Методразработка интегрированного урока "Биологические и географические закономерности миграции животных"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Котова Наталья Джамшидовна

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, позволяющая развить знания у обучающихся 8-х кл о закономерностях миграций животных, их распределения на Земле и о формировании экологических сообществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:     «Биологические и географические закономерности миграции животных» 8 класс

Цель урока

Создать условия для развития знаний о биолого-географических закономерностях миграций, размещения животных на Земле и о их

многообразии.

Задачи

1) изучить механизмы, приводящие животных к миграциям;  2) выявить особенности строение некоторых видов животных, связанных со средой обитания и сезонными явлениями миграций, с особенностями кормовой базы; 3) сформировать знания учащихся о причинах, вызывающих миграции животных; об используемой биолого-географической терминологии для понимания материала.

Оборудование

Таблицы, географические карты, рисунки из учебника и другой учебной литературы; интерактивная доска; определители животных; Интернет-ресурсы биологических и географических сайтов; индивидуальная презентация по теме урока

Тип, вид урока

Комбинированный; урок систематизации и обобщения знаний и умений; изучение нового материала и первичное закрепление

Образовательные технологии

Проблемного обучения: применение проблемного подхода для решения поставленных задач.

ИКТ- технологии: применение электронных ресурсов; сетевых презентаций и видеоуроков; презентаций педагога; поиск информации в Интернет-ресурсах

Технологии с элементами критического мышления: решение биологических задач, позволяющих развивать причинно-следственные связи

Здоровьесберегающие технологии: строгий учет учебной деятельности и нагрузки в течение урока

Личностно-ориентированные технологии: подход к обучению – проблемный, индивидуальный и дифференцированный

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения

Словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Личностные результаты

Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве в командной работе с одноклассниками, с учителем; уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека; ценности жизни других живых организмов; понимание значения в жизни человека, важности размещения разных видов животных на планете.

Метапредметные универсальные учебные действия

(УУД)

Регулятивные:  обучающиеся научатся работать с учебными материалами; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; составлять план ответа и отвечать на вопросы; получат возможность определять учебную задачу на основе уже имеющихся знаний и определения новых; научатся адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научатся составлять причинно-следственные связи по изучаемой информации; находить и отбирать в источниках конкретизированную информацию, ее систематизировать;  получат возможность определять разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные – научатся принимать участие в работе группами; использовать в групповом общении правила вежливости; научатся принимать альтернативное мнение и позицию другого ученика, выстраивать партнерские взаимоотношения; умения адекватного средства устного общения для решения общих задач; будут учиться применять умения использовать речевые средства для аргументации своего мнения, в дискуссии аргументировать свою точку зрения; сравнивать разные мнения.

Понятия и термины

Оседлые, кочующие, перелетные птицы; половой диморфизм; птенцовые и выводковые птицы;

Образовательные ресурсы

https://ecoportal.info/; https://interneturok.ru/lesson/biology/7-klass/osnovy-ekologii/areal-migratsiya.

Время проведения

45 минут

Организационная структура интегрированного урока по биологии и географии

№ п/п

Этап урока, цель

Метод. прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

Время

I

Мотивация к формулированию темы и постановки задач урока.

Актуализация опорных знаний

Введение в урок

Целью нашего урока является познакомиться с биолого-географическими закономерностями миграций, размещения живых организмов на планете и причинами, вызывающие миграции.

Задачами урока являются изучение механизмов, приводящих животных к миграциям; используемой биолого-географической терминологии для понимания материала.

Чтобы понять, что является мотивацией к таким поведенческим особенностям, как миграции,  процессе урока мы должны ответить на 4 проблемных вопроса:

1. Что такое ареал и как определить его границы?

2. Почему животные разных видов распределяются неравномерно на планете?

3. Каковы причины, заставляющие животных мигрировать?

4. Какими преимуществами обладают животные, совершающие миграции, чтобы перемещаться на дальние расстояния?

Запишите тему нашего урока «Биологические и географические закономерности миграции животных»

Определяют связь изученного материала о разных Классах животных с получением новых знаний; делают выводы о цели изучения нового материала.

Обучающимся выданы дополнительные материалы для поиска информации, кроме  учебника по предмету.

2-3 мин

Актуализация знаний обучающихся: беседа с учащимися, основанная на уже имеющихся знаниях.

Вопросы классу:

1. Что такое «поведенческие особенности»?

2. Как называется наука, изучающая «поведенческие особенности» животных? (Может быть, назовете и автора (ов) этой науки?)

3. Что является основной мотивационной причиной столь разнообразного расселения животных на Земле?

Слушают вопросы учителя; отвечают на вопросы; слушают мнения одноклассников; осуществляют анализ ответов в связи с целевой установкой

Возможные ответы учащихся: 

1. Поведенческие особенности – врожденные инстинктивные действия животных, имеющие генетически закрепленную форму, характерные для того или иного вида.

