаучную грамотность учащихся.

Кодификатор составлен с учетом специфики

исследования PISA естественнонаучной

грамотности 13-летних учащихся и

требований ФГОС основного общего

образования к метапредметным и

предметным (естественнонаучные

предметы) образовательным результатам.

Компетенции умения

Компетенции умения

  1. Научное объяснение явлений.

  1. Интерпретация данных и использование естественнонаучных доказательств  для получения выводов.

       3.   особенностей естественнонаучного

исследования.

.Применять соответствующие

естественнонаучные знания для объяснения

явлений.

Анализировать, интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы.

Распознавать, использовать, создавать

объяснительные модели и представления.

Выдвигать объяснительные гипотезы, предлагать

способы их проверки.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

 обобщить и систематизировать знания о

строении мохообразных содержательная область ЕНГ –

живые системы);

 обобщить и систематизировать знания о

строении рассеивающих и собирающих линз

(содержательная область ЕНГ – физические

системы физика);

 используя знания учащихся из разных

содержательных областей показать особенности

строения мха

В ценностно –ориентированной сфере:

 развивать аналитическое логическое мышление

учащихся, умение делать самостоятельные

выводы на основе имеющихся знаний и

полученной новой информации;

 побуждать учащихся к самостоятельному

выдвижению личных умозаключений,

предположений, поддерживать их стремление

находить правильные пути в решении

проблемных ситуаций;

 развивать практические умения и навыки

учащихся при выполнении письменных

заданий;

 развивать умение учащихся выделять наиболее

важные значимые сведения в изучаемом

учебном материале;

 развивать коммуникативные способности

обучающихся.

Личностные:

 управление своим настроением, умение

выражать эмоции;

 умение управлять своей познавательной

деятельностью, самоконтроль и

самооценка;

 умение оценивать результаты собственной

деятельности, определять собственную

позицию;

 саморефлексия, определение уровня своих

знаний, формирование стремления к

познанию.

Метапредметные:

 организовывать рабочее место,

настраиваться на познавательную

деятельность;

 умение анализировать, сопоставлять,

делать выводы, ставить цели

познавательной деятельности;

 умение применять знания из разных

предметных областей при решении

проблемных задач;

 умение высказывать суждения по

результатам, аргументировать свое

мнение;

 делать выводы по результатам работы.

Предметные:

 самостоятельная работа по определению

Особенностей внешнего и внутреннего строения мха и влияние их на жизнь организма;

  применение знаний об образовании золы из минеральных веществ  при сгорании торфа, поступлении веществ в мох из воды и почвы

 умение ориентироваться в содержании

тем, использовать информацию для

решения учебной задачи, преобразовывать

модели с целью выявления общих законов из

трёх содержательных областей (биология, география

физика).

Организация урока

Методы

Принципы

Средства обучения

по источнику знаний:

 словесные – беседа, объяснение;

 наглядные- демонстрация

изобразительных средств

наглядности, применение ТСО;

 практические – выполнение заданий,

применение полученных на уроке

знаний.

по характеру познавательной

деятельности:

 проблемный;

 эвристический.

активные и интенсивные методы:

 обучение по алгоритму.

принцип сознательной активности

направлен на понимание целей и задач

предстоящей работы с опорой на

интересы учащихся.

 принцип наглядности –использование

изобразительной наглядности и

технических средств обучения.

 принцип систематичности и

последовательности реализуется через

подачу учебного материала разбитого

на блоки и применение структурнологических схем.

 принцип научности основан на

изложении научных фактов, научных

достижений, использовании научных

терминов.

 принцип доступности основан на учете

возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся в процессе

обучения и подаче учебного материала

с постепенным усложнением.

дидактические – ситуационное задание

«Изумрудный ковёр», оценочный лист для работы на уроке и рефлексии;

изобразительные - презентация, составленная в

программе Power Point.

натуральная наглядность – образцы мха.

технические - ПК, интерактивная доска, микроскоп

ЭТАПЫ УРОКА

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

        Формируемые УУД

        Планируемые

результаты

Организационный момент (2 мин.)

Сонастройка на работу на уроке.

Правила работы с оценочным листом.

        Готовятся к уроку, приветствуют учителя.        

Метапредметные: организовывать рабочее место,

настраиваться на познавательную деятельность.

Организация обучающихся, проверка

готовности к

уроку

Мотивационный запрос (3 мин.)

      Сегодня на уроке нам необходимо рассмотреть особенности строения мха и его значение в  природе и жизни человека, для этого необходимо применить знания, полученные не только на уроках биологии, но и на уроках географии и физики.

