Разработка урока на тему: "Общая характеристика птиц"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Клячева Ирина Валерьевна

Разработка урока на тему: "Общая характеристика птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_obshchaya_harakteristika_ptits.docx309.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Биология

Учебник: В.М. Константинов,  В.Г. Бабенко.

Класс : (8)

Раздел: Тип Хордовые. Класс Птицы.

Тема: «Общая характеристика птиц».

Учитель: Клячева Ирина Валерьевна

Тема урока: «Общая характеристика птиц"

Цель урока:  раскрыть особенности  строения птицы, связанные с полетом и средой обитания; сформулировать понятие «теплокровность».

Задачи:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2. Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3. Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Развивающие: продолжать развитие навыков самостоятельно работа ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей природе..

Коммуникативных качеств: распределение своих обязанностей.

Коррекционные задачи: откорректировать произношение, изучаемых  понятий и терминов.

  • Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока:  урок - исследование

Оборудование:  мультимедиа, презентация, дидактический материал, рисунки для работы в тетради..

Основные понятия: крылья, цевка, киль, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце.

Ход урока:

I.Повторение изученного материала:

Задание №1 Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Типа Хордовые»:

Признаки

Рыбы

Земноводные

Амфибии

Пресмыкающиеся

Рептилии

Кожа

Кровеносная система

Система органов дыхания

Оплодотворение

Развитие

Ответы учащихся:

Признаки

Рыбы

Земноводные

Амфибии

Пресмыкающиеся

Рептилии

Кожа

Кожа покрыта чешуёй.

Голая, покрыта слизью (слизь увлажняет кожу, чтобы кожа могла дышать)

Покрыта роговой чешуёй. Не имеет желёз.

Кровеносная система

1 круг кровообращения.

Сердце 2-х камерное. Кровь венозная.

Холоднокровные 

2 круга кровообращения.

Сердце трёхкамерное.

Холоднокровные животные.

2 круга кровообращения.

Сердце трёхкамерное, с неполной перегородкой

Холоднокровные животные.

Система органов дыхания

Дышат жабрами, растворённым в воде кислородом.

Кожное и легочное дыхание.

В воде – кожей.

На земле лёгкими.

Лёгкими. Рёберный тип дыхания.

Оплодотворение

Наружное. Происходит в воде.

Внутреннее происходит внутри организма.

Икру откладывают в водной среде. Или вынашивают на спине и т.д.

Внутреннее происходит внутри организма.

Яйца  откладывают в в песке и  т.д.

Развитие

Развитие происходит в водной среде.

Организм проходит несколько стадий метаморфоза

Развитие происходит в водной среде.

Организм проходит несколько стадий метаморфоза.

Прямое развитие.

Развитие происходит в наземной  среде.

Организм проходит непрямое  развитие.

II.Изучение нового материала:

Общая характеристика птиц:

 Птицы - это животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов.  Птиц насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.

Особенности строения птиц связанные с полетом:

  • наличие перьев ( легких и прочных)
  • обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
  • облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
  • киль - как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
  • воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;
  • наличие хвоста, служащего птице рулём
  • процесс пищеварения занимает 20-30 минут

2. Внешнее строение птиц:

Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей. Верхние конечности у птиц превращены в крылья. На нижних конечностях имеется цевка, для отталкивания от почвы и взлёту птицы.

http://fs1.uclg.ru/images/530006d2239507f1.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/4/40C1in7aJNhQtREOb6ITGsyrZP83fgk5D2dwoF9Le/slide-6.jpg

Строение перьев:

http://jul-germanova.narod.ru/peria.jpg

У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки.

V.Закрепление материала:

Занимательная орнитология:  дискуссия учителя и учащихся. (для развития интереса учащихся к предмету)

Ответы учителя  на интересующие  вопросы учащихся?

1.Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

2. Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

3. Какие особенности перьев у  пингвинов?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

4.Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

5.Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

6.Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

7.Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

8.Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

9.Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

10.Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

11.Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

12.Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?

Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает им проникновение внутрь трупа животного.

13.Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

14.Как голуби пьют воду?

Голуби – единственные птицы, которые опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

15.Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную мук

Задание №1. Вопросы к классу:                             

1.Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

Ответ учащихся:

2. Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

Ответ учащихся:

3 Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?    

 Проверьте, все ли вы запомнили?    

Ответ учащихся:

 4. Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?   

Ответ учащихся:

   Задание №1.   Рассмотри внешнее строение головы птицы. Какие органы чувств расположены на голове птицы?      Напиши ответ.                               

    http://900igr.net/up/datas/161290/088.jpg                                                         

Ребята, что мы узнали  сегодня на уроке ?

Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы  выяснили ряд черт внешнего строения  птиц, их приспособленности к полету,  строении скелета и других органов и систем, связанных с полётом.

Домашнее задание: п.43-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме "Общие методы решения уравнений" 11 класс

Обобщение и систематизация знаний о методах решения уравнений...

Разработка урока по теме: "Общие методы решения уравнений"

Разработка содержит:-конспект урока;-презентацию к уроку;-работы учащихся....

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"...

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"...

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...