Природные зоны Земли
методическая разработка по биологии (5 класс)
Данная разработка урока может быть использована на уроках биологии и географии при изучении темы "Природные зоны "
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ»
5 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛА: ШАШМУРИНА Л.А.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИИ МБОУ – СОШ №55
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Тема урока | «Природные зоны Земли» Данная разработка урока по теме «Природные зоны Земли» составлена для УМК Сонин Н.И. , Плешаков А.А и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||
Цель урока | Знакомство с природными зонами Земли, с растениями и животными разных природных зон Земли. | ||||
Задачи | Образовательные: познакомить учащихся с понятием «природная зона», научить называть и показывать природные зоны на карте, познакомить с биологическим разнообразием планеты. Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли. Воспитательные: формировать умение учащихся бережного отношения к живым организмам нашей планеты. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- знать понятие природная зона и ее основные компоненты ; - приводить примеры природных зон и давать им характеристику; - уметь сравнивать природные зоны мира, объяснять взаимосвязи внутри природных зон. | - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы; - работать с информационными текстами; - сравнивать и выделять признаки; | - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Природная зона, компоненты природной зоны: климат, рельеф, почвы, воды, растительность и животный мир. Виды растений и животных разных природных зон. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы. Частично-поисковый метод. Показ презентации, фильма, работа с интерактивной картой «Природные зоны Мира» Ноутбуки для поиска информации . | ||||
Образовательные интернет-ресурсы | Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная карта «Природные зоны мира», карты атласа и контурная карта, сеть Интернет. | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
«Добрый день, какое у вас настроение? Хорошее, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, по интересным уголкам природы нашей уникальной планеты. Вы согласны? - Да, тогда доброго пути». «Прежде чем отправиться в путешествие я хочу проверить вашу готовность. Прилагаю вам подумать над словами Джорджа Бернарда Шоу, как вы их понимаете, и какое они могут иметь значение для нашего урока». Действительно если мы с вами отправляемся в путешествие, то мы должны быть деятельны , иначе путешествие невозможно. | 1. Обучающиеся высказывают свои мысли «Деятельность — единственный путь к знанию» | ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему, а вот какую, вы мне скажите сами. Итак, сейчас я хочу показать фрагмент фильма (« Барнео»). Внимание!
Действительно, мы свами попали во влажные экваториальные леса. А как вы думаете, где они находятся? Давайте для этого посмотрим карту. А как она называется? - « Природные зоны мира». Какие Вы молодцы! Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Природные зоны мира». | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. Тема урока «Природные зоны мира». Распределяют данные слова ассоциативного ряда по сегментам: 1. Я знаю. #1071; хочу узнать. #1069;ти знания я могу применить на практике | ||||
3. ЭТАП целеполагания | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Изучить материал по теме, определить основные понятия и закономерности. | Формирование УУД: Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД #1055;родолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Личностные УУД
| ||||
4. ЭТАП планирования. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
| Обучающиеся находят определение природной зоны в сети Интернет ,читают текст учебника, составляют схему «Природная зона», обводят на отдельном листе свою ладошку, и в ней располагают основные компоненты природной зоны. Обобщение результатов. | ||||
5 ЭТАП "Открытие" нового знании. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мы с вами говорили о том, что все компоненты природы взаимосвязаны в природной зоне. Оказывается в разных природных зонах одни и те же компоненты, так значит все природные зоны одинаковые или нет? Ребята , из каких же основных компонентов состоит природная зона?(растения, животные, почвы, климат, рельеф) А почему все природные зоны разные если компоненты одинаковые? ( т.к они расположены в различных уголках планеты имеют разный климат и рельеф, которые определяют в последствие разнообразие остальных компонентов природы) Я предлагаю продолжить наше путешествие, для этого конечно нам понадобиться карта, откройте учебник с.118-119, определите какие природные зоны представлены на нашей планете если двигаться с севера на юг( арктические пустыни, тундра и л/тундра,лес: тайга, смешанные и широколиственные леса, л/степи и степи, п/пустыни и пустыни, саванны и редколесья, жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники, переменно- влажные и влажные экваториальные леса, а также области высотной поясности). Показ природных зон с использованием интерактивной карты «Природные зоны мира». Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся туда где вечное лето . Просмотр презентации « Влажные экваториальные леса» Путешествие продолжается, предлагаю создать рабочие группы по 4-5 человек , каждая группа отправляется открывать природную зоны, для этого один человек от группы выходит и вытягивает название той природной зоны которую будут исследовать.