Открытый урок по теме: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя»
материал по биологии
Открытый урок по теме: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата | |
Класс | 10 |
Тема: | «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя» |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
УУД | ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Планируемые результаты | Предметные: Знать:
Уметь:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решётка Пеннета, |
Межпредметные связи | Математика. |
Ресурсы:
| УМК Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т Захарова. – М. : Дрофа, 2014. Биология : Общая биология. Базовый уровень. 10 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивогазова, И.Б Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивогазов, Я.В.Котелевская. – М. : Дрофа, 2014. Компьютер, проектор, экран |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, в парах |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Здравствуйте, ребята,садитесь. Начнем урок с добрых пожеланий друг другу. Я желаю вам сегодня добра. Вы желаете мне сегодня…(добра). Мы желаем друг другу добра! Если кому –то будет трудно, мы тебе поможем! | Подготовка к уроку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
Продолжаем мы сегодня разговор вести (Уч-ль: сколько ошибок нашли?) | Учащиеся находят ошибки и исправляют. (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Выложить на доске 1 закон Менделя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Ученый, который ввел в генетику данную буквенную символику?) Итог. Эти условные обозначения мы будем использовать для записи схем скрещивания … | Учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Содержание карточки: Соотнесите понятия:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Мотивация | Какое понятие встретилось впервые? Это дигибридное скрещивание. Как вы считаете, чем мы сегодня будем изучать на уроке …(?) | Учащиеся сами формулируют тему и цель урока. (Тема урока записывается в тетрадь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала: | А). Понятие дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание греч. «ди» - дважды и «гибрида» - помесь) – скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков. Например, цвет семян (желтый и зеленый) и форма семян (гладкая и морщинистая) у гороха. Результаты дигибридного скрещивания зависят от того, лежат ли гены, определяющие рассматриваемые признаки, в одной хромосоме или в разных. Если в дигибридном скрещивании гены находятся в разных парах хромосом, то соответствующие пары признаков наследуются независимо друг от друга, т.е. аллели разных генов случайно попадают в одну или разные гаметы. Б). Независимое наследование. Рассмотрим опыт Г.Менделя, в котором он изучал независимое наследование признаков у гороха. Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.
растения гороха? Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.
При самоопылении или скрещивании между собой гибридов F1 произойдет расщепление. Во втором поколении (F2 )было получено 556 семян, из которых 315 семян желтых гладких, 101 – желтое морщинистое, 108- зеленых гладких и 32 – зеленых морщинистых. Наблюдая за потомством растений гороха, различающихся по цвету и форме семян, Г.Мендель выявил идущее независимо расщепление в F2 по доминантным и рецессивным признакам в соотношении 3:1 (3 желтых: 1 зеленый; 3 гладких : 1 морщинистый); при этом в фенотипе образуются четыре группы особей, согласно формуле 9АВ : 3Ав : 3аВ : 1ав (на 9 желтых гладких (АВ) приходиться 3 желтые морщинистые (Ав), 3 зеленые гладкие (аВ) и одна зеленая морщинистая (ав). Образующиеся при этом генотипы распределились в следующем соотношении: 1:2:2:1:4:1:2:2:1 Анализируя полученное потомство, Г.Мендель обратил внимание на то, что наряду с сочетанием признаков исходных сортов (желтые гладкие и зеленые морщинистые семена гороха), при дигибридном скрещивании появляются новые сочетания признаков (желтые морщинистые и зеленые гладкие семена гороха). Г.Мендель обратил внимание на то, что расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствует расщеплению при моногибридном скрещивании. Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого наследования (третий закон Менделя): При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях. Третий закон Г.Менделя справедлив только в случаях, когда анализируемые гены находятся в разных гомологичных хромосомах. В). Цитологические основы закона независимого наследования (3 закона Менделя). А- ген, отвечающий за развитие желтой окраски семян, а – зеленой окраски, В- гладкой формы семян, в – морщинистой. Дано: Решение: А- желтый цвет гР♀ ААВВ х ♂ аавв а –зеленый цвет фР ж.гл з.м. В-гладкая форма в-морщинистая G гР♀ ААВВ х ♂ аавв гF1 АаВв х АаВв фР ж.гл з.м фF1 ж. гл ж. гл Фенотипы и генотипы F1 - ? F2 - ? При скрещивании двух гомозиготных растений гороха, отличающихся по двум парам альтернативных признаков (желтые гладкие и зеленые морщинистые), гибриды F1 с генотипом (АаВв), фенотипом - желтые гладкие (100%). Этот результат подтверждает, что 1 закон Менделя (закон единообразия гибридов F1) проявляется не только при моногибридном скрещивании, но и при ди- и полигибридном скрещивании. Полученные гибриды F1 (АаВв) будут давать четыре типа гамет в равном соотношении (по 25%): АВ, Ав, аВ, ав. Во время оплодотворения каждый из четырех типов сперматозоидов может оплодотворить любую из четырех типов яйцеклеток Следовательно, возможно 16 вариантов их сочетания. Для удобства записи пользуются решеткой Пеннета, в которой по горизонтали записывают мужские, а по вертикали – женские гаметы:
Работа в группах по заданию: 1) заполните решетку Пеннета. 2) Проведите анализ полученных результатов скрещивания:
3) Сделайте вывод о наследовании признаков. (ответы учащихся).