2. Наука об индивидуальном и групповом поведении животных называется - этология, получившая свое развитие в середине 20-го столетия. (Основатели науки - Конрад Лоренц, шотландский ученый в области медицины и биологии. На основе своих наблюдений за гусями и другими животными, совместно с голландским зоологом Николасом Тинбергеном установил законы науки этологии, за что в 1973г получили Нобелевскую премию по медицине и физиологии «За открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных».  

3. Связь многообразия животных в природе с местами обитания, кормовой базой; строительством гнезд, убежища; спасением от врагов; формирование пищевых цепей; создание сообществ в биотопах; экосистем.

Контроль  правильности устных  ответов

учащихся

5 мин

II

Изучение нового материала

 В ходе разбора материала записывание в тетради информации по уроку, запись опорного конспекта урока 

Вводная беседа; объяснение нового материала, с элементами практической деятельности

Оформление  в тетради опорного конспекта по теме урока  

Работа с информацией Приложения№4, с картинками учебника, со слайдами презентации

Учитель биологии

На нашей планете в разных средах обитания живет огромное количество видов животных, с разными пищевыми предпочтениями, поведенческими особенностями,  приспособленностью к свету и теплу. Им всем необходимо размещаться, чтобы всех этих ресурсов было достаточно, либо уметь приспосабливаться к их недостатку. Таким образом складывались пространства, на которых приспособились жить те, или иные животные.

Ареал обитания – это определенная территория, в которой постоянно обитает определенный вид животных.

Размеры и формы ареалов зависят от следующих параметров: 1) приспособление вида к неблагоприятным условиям; 2) умение преодолевать жизненные препятствия; 3) сложившаяся конкуренция за пищу, тепло, свет, места обитания и размножения.

Ареалы бывают сплошными, прерывистыми и реликтовыми.

(Обращаемся обучающихся к тексту учебника §52, с. 262, раздел «Ареалы обитания».

Учитель географии

Географическое распространение животных очень широко и они приспособились жить в разных природных зонах, к самым разнообразным местам обитания.

В процессе эволюции животные каждого вида приспособились к определенным условиям существования

(Обращение обучающихся к тексту учебника §52, с. 263, раздел «Закономерности размещения животных»; к рис. 194, с. 265)

Зоогеография – наука, изучающая распространение животных на земном шаре и выявляющая общие закономерности этого распространения. Зоогеография не изучает непосредственно животных, она изучает фауны и ареалы.

Территории, характеризующиеся специфической фауной и набором эндемичных видов, называются зоогеографическими областями.

В настоящее время на основе размещения животных по планете выделены шесть крупных зоогеографических областей:

1) голарктическая, 2) неотропическая,  

3) австралийская, 4) эфиопская, 5) индо-малайская и 6) антарктическая.

Учитель биологии

Фауна – это исторические сложившаяся совокупность всех видов животных, которые обитают в данной области. Домашние животные или обитатели зоопарков в состав фауны не входят. Можно говорить, например, о фауне острова Кубы, фауне Зимбабве или фауне Евразии. Также можно выделять фауны определенных таксонов: фауна птиц, например, называется орнитофауной, а фауна насекомых – энтомофауной и т.п.

Ареалы обычно неоднородны по совокупности всех условий, необходимых для жизни и развития представителей конкретного вида. Это приводит либо к неравномерному распределению животных на территории ареала, либо к их перемещениям  и поиску наиболее благоприятных условий жизни.

В этом случае животные вынуждены искать новые места для существования, поиска пищи.

Миграции смена мест обитания животных, вызванная изменением условий существования. В длительное путешествие по разным причинам отправляются самые разные виды фауны: птицы, обитатели вод, млекопитающие, насекомые. Миграция – не только способ поиска более приемлемых условий существования, но и важное для экосистем явление, связывающее различные среды обитания. 

Миграции бывают:

- активными, когда животное целенаправленно устремляется по конкретному маршруту;

- пассивными, когда живой организм вне своей воли перемещается с потоком воздуха, воды или под воздействием другой силы (явление характерно для планктонных и других мелких видов).

Активные делятся на: 1) периодические, или сезонные (суточные) -  горизонтальные и

вертикальные; 2) непериодические, или нерегулярные и 3) возрастные.

Миграция – процесс адаптивного характера, сформированный в результате эволюции. С наступлением определенного периода в организме живого существа происходят физиологические и гормональные изменения, заставляющие отправляться в путь. 

У собирающихся в долгую дорогу особей существенно снижается уровень агрессии, возникает стремление сбиваться в стаи. Связано это с тем, что при путешествии в большой группе ниже вероятность гибели, выше способность ориентации на незнакомых местностях. Нередко для повышения шансов на выживание формируются смешанные стаи, состоящие из разных видов (например, за копытными нередко следуют птицы).

