Урок биологии 11 класс Эволюция растительного мира
учебно-методический материал по биологии (11 класс)

Урок № 32

Класс – 11

Предмет – биология

Тема: «Основные этапы эволюции растительного мира»

Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.

Тип: урок- путешествие

Вид: с применением технологии КСО

Оборудование: презентация «Основные этапы эволюции растительного мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx160.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 32

Класс – 11

Предмет – биология

Тема: «Основные этапы эволюции растительного мира»

Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.

Тип: урок- путешествие

Вид: с применением технологии КСО

Оборудование: презентация «Основные этапы эволюции растительного мира»

ХОД УРОКА:

1.орг.момент

2.Изучение нового материала

Основные этапы эволюции растений включают развитие прокариотов, водорослей, споровых и семенных растений. Важно учитывать, что эволюция — непрерывный процесс, и выделение отдельных этапов условно. Эти этапы отражают наиболее значительные изменения в развитии жизни на Земле. 
        Прокариоты

Появление цианобактерий (синезелёных водорослей) — первых фотосинтезирующих организмов. Они фиксировали углекислый газ и выделяли кислород, что привело к Великому кислородному событию около 2,4 миллиарда лет назад.

Водоросли

Возникновение фотосинтеза — способности преобразовывать солнечную энергию в химическую с выделением кислорода.

Образование эукариотической клетки — формирование клетки с ядром и органеллами, включая хлоропласты.

Возникновение многоклеточности — объединение клеток в единый организм с начальной дифференциацией.

Появление полового процесса — развитие различных форм полового размножения.

Споровые

Выход растений на сушу — около 450 млн лет назад некоторые водоросли начали осваивать сушу. Первые наземные растения — риниофиты — обладали простым строением и развили специальные ткани для выживания в новых условиях.

Появление сосудистых растений — разделение на подземную и надземную части привело к развитию корней и побегов. Возникли сосудистые растения с развитой проводящей системой — ксилемой и флоэмой.

Семенные

Появление голосеменных — в конце палеозоя и начале мезозоя. Семя предоставляло растению дополнительные преимущества в распространении и защите зародыша. Пример голосеменных — современные хвойные.

Возникновение покрытосеменных (цветковых) растений — в юрский период (около 150 млн лет назад). Они отличались наличием цветка — сложного органа размножения, который привлекал опылителей и обеспечивал более эффективное опыление. Покрытосеменные быстро распространились и стали доминирующей группой растений на Земле.

3.Закрепление изученного материала.

Задание 1. Коллективно составить схему- кластер «Родственные связи между наземными растениями»

ris._4_14.jpg

Задание 2. Заполнить таблицу в рабочей тетради «Особенности жизненного цикла различных групп растений»

Группа растений

Особенности жизненного цикла

Водоросли

Спорофит(2n) гаметофит( n), необходима водная среда

Риниофиты

Преобладание спорофита

Мхи

Преобладание гаметофита, необходимость влажной среды

Папоротникообразные

Преобладает спорофит, гаметофит- заросток- небольшая пластинка, отделенная от спорофита

Семенные папоротники

Преобладание спорофита(2n), развитие мужского и женского гаметофитов

Голосеменные

Женский гаметофит- архегоний с яйцеклетками, мужской- пыльцевые зерна. Размножение при помощи семян, не зависит от наличия влажной среды.

Покрытосеменные

Развитие цветка- приспособления для опыления и оплодотворения. Развитие оболочек вокруг семян.

Задание 3.Выполните тестовые задания самостоятельно в рабочей тетради.

1. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1) ткани

2) споры

3) семена

4) половые клетки

2Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?

1) отсутствие консументов

2) чередование поколений при размножении

3) господство тёплого и сухого климата

4) повышенное содержание углекислого газа и влаги

4. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:

1) образование плодов с семенами

2) увеличение продолжительности жизни этих растений

3) появление вегетативных органов

4) появление хлоропластов

5. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре

6. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

1) корень

2) лист

3) стебель

4) цветок

8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:

1) покрытосеменных

2) голосеменных

3) папоротников

4) водорослей

9. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?

1) сожительство корней растений с грибами (микориза)

2) защита семян плодовыми оболочками

3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

4) наличие в клетках листьев хлоропластов

10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:

1) стеблей

2) листьев

3) корней

4) ризоидов

11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:

1) полиплоидные формы

2) гаметофиты

3) спорофиты

4) бессемянные формы

12. Выберите пример ароморфоза:

1) образование нектарников в цветках

2) формирование различий в строении цветков у растений

3) появление корневой системы у древних папоротников

4) формирование разнообразных листьев у растений

VI.Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг в 11 классе Эволюция органического мира

Предлагаются различные варианты вопросов, направленных на самопроверку. Рассматриваются задания части А,  В.Предлагаю 3 варианта  работы, направленные не только на проверку соответствующих з...

Самоанализ урока. 5 класс. История Древнего мира.

самоанализ урока по истории древнего мира, в 5 классе по теме: "Древний Рим" по ФГОС...

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...

Урок . 5 класс. История Древнего мира

Цели урока:познавательная – Учащиеся знакомятся с финикийцами - народом, создавшим древнейший алфавит, стекло, пурпурную краску, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Кар...

задание "Эволюция растительного мира"

Определить названия этапов, определить преобладающие растения, вспомнить какие важные приобретения появились у этих растений в процессе развития....

Эволюция растительного мира | LearningApps.org

Интерактивное задание: https://learningapps.org/display?v=pqi4tmazc25...