Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Сорокина Ольга Геннадьевна

 

              Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерности при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при  решении генетических задач. Комбинированный урок. Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, индивидуальные карточки-задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_digibridnoe_skreshchivanie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

              Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерности при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при  решении генетических задач.

             Тип урока:  комбинированный урок

             Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, индивидуальные карточки-задания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока. Слайды 2,3

Актуализация знаний: проверка основных понятий генетики. Слайд 3

             Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограниченно, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов.

Совокупность генов, лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления (слайд 4)

- Что означает термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание»? Слайд 4 

Определение «дигибридное скрещивание» учащиеся записывают в тетрадь.

            Рассмотрим пример дигибридного скрещивания.

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

- Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма). Слайд 5

           Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

- Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

- Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий?

Полученные гибриды дигетерозиготны. Как определить количество гамет?  Слайд 6.

           Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F2 удобно начертить решетку Пеннета. Слайд 7

Задание:

А) заполните решетку. (проверка на слайде).  

Б) Сделайте анализ результатов скрещивания, для этого определите число фенотипов. Подсчитайте количество особей каждого фенотипа. Отдельно подсчитайте число желтых и зеленых семян, гладких и морщинистых семян.

В) Сделайте вывод о наследовании признаков.

Г) Подсчитайте, сколько генотипов образуется при скрещивании.

- О чем говорит появление новых фенотипов с новыми комбинациями признаков, которых не было у родительских форм?

(ответы учащихся).

Две пары признаков наследуются во F2 независимо друг от друга.

Это явление называется независимым наследованием признаков.

Третий закон Г.Менделя. Слайд 8.

- От чего же зависит результат дигибридного скрещивания?

(ответы учащихся)   Слайд 9.

         Не всегда по фенотипу можно определить генотип организма. Рецессивный признак может проявлять себя только в гомозиготном состоянии, доминантный же может быть как гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Для определения генотипа проводят анализирующее скрещивание. Слайд 10.

Решим задачу. Слайд 11

- Каким образом при анализирующем скрещивании определяют неизвестный генотип организма?

(по потомству).

  1. Закрепление

1. Решение задачи. Слайд 12.

Учащиеся решают в тетрадях, один учащийся у доски.

    2. Проверка новых понятий

     IV. Домашнее задание

      V. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

Бинарный урок-исследование с закреплением новых знаний и наглядным материалом в виде презентации....

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...

Открытый урок по биологии Дигибридное скрещивание.Третий закон Г. Менделя

Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий»  Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:«Дигибр...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...