Урок по биологии в 6 классе на тему "Ткани растений"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Кудинова Алина Юрьевна

Технологическая карта урока, презентация, рабочие листы по биологии для 6 классса по теме "Ткани растений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс  - 6

Тема урока – Ткани растений

Тип урока - комбинированный

Учитель

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: понятие ткани, разновидности растительных тканей, строение и функции растительных тканей.

Уметь: делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом.

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу.

Познавательные УУД: сформировать представление о растительных тканях организма, их строении и функиях.

Соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Словарь урока:  ткань, виды растительной ткани, меристемы, камбий, эпидермис, ситовидные трубки

Ресурсы урока: Биология 6-й класс базовый уровень: учебник /В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, 3. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов; под ред. В. В. Пасечника. - Москва: Просвещение, 2023. - 160 с.: ил . - (Линия жизни); компьютер; мультимедийный проектор; рабочий лист самоконтроля учащихся на уроке; набор готовых микропрепаратов, микроскоп.

 СТРУКТУРА УРОКА 

Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап.

Организационный момент (1 мин)

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя.

Регулятивные:

оценивают правильность поведения на уроке;

волевая саморегуляция.

Личностные:

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося.

2 этап.

Мотивация 

(3 мин)

Давайте с вами отгадаем загадки.

Слайд 2 и Слайд 3

1 загадка

Тут и там,
Везде есть я, и такая разная…
Из меня одежку шьют,
На диван обивку вьют,
Угадали кто такая?

Слайд 4 и Слайд 5

2 загадка

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.

Слайд 6 и Слайд 7

3 загадка

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки …

Слайд 8 и Слайд 9

4 загадка

В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный ...

- К какому царству живой природы относятся береза, ель и мак?

- Как вы считаете, что общего у растений и тканей?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 10

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Слушают, рассматривают материалы на слайдах.

Формулируют тему урока.

Предметные:

умеют сравнивать и обобщать признаки живых организмов, выделять главные,

умеют рассматривать биологические объекты и понятия с разных точек зрения.

Познавательные:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

анализируют, сравнивают, обобщают.

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя и одноклассников.

Регулятивные: определяют тему урока.

Личностные:

руководствуются значимыми учебными мотивами.

3 этап. Актуализация знаний

(5 мин.)

У вас на столах лежат «Рабочий лист самоконтроля», с которыми вы будете сейчас работать.

Предлагаю выполнить вам поиграть в игру «Крестики-нолики»

Слайд 11

Задание. Если вы считаете, что утверждение верное, то ставите О, если утверждение неверное – то Х.

1.В природе существует 4 царства живой природы.

2.Движение ядра в клетке способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха.

3. Межклетники заполнены цитоплазмой.

4.Раздражимость – это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды.

5. Митоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки.

6. Мейоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки.

7. Мейоз состоит из 2 делений.

8. Рудольф Вирхов описал процесс деления клетки и доказал, что все клетки образуются из других путем деления.

9. Период деления клетки называется жизненным циклом клетки.

Теперь давайте проверим ваши результаты.

Слайд 12

Работают с листами самоконтроля.

Определяют верность каждого утверждения.

Осуществляют взаимопроверку по критериям:

9 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»

ниже 5 баллов – «2»

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

сравнивают, строят предположения, аргументируют свое мнение.

Регулятивные:

самостоятельно регулируют свою активность и поведение на уроке избегая конфликтов.

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя.

Личностные:

руководствуются значимыми учебными мотивами.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(4 мин.)

Сформулируйте цель урока.

Цель: сформировать представление о строении и функционировании растительных тканей.

Слайд 13

Для того чтобы достичь, поставленной цели, нам с вами необходимо составить план действий.

План работы:

1.Выполнить лабораторную работу и выявить строение растительных тканей.

2.Изучить основные характеристики растительных тканей.

Формулируют цель урока.

Предлагают план урока.

Предметные:

работают над пониманием основного содержания рассказа.

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

сравнивают, строят предположения, аргументируют свое мнение.

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя и одноклассников;

воспринимают мнения одноклассников в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.

Регулятивные:

самостоятельно регулируют свою активность и поведение на уроке избегая конфликтов;

планируют, прогнозируют.

Личностные:

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами.

5 этап. «Открытие» нового знания

(15 мин.)