( пустыни, тайга, тундра, саванны). Исследование проводим по плану. Приложение 1 Защита проектов #1058;ундра и л/тундра. #1061;войный лес- тайга #1047;нойная пустыня #1058;равянистые равнины - степи и саванны. | Проявление познавательной инициативы. Проведение исследований. Обсуждение в группах варианты решения. Оценка правильности выводов, решений. Заполнение таблицы «Растения и животные разных природных зон Земли». Приложение 2 Самооценка | ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Приложение 3 Блок 1 Проверь себя: О какой природной зоне идет речь #1047;десь растут теплолюбивые лиственные деревья (влажные экваториальные и переменно - влажные леса)) #1055;очва скована многолетней мерзлотой (арктические и антарктические пустыни, тундра и л/тундра, участки тайги)) #1057;амый известный хищник этой природной зоны - лев (саванна) #1054;снову растительности этой природной зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения (тайга) #1047;десь обитают удивительные птицы которые не умеют летать , зато отменно плавают - пингвины(антарктические пустыни) #1056;асполагается в самых засушливых районах Земли(пустыня) #1052;ы живем в этой природной зоне (лес) Блок 2 Прочитайте стихотворение, о каких природных зонах идет речь ;…………… - 2……………….- Там – стеною на пути 3………………- А на Севере, друзья, Мох и ягель – там и тут, Блок 3 Путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями” летит на гусе в Лапландию. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос. Над какими природными зонами летел Нильс? “Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады. - Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб? Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам. А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе. Буков давно и в помине нет. Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”. (Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья). Презентация «Своя игра» по теме «Природные зоны»
| Приложение 3 Закрепление. Самостоятельная работа в малых группах, выполняют блоковые задания (разного уровень сложности ), отвечают на вопросы в ходе игры. Приложение 4 Взаимопроверка, оценивание работ ( критерии в приложении) | ||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
«Учение — путь к умению» Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
| Обучающиеся дополняют фразы Приложение 5 | ||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Параграф §25, вопросы на странице 120. На выбор выполнить одно задание
| |||||
Приложение 1
План описания природной зоны
#1043;еографическое положение ( где расположена).
2. Особенности климата ( распределение тепла и влаги).
3. Особенности почв.
4. Растительность.
#1046;ивотный мир.
Приложение 2
Заполните таблицу « Растения и животные разных природных зон»
Название природной зоны | Характерные растения | Характерные животные |
Тундра | ||
Тайга | ||
Широколиственный лес | ||
Саванна | ||
Пустыня | ||
Влажный тропический лес |
Приложение 3
Блок 1
Проверь себя:
Впишите название природной зоны
#1047;десь растут теплолюбивые лиственные деревья много лиан (………………………..)
#1055;очва скована многолетней мерзлотой (……………………………………..)
#1057;амый известный хищник этой природной зоны - лев (…………………)
#1054;снову растительности этой природной зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения (……….)
#1047;десь в условиях очень низких температур и полярной ночи обитают удивительные птицы которые не умеют летать , зато отменно плавают - пингвины(………………… )
#1056;асполагается в самых засушливых районах Земли(пустыня)
#1052;ы живем в этой природной зоне (лес)
Блок 2
Прочитайте стихотворение, о каких природных зонах идет речь
;…………… -
Это рай и ад вместе,
Это пещера с сокровищами,
которую охраняет чудовище
по имени Солнце;
2……………….-
Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному
3………………-
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Как – то называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики…
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Блок 3*
Путешествуем по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими гусями. Маленький Нильс из сказки С. Лагерлеф “Чудесные приключения Нильса с дикими гусями” летит на гусе в Лапландию. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос. Над какими природными зонами летел Нильс?
“Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.
- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?
Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.
А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.
Буков давно и в помине нет.
Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже испугались севера. Назад-то они, правда, не повернули, зато скрючились и пригнулись к самой земле”.
(Нильс летел над природными зонами: ……………., ………………..,………………., ………………. . )
Приложение 4
Оценивание
#1052;олодц(ы)! ( ошибок нет)
#1061;орошо, но можно лучше! (ошибки незначительны)
3. Нужно повторить!( ошибок довольно много)
Приложение 5
Давайте подведем итог урока, дополните фразы
- - сегодня я узнал…
- -было интересно…
- -было трудно…
- -я выполнял задания…
- -я понял, что…
- -теперь я могу…
- -я почувствовал, что…
- -я научился…
- -у меня получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли
Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Уроки Природные зоны Земли
Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.
В презентации на 19 слайдах дается характеристика природных зон Земли: Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"
Интегрированный урок (география, биология). Цели урока • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...


