Природные зоны Земли
методическая разработка по биологии (5 класс)

Шашмурина Любовь Анатольевна

Данная разработка урока может быть использована на уроках биологии и географии при изучении темы "Природные зоны "

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ»

5 КЛАСС

ВЫПОЛНИЛА: ШАШМУРИНА Л.А.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИИ МБОУ – СОШ №55

ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

«Природные зоны Земли»

Данная разработка урока по теме «Природные зоны Земли» составлена для УМК Сонин Н.И. , Плешаков А.А и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Знакомство с природными зонами Земли, с растениями и животными разных природных зон Земли.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «природная зона», научить называть и показывать природные зоны на карте, познакомить с биологическим разнообразием планеты.

Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Воспитательные: формировать умение учащихся бережного отношения к живым организмам нашей планеты.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать понятие природная зона и ее основные компоненты ;

- приводить примеры природных зон и давать им характеристику;

- уметь сравнивать природные зоны мира, объяснять взаимосвязи внутри природных зон.

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы;

- работать с информационными текстами;

- сравнивать и выделять признаки;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природная зона, компоненты природной зоны: климат, рельеф, почвы, воды, растительность и животный мир. Виды растений и животных разных природных зон.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый метод.

Показ презентации, фильма, работа с интерактивной картой «Природные зоны Мира»

Ноутбуки для поиска информации .

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная карта «Природные зоны мира», карты атласа и контурная карта, сеть Интернет.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Добрый день, какое у вас настроение? Хорошее, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, по интересным уголкам природы нашей уникальной планеты. Вы согласны? - Да, тогда доброго пути».

«Прежде чем отправиться в путешествие я хочу проверить вашу готовность. Прилагаю вам подумать над словами Джорджа Бернарда Шоу, как вы их понимаете, и какое они могут иметь значение для нашего урока».

Действительно если мы с вами отправляемся в путешествие, то мы должны быть деятельны , иначе путешествие невозможно.

1. Обучающиеся высказывают свои мысли «Деятельность — единственный путь к знанию»

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему, а вот какую, вы мне скажите сами.

Итак, сейчас я хочу показать фрагмент фильма (« Барнео»). Внимание!

  1. Куда мы свами попали?
  2. Что вы увидели?
  3. Где на нашей планете это возможно?

Действительно, мы свами попали во влажные экваториальные леса. А как вы думаете, где они находятся? Давайте для этого посмотрим карту. А как она называется? - « Природные зоны мира». Какие Вы молодцы!

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Природные зоны мира».

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

Тема урока «Природные зоны мира».

Распределяют данные слова ассоциативного ряда по сегментам:

1. Я знаю.

#1071; хочу узнать.

#1069;ти знания я могу применить на практике

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Изучить материал по теме, определить основные понятия и закономерности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

#1055;родолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  2. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Предлагает самостоятельно найти определение, что такое природная зона (используя Интернет), ознакомиться с текстом своих учебников и составить схему «Природная зона», указав ее компоненты.

  1. Просмотр презентации. «Природные зоны»( 2-3 слайд)

Обучающиеся находят определение природной зоны в сети Интернет ,читают текст учебника, составляют схему «Природная зона»,

обводят на отдельном листе свою ладошку, и в ней располагают основные компоненты природной зоны.

Обобщение результатов.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы с вами говорили о том, что все компоненты природы взаимосвязаны в природной зоне.

Оказывается в разных природных зонах одни и те же компоненты, так значит все природные зоны одинаковые или нет?

Ребята , из каких же основных компонентов состоит природная зона?(растения, животные, почвы, климат, рельеф)

А почему все природные зоны разные если компоненты одинаковые? ( т.к они расположены в различных уголках планеты имеют разный климат и рельеф, которые определяют в последствие разнообразие остальных компонентов природы)

Я предлагаю продолжить наше путешествие, для этого конечно нам понадобиться карта, откройте учебник с.118-119, определите какие природные зоны представлены на нашей планете если двигаться с севера на юг( арктические пустыни, тундра и л/тундра,лес: тайга, смешанные и широколиственные леса, л/степи и степи, п/пустыни и пустыни, саванны и редколесья, жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники, переменно- влажные и влажные экваториальные леса, а также области высотной поясности).

Показ природных зон с использованием интерактивной карты «Природные зоны мира».

Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся туда где вечное лето . Просмотр презентации « Влажные экваториальные леса»

Путешествие продолжается, предлагаю создать рабочие группы по 4-5 человек , каждая группа отправляется открывать природную зоны, для этого один человек от группы выходит и вытягивает название той природной зоны которую будут исследовать.( пустыни, тайга, тундра, саванны).

Исследование проводим по плану. Приложение 1

Защита проектов

#1058;ундра и л/тундра.