Для того чтобы изучить ткани растений, предлагаю вам посмотреть фрагмент видеоурока[1] (4:23).

Итак, что же такое ткань?

Запишите определение ткани в тетрадь.

Слайд 14

Назовите виды тканей растений.

Для того чтобы более подробно ответить на этот вопрос необходимо выполнить лабораторную работу.

Откройте учебники на странице 32.

Слайд 15

В тетрадях подпишите тему лабораторной работы «Изучение под микроскопом тканей растительных клеток»

Сформулируйте цель работы.

Цель работы: изучить под микроскопом тканей растительных клеток.

Начертите таблицу со стр.32.

Изучение образовательной ткани

Сейчас мы изучим первый вид растительной ткани – образовательная ткань. Для этого вам необходимо рассмотреть готовый микропрепарат «Корневой чехлик». В первом столбике таблицы запишите название ткани, во втором-строения, в третьем зарисуйте ткань.

Изучение основной ткани

Далее изучим с вами основную ткань.  Возьмите препарат «Клубень картофеля» и рассмотрите его под микроскопом. Вы увидите клетки основной ткани, в которой расположены зерна крахмала. В первом столбике таблицы запишите название ткани, а в третьем – зарисуйте ее. Использую текст учебника на стр. 31 заполните второй столбик таблицы.

Изучение проводящей и механической тканей

Рассмотрите фотографии механической и проводящей тканей. Используя текст учебник, продолжите заполнения таблицы.

Изучение покровной ткани

Рассмотрите под микроскопом препарат «Эпидерма листа герани».

Найдите на микропрепарате основные клетки эпидермы с волнистыми стенками и устьица. Заполните первый и третий столбик таблицы. Найдите в учебнике, где в растении находится эпидерма или кожица. Заполните второй столбец таблицы.

Сформулируйте вывод к лабораторной работе.

Обсуждают фрагмент видеоурока, открывают тетради и учебники, записывают определение.

Записывают тему лабораторной работы и формулируют ее цель

Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу, рассматривают препараты в микроскоп, формулируют вывод.

Предметные:

работают над пониманием основного содержания урока;

 анализируют информацию и делают выводы.

Познавательные:

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

учатся строить высказывания;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные:

учатся слушать и понимать речь другого человека;

учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

формирование умения выражать свои мысли.

 Регулятивные:

 учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

самостоятельно  регулируют поведение для избегания конфликтных ситуаций.

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний

 (10 мин.)

Возвращает внимание к цели и задачам.

Просит дать определение термину «Ткань».

Перечислить какие виды растительной ткани существуют.

Слайд №16

У вас на столе лежит рабочий лист, выполните представленное в нем задание №1.

Отвечают на вопросы, дают определение.

Выполняют задания на рабочем листе.

Предметные

умеют анализировать информацию и делать выводы.

Познавательные:

учатся строить высказывания;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека.

учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные: 

учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;

оценивают качество и уровень усвоения материала урока;

Личностные:

адекватно оцениваю результаты своей работы

7 этап. Рефлексия и оценивание

Назовите тему и цели урока, соотнесите с планом урока и оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

У вас на столе лежит лист самооценки, выполните представленное в нем задание.

По каждому утверждению выставите себе баллы за работу на уроке.

1. Я активно работал на протяжении целого урока.

2. Мне понравилось работать с микроскопом.

3. Я узнал, как выглядят различные ткани растений.

4. Мне интересно было работать со схемой.

5. Материал урока для меня был интересным и понятным.

Слайд №17

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция;  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

адекватно оцениваю результаты своей работы.

8 этап.

Домашнее задание

(1 мин.)

§5,  ответить на вопросы 1-4 на стр.32 устно

Слайд №18-19

Регулятивные:

ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.   


[1] Видеоурок «Ткани растений». Фрагмент  с01:00 до 5:23 https://rutube.ru/video/cd546e550ef8b540f5fd1996730dcc42/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение к уроку в 6 классе по теме «Ткани растений» у чителя МБОУ « Овсянниковская СОШ» Орловского муниципального округа Орловской области Кудиновой Алины Юрьевны

Слайд 2

Тут и там, Везде есть я, и такая разная… Из меня одежку шьют, На диван обивку вьют, Угадали кто такая?

Слайд 3

Тут и там, Везде есть я, и такая разная… Из меня одежку шьют, На диван обивку вьют, Угадали кто такая?

