Урок по теме Дыхание растений, 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок получения новых знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Охор-Шибирская ООШ»
Разработка урока
«Дыхание растений»
Тема урока «Дыхание растений»
Класс: 6
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: изучение процесса дыхания, установление характерных признаков дыхания и взаимосвязи между дыханием и фотосинтезом.
Задачи:
Актуализировать знания о дыхании растений.
Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.
Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Планируемые образовательные результаты
Познавательные УУД:
- Систематизировать и структурировать знания;
- анализировать тeкст и рисунки учебника;
- определять объекты живой природы (комнатные цветущие растения), проводить сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием растений.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя
термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;
- выполнять задания; проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания.
Оборудование: приборы для получения кислорода и углекислого газа, компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Семена фасоли в трех банках.
Средства обучения:
Учебник В.В. Пасечник. Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.
Тезаурус
Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.
Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.
Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.
Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.
Ход урока
Организационный момент
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель приводит слова В. Высоцкого «Я дышу, а значит, я живу!»
Постановка эксперимента:
Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма?
(Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).
Актуализация и пробное учебное действие. Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".
Вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний и положите в «Корзину идей».
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации
- Работы Пристли: Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздуха.
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
У нас возникла проблема:
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
узнать, что такое дыхание
что нужно для дыхания
что образуется в процессе дыхания
что вызвало гибель мышонка.
А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.
Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания (Изучение нового материала)
- Работа с текстом учебника Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте текст «Дыхание растений», найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.
Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.
Работа с видеофрагментом
А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.
Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение?
Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле. Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)
- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;
- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;
- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.
Лабораторные опыты:
Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.
Давайте убедимся в этом и проведем опыты:
А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.
Что мы этим доказали?
Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.
Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло - тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.
- Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работа с учебником стр 108)
Вернемся к опыту Пристли: Пристли писал: «Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь- девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».
Какие выводы можно сделать из его наблюдений?
газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;
растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Работа по учебнику «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.
Сопоставление процессов дыхания и горения
Признаки процесса | Дыхание | Горение |
Протекание реакции | медленно | бурно |
Выделение энергии | мало энергии | много энергии и света |
Найдите черты сходства и отличия;
Какой газ выделяется? | Кислород. | Углекислый газ. |
4. Что происходит с органическими веществами? | Образуются. | Разлагаются. |
5. Для протекания процесса - световая энергия | Необходима. | Не нужна. |
6. Энергия в процессе | Поглощается. | Выделяется ( освобождается). |
Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
Найдите черты сходства и отличия.
Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
Леса являются легкими нашей планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.
Вот почему мы обязаны беречь каждое деревце в нашей степи, вырастающее в таких трудных засушливых условиях. От количества деревьев зависит количество вырабатываемого кислорода, а значит и жизнь любого существа, и продолжительность нашей жизни.
Решение задачи:
Вычислите, сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час – 43,75 г кислорода (Задача №1 в рабочей тетради приложения 3). (Задача решается за доской, выполняется самопроверка)
Решение
1. 350 * 30 = 10 500 г (потребляет 30 человек).
- 43,75 * 24 = 1050 г (выделяет 1 дерево в сутки).
- 10500: 1050 = 10 (деревьев). Ответ: 10 деревьев.
Игра «да» «нет»
Дыхание растений осуществляется только ночью? Нет
У растений дышат только органы зеленого цвета (листья, стебли) нет
При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ? Да
Фотосинтез- это процесс противоположный дыханию? Да
При дыхании растениями поглощается солнечная энергия? Нет
Дыхание в живых растениях происходит непрерывно, если оно прекращается растение погибает? Да
В процессе дыхания органические вещества расщепляются? Да
В процессе дыхания кислород в растениях попадает через устьица и чечевички? Да
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Достаем листочки учащихся из «Корзины идей» и делаем анализ.
Домашнее задание параграф 20
Прочитать параграф учебника и устно ответить на вопросы.
2.Составить кроссворд «Дыхание растений и фотосинтез».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)
Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс
Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

открытый урок по теме: Дыхание, 5 класс
Разработка урока по теме: Дыхание для пятых классов, содержит раработку урока и учебный материал для учащихся...

открытый урок по теме: Дыхание, 5 класс
Разработка урока по теме: Дыхание для пятых классов, содержит раработку урока и учебный материал для учащихся...