1ААВВ:2ААВв:2АаВВ:4АаВв:1ААвв:2Аавв:1ааВв:2ааВв:1аавв;
9 желтых гладких, 3 желтых морщинистых, 3 зеленых гладких и 1 зеленых морщинистых. Если проанализировать результаты расщепления по каждой паре признаков в отдельности, то получится, что отношение числа желтых семян к числу зеленых – 3: 1 (12:4), отношение числа гладких к числу морщинистых – 3:1 (12:4). 3. Таким образом, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя, как при моногибридном скрещивании, т.е. независимо друг от другой пары признаков. Г). От чего же зависит результат дигибридного скрещивания? Для проявления третьего закона Менделя необходимо соблюдение условий:
| Дигибридное скрещивание греч. «ди» - дважды и «гибрида» - помесь) – скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Генотип – АаВв (дигетерозигота), фенотип – желтые, гладкие семена (100%). В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей. Закон единообразия гибридов F1. Закон независимого наследования (третий закон Менделя): При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях. Дано: Решение: А- желтый цвет гР♀ ААВВ х ♂ аавв а –зеленый цвет фР ж.гл з.м. В-гладкая форма в-морщинистая G гР♀ ААВВ х ♂ аавв гF1 АаВв х АаВв фР ж.гл з.м фF1 ж. гл ж. гл Фенотипы и генотипы F1 - ? F2 - ? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Физминутка | Физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку. | Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление | Решение задачи.
| Учащиеся решают в тетрадях, один учащийся у доски. Составить схему решения задачи, записать ответ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Подведение итогов |
(на 9 желтых гладких (АВ) приходиться 3 желтые морщинистые (Ав), 3 зеленые гладкие (аВ) и одна зеленая морщинистая (ав). | Индивидуальные дифференцированные задания по карточкам Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0) Доминантный ген – преобладаемый Доминантная гомозигота обозначается АА При решении задач родители обозначаются F Первый закон Менделя – закон единообразия Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0) Диплоидный набор хромосом у человека = 46 Объектом исследования у Г. Менделя был горох Рецессивный ген - преобладающий Рецессивная особь всегда является гомозиготной и обозначается аа При решении задач родители обозначаются буквой Р Второй закон Менделя – закон расщепления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Д/З: | Учитель комментирует как нужно выполнить домашнюю работу | Записывают домашнее задание. §45 Решение задач (дифференцированные задания) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия | Учитель подводит итог рефлексии. Определим ПОГОДУ в классе: Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой. Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией. Постепенно все же стали понимать? Доминантный значит, будет подавлять? Рецессивный - значит, будет отступать? Прошу не сомневайтесь Вы в своем таланте Пусть в вашей жизни Все будет в доминанте… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...
Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач
Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач...

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...

Открытый урок по биологии Дигибридное скрещивание.Третий закон Г. Менделя
Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий» Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:«Дигибр...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...

