Слайд 4

Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане.

Слайд 5

Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане.

Слайд 6

Дерево в лесу растёт. Цвет зелёный круглый год. Вместо листика иголка. Распушила ветки …

Слайд 7

Дерево в лесу растёт. Цвет зелёный круглый год. Вместо листика иголка. Распушила ветки …

Слайд 8

В лепестки, как в плащ атласный, Спрятался цветок прекрасный. Не раскроется никак В огороде красный ...

Слайд 9

В лепестки, как в плащ атласный, Спрятался цветок прекрасный. Не раскроется никак В огороде красный ...

Слайд 10

Тема урока «Ткани растений»

Слайд 11

Задание №1. «Крестики-нолики» Прочитайте утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное, то ставите О, если утверждение неверное – то Х . 1 . В природе существует 4 царства живой природы. 2. Движение ядра в клетке способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. 3. Межклетники заполнены цитоплазмой. 4. Раздражимость – это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды. 5. Митоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки. 6. Мейоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки. 7. Мейоз состоит из 2 делений. 8. Рудольф Вирхов описал процесс деления клетки и доказал, что все клетки образуются из других путем деления. 9. Период деления клетки называется жизненным циклом клетки . 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 12

Самопроверка задания «Крестики-нолики » 1 О 2 Х 3 Х 4 О 5 Х 6 О 7 О 8 О 9 Х Критерии оценивания: • 9 баллов – «5» • 7-8 баллов – «4» • 5-6 баллов – «3» • ниже 5 баллов – «2»

Слайд 13

Тема урока «Ткани растений» Цель урока Сформировать представление о строении и функционировании растительных тканей

Слайд 14

Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение.

Слайд 15

Лабораторная работа №2 «Изучение под микроскопом тканей растительных клеток » Цель работы: изучить под микроскопом тканей растительных клеток . Ход работы: Растительная ткань Строение Рисунок Образовательная Основная Проводящая Механическая Покровная

Слайд 16

Задание. Впишите недостающие элементы и соотнесите примеры тканей с их видами.

Слайд 17

Задание. По каждому утверждению выставите себе баллы за работу на уроке . Утверждение 5 4 3 2 1 1. Я активно работал на протяжении целого урока. 2. Мне понравилось работать с микроскопом. 3. Я узнал, как выглядят различные ткани растений. 4. Мне интересно было работать со схемой. 5. Материал урока для меня был интересным и понятным. Оценка за урок ?

Слайд 18

Домашнее задание Параграф 5 ; ответить на вопросы 1-4 на стр.32 устно

Слайд 19

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист самоконтроля по биологии

Ученика (цы) 6 «__» класса _________________________________________________

Фамилия и имя

Задание №1. «Крестики-нолики»

Прочитайте утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное, то ставите О, если утверждение неверное – то Х.

1. В природе существует 4 царства живой природы.

2. Движение ядра в клетке способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха.

3. Межклетники заполнены цитоплазмой.

4. Раздражимость – это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды.

5. Митоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки.

6. Мейоз – это деление клетки, при котором образуются 4 клетки.

7. Мейоз состоит из 2 делений.

8. Рудольф Вирхов описал процесс деления клетки и доказал, что все клетки образуются из других путем деления.

9. Период деления клетки называется жизненным циклом клетки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество баллов

Оценка

Критерии оценивания:

  • 9 баллов – «5»
  • 7-8 баллов – «4»
  • 5-6 баллов – «3»
  • ниже 5 баллов – «2»



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по биологии

Ученика (цы) 6 «__» класса _________________________________________________

Фамилия и имя

Задание №1. «Ткани растений»

Составьте схему «Ткани растений», впишите недостающие элементы и соотнесите примеры тканей с их видами.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист самооценки по биологии

Ученика (цы) 6 «__» класса _________________________________________________

Фамилия и имя

Рефлексия. По каждому утверждению выставите себе баллы за работу на уроке.

Утверждение

5

4

3

2

1

1. Я активно работал на протяжении целого урока.

2. Мне понравилось работать с микроскопом.

3. Я узнал, как выглядят различные ткани растений.

4. Мне интересно было работать со схемой.

5. Материал урока для меня был интересным и понятным.

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Обобщающий урок по биологии 6 класс "Органы цветкового растения"

Урок обобщения знаний по биологии растений (Органы цветкового растения)...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...