        Чтобы удобнее было выстроить логику этого сложного процесса, я предлагаю вам решить ситуационное задание «Изумрудный ковёр». В задании присутствует мальчик Саша, который так же как вы, учится в седьмом классе, очень способный и любознательный.

       Работа с ситуационным заданием, прочтение мотивирующей истории.

       «Летом Саша отдыхал в деревне у бабушки и дедушке. На старых крышах домов и надворных построек он увидел мох. Мох образовал близко примыкающие одна к другой густые дернинки. Гуляя в окрестностях мох был обнаружен на невозделанной почве у дома, на соседнем лугу и в ближайшем лесу, даже на коре деревьев и камнях. Саша  заметил, что в засушливую погоду мхи на крыше буреют, а после дождя зеленеют.

Из энциклопедии Саша узнал,  что одни мхи растут, где почвенная вода содержит значительное количество минеральных солей, другие, наоборот, не переносят слишком много солей.

Велика роль мохообразных в сохранении природного равновесия

в формировании растительного

покрова болот.»

Слушают мотивирующую

историю, выявляют

взаимосвязь текста с темой

урока.

Тема урока «Мхи. Значение мха в природе.»

Записывают дату и тему

урока в тетрадь.

Личностные: управление своим

настроением, умение выражать эмоции.

Позитивный

эмоциональный

настрой.

Актуализация знаний по теме «Строение и работа органа зрения» (выполнение задания №1) (8 минут)

Приступаем к выполнению задания №1.

       Из рассказа учителя биологии Саша узнал, что известны случаи, когда некоторые мохообразные, пролежавшие в гербарии несколько лет, оживали, будучи смоченные водой. Саша заинтересовался этим вопросом, как когда-то эстонский ботаник Мальта и решил оживить мох. Он смочил мох водой и мох стал возвращаться к жизни.

        Какими особенностями  строения это объясняется?

       Какие ещё приспособления встречаются у мхов быстро впитывать воду?

Проверка задания, обсуждение верной последовательности, выставление баллов в соответствии с критериями оценивания.

Следят за чтением задания

вместе с учителем.

Выполняют задание.

Учащиеся оживляют мох, смачивая водой и смотрят на смоченный мох через микроскоп. Изучают особенности внешнего строения.

Фронтальная работа –

коррекция ответа.

Проверяют задание,

выставляют баллы в

соответствии с критериями

оценивания, заполняют оценочный лист

Личностные:

умение управлять своей познавательной

деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной

деятельности.

Предметные:

самостоятельная работа по определению особенностей внутреннего строения мха с использованием микроскопа.

Создание

проблемной

ситуации,

мотивация

обучающихся к

осознанию

применения

получении

новых знаний в

реальной

жизненной

ситуации.

Восприятие знаний на новом уровне (выполнение задания №2) (10 минут)

Продолжаем читать мотивирующую

историю

Из энциклопедии Саша узнал,  что одни мхи растут, где почвенная вода содержит значительное количество минеральных солей, другие, наоборот, не переносят слишком много солей.

Рассмотрите предложенные вам образцы гипнувого и сфагнувого мхов и торфа

Вечером  Саша,  с дедушкой выгребая золу из печки, рассказывал, что раньше печки растапливали  торфом. Если растопить печку сфагновым торфом, то по сравнению с гипнумовым в доме будет теплее и меньше будет золы в печи. Торф, полученный из сфагнума,  отличается меньшей зольностью, чем гипнумовые торфы и высокой каллорийностью. Саша подумал, в чём причина? Укажите причину.

Читают мотивирующую

историю.

Рассматривают образцы мха и торфа,

отвечают на вопрос и записывают ответ

Зола образуется при сгорании торфа. Зола состоит из минеральных веществ. Минеральные вещества поступают из почвы или из воды. Мох Гипнум растёт там, где в почве содержится достаточное количество минеральных солей, а мох сфагнум питается водой с незначительной примесью минеральных солей.

   Проверяют задание, выставляют баллы в соответствии с критериями

оценивания, заполняют

оценочный лист.

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

умение применять знания из разных предметных областей при решении

проблемных задач.

Предметные:

применение знаний о образовании золы из минеральных веществ  при сгорании торфа, поступлении веществ в мох из воды и почвы.

Создание

проблемной

ситуации,

мотивация

обучающихся к

осознанию

применения

получении

новых знаний в

реальной

жизненной

ситуации.

Применение знаний в новой ситуации (выполнение заданий №3 ) (7 минут)

Велика роль мохообразных в сохранении природного равновесия

в формировании растительного

покрова болот.»