В ходе миграции животные часто преодолевают огромные расстояния. При этом четко следуют по маршруту, не теряют ориентацию. Не заблудиться в пространстве им помогает:

- развитое обоняние;

- способность различать запахи и химический состав воды – океана и рек (характерна для рыб);

- ориентация по солнцу днем и звездному небу ночью (для птиц);

- ориентация по особенностям рельефа;

- способность ориентироваться по геомагнитному полю, атмосферному давлению и другим планетарным особенностям.

Некоторые виды живых существ могут распознавать инфракрасное излучение, ощущать магнитное поле планеты, ориентироваться по изменениям уровня атмосферного давления. Исследование таких невероятных способностей животных способствовало изобретению человечеством целого ряда навигационных приборов.

Ребята в своих ответах связывают особенности внешнего и внутреннего строения животных разных видов жить в определенных условиях и средой обитания; с причинами, вызывающими необходимость перемещаться с одной территории на другую

Учащиеся записывают схематично, в виде опорного конспекта основную информацию по теме. (На доске и на слайде)

Учащиеся читают, рассматривают картинки в учебнике, на слайдах презентации; изучают информацию «Приложение 4».

Отвечают на вопросы

5 -7 мин

III

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы; подведение обучающихся к самостоятельному способу поиска информации и ее изложения

Работа в группах

Учащиеся разбиваются на 4 равные группы по кол-ву участников. Ребята определяются с ответственным в группе за распределение нагрузки и выполнения задач. Учитель раздает задания каждой группе.

Задание для группы №1:  с помощью учебника и доп. материалов составить таблицу «Характеристика ареалов»

Задание для группы №2: с помощью учебника, географической карты «Размещение животных в зоогеографических областях», составить характеристику по видовому составу животных, с перечислением зоогеографических и природных зон; примеры постоянно обитающих Млекопитающих и их миграций в эти зоны, согласно характеристики параметров ареалов обитания.

Задание для группы №3: с помощью учебника и доп. материалов составить таблицу «Характеристика миграций животных»

Подготовить сообщения и представить для аудитории.

Задание для группы №4: с помощью учебника, географической карты «Размещение животных в зоогеографических областях», составить характеристику по видовому составу животных, с перечислением зоогеографических и природных зон; примеры постоянно обитающих Птиц и их миграций в эти зоны, согласно характеристики параметров ареалов обитания.

 

Задание для групп

(Таблицы  в приложение)

Для ответа приглашаются от каждой команды 2-3 чел; учащиеся представляют выполненную в группе практическую работу.

Заслушиваются ответы учащихся одновременно со всеми группами.

15 мин

IV

Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Беседа по полученной информации

Формирование причинно-следственных связей

Группы обучающихся по очереди выходят к доске с сообщениями.

На каждое сообщение не более 3-4-х мминут

 

Возможные ответы учащихся

Устные ответы

7-10 мин

V

Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа,

основанная на имеющихся знаниях.

Формирование причинно-следственных связей

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при изучении материала и работе на уроке?

(Если позволяет время, вопросы на смекалку и имеющиеся знания)

Формулируют выводы о принадлежности птиц и других животных к экологическим группам по сезонным явлениям, по местам обитания, по способам питания, по развитию.

Отвечают на вопросы

Устные ответы

2-3 мин

VI

Подведение итогов; оценки

Оценки

Оценивание работы обучающихся во время урока; озвучивание оценок.

Осуществляют самоанализ собственной деятельности

Устные ответы

1 мин

Домашнее задание

§52, конспект по теме урока

Запись домашнего задания в дневник

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Задание для 3-й группы

Миграции

Структура миграций

Переодические

Непериодические

Возрастные

   

Сезонные

Суточные

Выселение популяций из ареала

Перенаселенеие

Поиск необходимых условий существования определенного возраста

Для продолжения рода и обновления популяций

Горизонтальные

Вертикальные

Задание для 1-й группы

Структура ареала

Ареалы

Сплошной

Разорванный

Реликтовый

Определение

Примеры животных  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 7 класс

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему?2. Что такое определенная изменчивость?3. Что такое неопределе...

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Презентация к уроку для 7 класс. К  учебнику Пасесечник....

Географические закономерности рек.

План - конспект урока для учащихся 7 класса....

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

Проверочная работа по биологии 7 класса на тему: "Развитие и закономерности размещения животных на Земле".

Данная работа предполоагает проверку знаний учащихся по теме: "Развитие и закономерности размещения животных на Земле"....

Конспект к уроку по теме "Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна"

На уроке предусмотренно использование электронных образовательных материалов "Библиотека ЦОК", задания по естественнонаучной грамотности....