#1061;войный лес- тайга

#1047;нойная пустыня

#1058;равянистые равнины - степи и саванны.

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

Заполнение таблицы «Растения и животные разных природных зон Земли». Приложение 2 Самооценка

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приложение 3

Блок 1

Проверь себя:

О какой природной зоне идет речь

#1047;десь растут теплолюбивые лиственные деревья (влажные экваториальные и переменно - влажные леса))

#1055;очва скована многолетней мерзлотой (арктические и антарктические пустыни, тундра и л/тундра, участки тайги))

#1057;амый известный хищник этой природной зоны - лев (саванна)

#1054;снову растительности этой природной зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения (тайга)

#1047;десь обитают удивительные птицы которые не умеют летать , зато отменно плавают - пингвины(антарктические пустыни)

#1056;асполагается в самых засушливых районах Земли(пустыня)

#1052;ы живем в этой природной зоне (лес)

Блок 2

Прочитайте стихотворение, о каких природных зонах идет речь

;…………… -
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;

2……………….-

Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному

3………………-

А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Как – то называются.

Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики…
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.

Блок 3

Путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями” летит на гусе в Лапландию. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос. Над какими природными зонами летел Нильс?

“Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.

Буков давно и в помине нет.

Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”.

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

Презентация «Своя игра» по теме «Природные зоны»

Приложение 3

Закрепление.

Самостоятельная работа в малых группах, выполняют блоковые задания (разного уровень сложности ), отвечают на вопросы в ходе игры.

Приложение 4

Взаимопроверка, оценивание работ ( критерии в приложении)

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Учение — путь к умению»

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

  1. - сегодня ты узнал…
  2. -было интересно…
  3. -было трудно…
  4. –ты выполнял задания…
  5. -ты понял, что…
  6. -теперь ты можешь…
  7. -ты почувствовал, что…
  8. -ты научился…
  9. -у тебя получилось …

Обучающиеся дополняют фразы

Приложение 5

8 ЭТАП Домашнее задание.

Параграф §25, вопросы на странице 120.

На выбор выполнить одно задание

  1. Составить кроссворд по теме «Природные зоны мира».
  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие природные зоны были родиной культурных растений?
  3. Используя карты с.118-119, Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие природные зоны встречаются на территории нашей страны? Нарисуйте картину природной зоны, в которой выживете.
  4. Используя ресурсы, Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения о том, какие ресурсы природных зон человек использует в своей хозяйственной деятельности. Какие экологические проблемы могут возникнуть, если человек будет нерационально их использовать.

Приложение 1

План описания природной зоны

#1043;еографическое положение ( где расположена).

2. Особенности климата ( распределение тепла и влаги).

3. Особенности почв.

4. Растительность.

#1046;ивотный мир.

Приложение 2

Заполните таблицу « Растения и животные разных природных зон»

Название природной зоны

Характерные растения

Характерные животные

Тундра

Тайга

Широколиственный лес

Саванна

Пустыня

Влажный тропический лес

Приложение 3

Блок 1

Проверь себя:

Впишите название природной зоны

#1047;десь растут теплолюбивые лиственные деревья много лиан (………………………..)

#1055;очва скована многолетней мерзлотой (……………………………………..)

#1057;амый известный хищник этой природной зоны - лев (…………………)

#1054;снову растительности этой природной зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения (……….)

#1047;десь в условиях очень низких температур и полярной ночи обитают удивительные птицы которые не умеют летать , зато отменно плавают - пингвины(………………… )

#1056;асполагается в самых засушливых районах Земли(пустыня)

#1052;ы живем в этой природной зоне (лес)

Блок 2

Прочитайте стихотворение, о каких природных зонах идет речь

;…………… -
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;

2……………….-

Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному

3………………-

А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Как – то называются.

Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики…
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.

Блок 3*

Путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С. Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями” летит на гусе в Лапландию. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос. Над какими природными зонами летел Нильс?

“Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.

Буков давно и в помине нет.

Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”.

(Нильс летел над природными зонами: ……………., ………………..,………………., ………………. . )

Приложение 4

Оценивание

#1052;олодц(ы)! ( ошибок нет)

#1061;орошо, но можно лучше! (ошибки незначительны)

3. Нужно повторить!( ошибок довольно много)

Приложение 5

Давайте подведем итог урока, дополните фразы

  1. - сегодня я узнал…
  2. -было интересно…
  3. -было трудно…
  4. -я выполнял задания…
  5. -я понял, что…
  6. -теперь я могу…
  7. -я почувствовал, что…
  8. -я научился…
  9. -у меня получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Уроки Природные зоны Земли

Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание  5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.

В презентации на 19 слайдах  дается характеристика природных зон Земли:  Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Презентация Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли. Местоположение на карте....

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...