Технологическая карта урока по биологии
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Гусева  Марина Владимировна

Строение скелета человека. Особенности скелета в связи с прямохождением и трудовой деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта урока по биологии

Тема урока

Строение скелета человека. Особенности скелета в связи с прямохождением и трудовой деятельностью

Тип (форма) урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Сформировать у обучающихся целостное представление о строении скелета человека, его отделах и адаптациях к прямохождению и трудовой деятельности, обеспечивающих качественную подготовку к итоговой аттестации по биологии (ОГЭ).

Образовательные  ресурсы

Мультимедийный проектор, презентация «Скелет человека»

  • Макет или таблица скелета человека
  • Таблицы: «Сравнение скелета человека и шимпанзе», «Эволюция стопы»
  • Учебник: Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. «Биология. 9 класс» (линия «Линия жизни»)
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы, таблицы)
  • Видеофрагмент о функциях скелета (по желанию)
  • Листы самооценки

Задачи урока

Этапы урока

  • Образовательная:
    Сформировать знания о строении скелета человека, выявить особенности его строения, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
  • Развивающая:
    Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать биологические данные; развивать навыки работы с таблицами, моделями скелета и учебником.
  • Воспитательная:
    Формировать научное мировоззрение, интерес к анатомии человека, осознание ценности здоровья и необходимости бережного отношения к опорно-двигательной системе.

Формы и приемы работы

 фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные понятия

  • Скелет
  • Осанка
  • Трубчатые, губчатые, плоские кости
  • Неподвижное, полуподвижное, подвижное соединение
  • Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, скелет конечностей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • - Называют отделы скелета человека и их функции.
  • Характеризуют типы костей и виды соединений костей.
  • Объясняют связь строения скелета с прямохождением и трудовой деятельностью человека.
  • Распознают на таблицах и моделях кости скелета.

.

Познавательные: умеют выделять главное, сравнивать, работать с информацией из разных источников.
Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность, контролируют свои действия.
Коммуникативные: работают в парах, выражают мысли в устной и письменной форме.

Осознание ценности здоровья и необходимости заботы о своём организме.

  • Формирование познавательного интереса к строению тела человека.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия (дополнительно методы и приемы)

Результаты этапа и формы

контроля

I.

Предкоммуникативный этап

(мотивация, актуализация личного опыта, постановка цели урока)

5

мин

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Создаёт проблемную ситуацию.

Предъявляет проблемный вопрос: «Почему человек может ходить прямо, а обезьяна — нет? (Слайд 1)

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Высказывают предположения, обсуждают 

 проблему, высказывают предположения, формулируют тему и цель урока.

Фронтальная беседа.

  • Эмоциональная и психологическая готовность к уроку. 
  • Рассуждают  мотивы к действиям.
  • Осознание значимости темы.

.

  • Устные ответы — при фронтальном опросе и обсуждении
  • Наблюдение — за включённостью, активностью.

II.

Коммуникативный этап

30

Проводит фронтальный опрос: «Что такое опорно-двигательная система?», «Какие функции она выполняет?»

Организует работу в мини-группах: каждая группа изучает один отдел скелета по инструктивной карточке и модели. Помогает при затруднениях, демонстрирует презентацию.

Отвечают на вопросы, вспоминают материал 8 класса.

Работают в группах, исследуют модель, заполняют таблицу, готовят краткое сообщение.

Работа в группах или парах

Активизация базовых знаний.

Знают название костей скелета человека, умеют отличать верхние и нижние конечности от поясов верхних и нижних конечностей.

Знают название костей скелета черепа.

Знают функции костей.

  • Наблюдение — за включённостью, активностью, взаимодействием в группах
  • Устные ответы — при фронтальном опросе и обсуждении

III.

Посткоммуникативный этап (интерпретация)

5

Предлагает выполнить интерактивное задание: «Собери скелет»

Задание по карточкам:

 «Подпиши отделы скелета черепа». Организует взаимопроверку.

Выполняют задание индивидуально или в парах, проверяют друг друга.

Индивидуальная  работа или работа в парах.

Работа с учебником и дополнительным материалом

  • Могут подписать названия костей черепа человека и собрать скелет человека.
  • Фиксация нового знания, коррекция понимания.
  • Самопроверка и взаимопроверка — при выполнении заданий
  • Проверка письменных работ — таблица по отделам скелета, схемы

IV. Самооценка

3

Предлагает учащимся заполнить лист самооценки и ответить на вопросы: «Что нового узнал?», «Что вызвало затруднение?», «Как эти знания пригодятся в жизни?»

Анализируют свою деятельность, оценивают вклад в работу группы, делятся эмоциями.

Индивидуальная  работа

  • Усвоили пройденный материал.
  • Самооценка — с помощью листа рефлексии

Домашнее задание

2

Задаёт дифференцированное домашнее задание: базовое — выучить § и ответить на вопросы;

Творческое: подготовить памятку «Как сохранить правильную осанку»

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Индивидуальная  работа

Домашнее задание понятно.

Итог урока:

Учащиеся получают представление о строении и функциях скелета человека, учатся работать с биологическими моделями, анализировать и сравнивать, а также осмысливают важность заботы о своём здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...