Среди большого количества ягод, которые собирают на болотах,  больше всего Саша полюбил клюкву. Саша с бабушкой подолгу бродили по болотам и собирали её. Найти ягоду можно в районе верховых болот. Самым благоприятным условием для прорастания кустарника является наличие молодого сфагнума, который растёт в виде сплошного ковра. Вернувшись домой,  Саша решил узнать, как появляются сфагновые  болота на которых можно собирать клюкву.

Составьте последовательность процесса  формирования сфагновых болот.

Укажите последовательность цифр

1.        Условия для жизни зелёного мха ухудшаются,  и он постепенно отмирает

2.        Появляются сфагнумы, образуя серые пятна на фоне зелёных мхов

3.        Низинное болото постепенно становиться верховым

4.        Зелёный мох отделяет сфагнум от почвенных вод, содержащие вредные для сфагнума соли и даёт ему возможность закрепиться

5.        Вода задерживается в толстой подушке зелёных мхов

6.        Во влажных условиях поселяются споры сфагнума

Читают мотивирующую

историю.

Самостоятельно

выполняют задание,

записывают ответ.

Проверяют задание,

выставляют баллы в

соответствии с критериями

оценивания, заполняют оценочный лист.

Читают мотивирующую

историю.

Самостоятельно

выполняют задание,

записывают ответ.

Личностные:

умение управлять своей познавательной

деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

умение высказывать суждения по результатам, аргументировать свое мнение,

делать выводы по результатам работы.

Предметные:

умение ориентироваться в содержании тем,

использовать информацию для решения

учебной задачи, преобразовывать модели с

целью выявления общих законов из двух

предметных областей (биология, географии).

Применение

знаний из

разных

предметных

областей для

объяснения

процессов

протекающих в

повседневной

жизни.

                 Применение знаний в новой ситуации (выполнение заданий №4) (8 минут)

Саша, ответил почти на все,

интересующие его вопросы, но он хочет понять причину данного явления,

к В одном из посёлков северной экспедиции было замечено следующее явление. Прокладывали дорогу, но как только вездеход несколько раз проходил по одному месту на этом месте  образовался овраг. В чём причина? Какие ещё могут быть последствия данного явления?

Читают мотивирующую

историю.

Самостоятельно

выполняют задание,

записывают ответ.

Проверяют задание,

выставляют баллы в

соответствии с критериями

оценивания, заполняют оценочный лист

Личностные:

умение управлять своей познавательной

деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

умение высказывать суждения по результатам, аргументировать свое мнение,

делать выводы по результатам работы.

Предметные:

умение ориентироваться в содержании тем,

использовать информацию для решения

учебной задачи, преобразовывать модели с

целью выявления общих законов из двух

предметных областей (биология, физики).

Применение

знаний из

разных

предметных

областей для

объяснения

процессов

протекающих в

повседневной

жизни.

Оценивание результатов выполненного задания (заполнение чек-листа) (4 минуты)

Мы решили ситуационное задание,

вместе с Сашей вспомнили строение

мха и поняли, какую роль играет мох в природе и жизни человека.

Результаты выполнения всех заданий

мы зафиксировали в оценочном листе.

Используя полученные данные мы

можем построить график личностного роста.

По оси абсцисс отложен номер задания, а по оси ординат количество баллов.

Строят график личностного роста, оценивают результативность своей

работы на уроке и оценивают уровень полученных на уроке

знаний.

Личностные:

 умение оценивать результаты

собственной деятельности,

определять собственную позицию.

Оценка

результатов

деятельности.

Рефлексия (1 минута)

В конце урока мы можем оценить свое  эмоциональное состояние,  для этого нужно

изобразить соответствующую эмоцию на

смайлике.

Изображают эмоциональное состояние

на смайлике

Личностные: саморефлексия, определение уровня своих

знаний, формирование стремления к познанию.

стремления к

познанию.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о мхах, произрастающих на территории нашего региона

Записывают домашнее

задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс

Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...

Технологическая карта урока "Особенности природы Австралии"

Технологическая карта открытого урока географии "Особенности природы Австралии", проведённого 14.02.2019 г....

Технологическая карта урока "Особенности образования в Великобритании" (11 класс, английский язык).

Технологическая карта к уроку английского языка "Особенности образования в Великобритании" (11 класс)....

Технологическая карта урока Особенности природы Африки

Отличительной чертой природы Африки является чёткая смена природных зон в обе стороны от экватора. Влажные и переменно-влажные леса сменяются саваннами, которые затем переходят в полупу...

Технологическая карта урока "Особенные дни"

Технологическая карта урока по английскому языку "Особенные дни" ...

Технологическая карта урока "Особенные дни"

Технологическая карта урока "Особенные дни"...

Технологическая карта урока "Особенности трудоустройства несовершеннолетних"

Урок, разработанный мной для аттестации на высшую категорию...