Урок биологии 11 класс Эволюция растительного мира
учебно-методический материал по биологии (11 класс)
Урок № 32
Класс – 11
Предмет – биология
Тема: «Основные этапы эволюции растительного мира»
Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.
Тип: урок- путешествие
Вид: с применением технологии КСО
Оборудование: презентация «Основные этапы эволюции растительного мира»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 32
Класс – 11
Предмет – биология
Тема: «Основные этапы эволюции растительного мира»
Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.
Тип: урок- путешествие
Вид: с применением технологии КСО
Оборудование: презентация «Основные этапы эволюции растительного мира»
ХОД УРОКА:
1.орг.момент
2.Изучение нового материала
Основные этапы эволюции растений включают развитие прокариотов, водорослей, споровых и семенных растений. Важно учитывать, что эволюция — непрерывный процесс, и выделение отдельных этапов условно. Эти этапы отражают наиболее значительные изменения в развитии жизни на Земле.
Прокариоты
Появление цианобактерий (синезелёных водорослей) — первых фотосинтезирующих организмов. Они фиксировали углекислый газ и выделяли кислород, что привело к Великому кислородному событию около 2,4 миллиарда лет назад.
Водоросли
Возникновение фотосинтеза — способности преобразовывать солнечную энергию в химическую с выделением кислорода.
Образование эукариотической клетки — формирование клетки с ядром и органеллами, включая хлоропласты.
Возникновение многоклеточности — объединение клеток в единый организм с начальной дифференциацией.
Появление полового процесса — развитие различных форм полового размножения.
Споровые
Выход растений на сушу — около 450 млн лет назад некоторые водоросли начали осваивать сушу. Первые наземные растения — риниофиты — обладали простым строением и развили специальные ткани для выживания в новых условиях.
Появление сосудистых растений — разделение на подземную и надземную части привело к развитию корней и побегов. Возникли сосудистые растения с развитой проводящей системой — ксилемой и флоэмой.
Семенные
Появление голосеменных — в конце палеозоя и начале мезозоя. Семя предоставляло растению дополнительные преимущества в распространении и защите зародыша. Пример голосеменных — современные хвойные.
Возникновение покрытосеменных (цветковых) растений — в юрский период (около 150 млн лет назад). Они отличались наличием цветка — сложного органа размножения, который привлекал опылителей и обеспечивал более эффективное опыление. Покрытосеменные быстро распространились и стали доминирующей группой растений на Земле.
3.Закрепление изученного материала.
Задание 1. Коллективно составить схему- кластер «Родственные связи между наземными растениями»
Задание 2. Заполнить таблицу в рабочей тетради «Особенности жизненного цикла различных групп растений»
Группа растений | Особенности жизненного цикла |
Водоросли | Спорофит(2n) гаметофит( n), необходима водная среда |
Риниофиты | Преобладание спорофита |
Мхи | Преобладание гаметофита, необходимость влажной среды |
Папоротникообразные | Преобладает спорофит, гаметофит- заросток- небольшая пластинка, отделенная от спорофита |
Семенные папоротники | Преобладание спорофита(2n), развитие мужского и женского гаметофитов |
Голосеменные | Женский гаметофит- архегоний с яйцеклетками, мужской- пыльцевые зерна. Размножение при помощи семян, не зависит от наличия влажной среды. |
Покрытосеменные | Развитие цветка- приспособления для опыления и оплодотворения. Развитие оболочек вокруг семян. |
Задание 3.Выполните тестовые задания самостоятельно в рабочей тетради.
1. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
1) ткани
2) споры
3) семена
4) половые клетки
2. Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
1) имеют органы и ткани
2) размножаются спорами
3) многоклеточные организмы
4) способны поглощать газы и воду из атмосферы
3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?
1) отсутствие консументов
2) чередование поколений при размножении
3) господство тёплого и сухого климата
4) повышенное содержание углекислого газа и влаги
4. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:
1) образование плодов с семенами
2) увеличение продолжительности жизни этих растений
3) появление вегетативных органов
4) появление хлоропластов
5. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:
1) о значении этого отдела растений в жизни человека
2) об усложнении растений в процессе эволюции
3) о разнообразии видов этого отдела
4) о широком их распространении на земном шаре
6. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1) существование травянистых и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их способ размножения
4) их современное многообразие
7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
1) корень
2) лист
3) стебель
4) цветок
8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:
1) покрытосеменных
2) голосеменных
3) папоротников
4) водорослей
9. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) сожительство корней растений с грибами (микориза)
2) защита семян плодовыми оболочками
3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
4) наличие в клетках листьев хлоропластов
10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:
1) стеблей
2) листьев
3) корней
4) ризоидов
11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:
1) полиплоидные формы
2) гаметофиты
3) спорофиты
4) бессемянные формы
12. Выберите пример ароморфоза:
1) образование нектарников в цветках
2) формирование различий в строении цветков у растений
3) появление корневой системы у древних папоротников
4) формирование разнообразных листьев у растений
VI.Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг в 11 классе Эволюция органического мира
Предлагаются различные варианты вопросов, направленных на самопроверку. Рассматриваются задания части А, В.Предлагаю 3 варианта работы, направленные не только на проверку соответствующих з...
Самоанализ урока. 5 класс. История Древнего мира.
самоанализ урока по истории древнего мира, в 5 классе по теме: "Древний Рим" по ФГОС...

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...

Урок . 5 класс. История Древнего мира
Цели урока:познавательная – Учащиеся знакомятся с финикийцами - народом, создавшим древнейший алфавит, стекло, пурпурную краску, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Кар...
задание "Эволюция растительного мира"
Определить названия этапов, определить преобладающие растения, вспомнить какие важные приобретения появились у этих растений в процессе развития....

Конспект интегрированного урока на тему " Тайны растительного мира в повести А. Платонова " Неизвестный цветок" в лаборатории биолога"
Интегрированный урок по биологии и литературе для учеников 7 класса....

Эволюция растительного мира | LearningApps.org
Интерактивное задание: https://learningapps.org/display?v=pqi4tmazc25...
