Конспект интегрированного урока на тему " Тайны растительного мира в повести А. Платонова " Неизвестный цветок" в лаборатории биолога"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Андина Наталья Дмитриевна

Интегрированный урок по биологии и литературе для учеников 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Предметы: Литература, Биология
Класс: 6-7
Тема урока: «Тайны растительного мира в повести А. Платонова “Неизвестный цветок” в лаборатории биолога»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (комбинированный)

Цель урока: Проанализировать повесть А. Платонова через синтез литературного анализа и биологических знаний, раскрыв художественные приемы писателя и их научную основу.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Формирование уважительного отношения к природе, осознания ценности жизни и важности преодоления трудностей; развитие эмпатии и экологического сознания.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: Умение ставить цели, планировать работу в группе, корректировать свои действия.
  • Познавательные: Анализировать текст, выдвигать гипотезы, искать и обрабатывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи (литература и биология).
  • Коммуникативные: Сотрудничать в группе, представлять и отстаивать свою точку зрения, вести диалог.
  • Предметные:
  • Литература: Углубить знания о творчестве А. Платонова; анализировать художественные средства (олицетворение, метафора), использованные для создания образа; понимать идейно-нравственный смысл произведения.
  • Биология: Закрепить знания об экологических факторах, процессах жизнедеятельности растений (фотосинтез, дыхание), адаптациях; применять биологические знания для анализа литературного текста.

Оборудование: Текст повести А. Платонова «Неизвестный цветок», раздаточный материал для групп (задания, таблицы, чистые листы), маркеры, проектор/интерактивная доска для презентаций.


Ход урока (этапы в соответствии с ФГОС)

1. Организационный этап (1 мин)

  • Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания.

2. Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (4 мин)

  • Учитель литературы: «Писатель Андрей Платонов создал удивительную историю о цветке, который боролся за свою жизнь на пустыре. Но могло ли это быть на самом деле? Или это чистая выдумка?»
  • Учитель биологии: «Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сегодня станем исследователями. Мы попробуем разгадать тайны растительного мира, скрытые в этой поэтической сказке, и проверим, какие реальные биологические законы и процессы в ней описаны».

Формулировка учащимися темы и цели урока:

  • Учителя: «Итак, как вы думаете, какова будет тема нашего исследования?» (Учащиеся формулируют тему, близкую к предложенной).
  • Учителя: «Какова же наша цель?» (Учащиеся приходят к цели: узнать, как в художественном тексте сочетаются вымысел и реальные биологические законы).

3. Актуализация опорных знаний (2 мин)

  • Фронтальная беседа:
  • Вспомним, что такое экологические факторы? (Абиотические, биотические, антропогенные).
  • Какие процессы жизнедеятельности растений мы знаем? (Фотосинтез, дыхание, питание, рост).
  • Какие художественные приемы использует писатель, чтобы оживить природу? (Олицетворение, метафора).

4. Открытие нового знания («Первичное усвоение новых знаний») (20 мин)

  • Форма: Групповая исследовательская работа.
  • Класс делится на 4 группы («лаборатории»). Каждая группа получает текст повести и задание.

Группа

Роль

Задание

    Результат (форма      представления)

1

Биологи-экологи

Найдите в тексте описание условий жизни цветка. Объясните, какие экологические факторы (абиотические, биотические) влияли на него

Таблица: «Фактор среды» -> «Влияние на растение в повести» -> «Научное объяснение».

2

Биологи-генетики

Объясните биологический смысл фразы: «Этот цветок всю ночь трудился…». О каких процессах (фотосинтез, дыхание) идет речь?

Схема: Поток энергии и веществ в растении (дневной/ночной «труд»).

3

Литераторы-аналитики

Как Платонов, используя биологические детали, создает художественный образ? Каким он показывает цветок? Найдите ключевые слова и приемы.

Список цитат с анализом художественных приемов (олицетворение, метафора).

4

Философы-экологи

В чем главный нравственный и экологический смысл повести? Как поступок Даши связан с современными проблемами охраны природы?

Сформулированные тезисы о нравственности и экологии, связь с концепцией устойчивого развития.

  • Учащиеся работают в группах, учителя выступают в роли консультантов.

5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление («Включение нового знания в систему знаний») (10 мин)

  • Этап презентации и дискуссии.
  • Каждая группа представляет результаты своей работы (до 2 минут на выступление).
  • Учитель биологии комментирует и дополняет выводы групп 1 и 2: «История платоновского цветка — это художественное, но очень точное описание борьбы за существование, адаптаций и процессов жизнедеятельности растений».
  • Учитель литературы комментирует и дополняет выводы групп 3 и 4: «Глубокое понимание жизни природы позволило Платонову через реальные биологические процессы создать мощный метафорический образ стойкости, трудолюбия и надежды».
  • Организуется дискуссия: Ответ на главный вопрос урока: «Могла ли эта история произойти на самом деле?» (Вывод: биологическая основа реальна, а художественное преувеличение и олицетворение помогают раскрыть глубокий смысл).

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (5 мин)

  • Творческое задание «Синквейн о Цветке»:
    Учащиеся индивидуально или в парах составляют синквейн, объединяющий оба взгляда на цветок.
  • 1 строка: Цветок (существительное)
  • 2 строка: Живой, упорный (2 прилагательных, можно разделить: биол./лит.)
  • 3 строка: Растет, фотосинтезирует, борется (3 глагола, можно разделить: биол./лит.)
  • 4 строка: Живой организм, преодолевающий невзгоды (фраза, выражающая суть)
  • 5 строка: Жизнь (резюме, синоним)
  • Обсуждение: Несколько учащихся зачитывают свои синквейны. Учителя подводят итог, отмечая, как ученикам удалось соединить научный и художественный подходы.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин)

  • Учащимся предлагается на выбор:
  1. Биологическое: Исследовать, какие реальные растения-пионеры (камнеломки, очитки) могут жить в суровых условиях, и подготовить краткий доклад.
  2. Литературное: Написать эссе на тему «Чему меня научил “Неизвестный цветок” Платонова?».
  3. Творческое: Нарисовать иллюстрацию к повести, сочетающую художественную выразительность и биологическую достоверность растения.

Ключевые идеи для обсуждения на уроке:

  1. Борьба за жизнь: Цветок — это символ жизни, которая пробивается сквозь самые суровые условия вопреки всему.
  2. Труд и упорство: Цветок не просто «растет», он «трудится» день и ночь, чтобы выжить. Это центральная метафора произведения.
  3. Доброта и сострадание: Девочка Даша услышала зов о помощи и откликнулась. Ее поступок преображает не только цветок, но и весь пустырь.
  4. Преемственность и память: На следующий год на пустыре расцветает много цветов, но тот, первый, самый стойкий, виден сразу. Он передал свою жизненную силу и красоту потомству.
  5. Взаимосвязь всего живого: История показывает, как одно маленькое доброе дело может изменить целый мир (экосистему пустыря).

Группа 1: экологи-биологи

Задание: Найдите в тексте описание условий жизни цветка. Объясните, какие экологические факторы (абиотические, биотические) влияли на него

Андрей Платонов. НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда, и дети там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и между ними была сухая мертвая глина.Лишь один ветер гулял по пустырю. Как сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

Но одно семечко приютилось в лунке между камнем и глиной. Там приютилось немного росы, и семечко спряталось, как сирота. Оно лежало там много времени и томилось. Вот оно напиталось росой, распухло, лопнуло и выпустило из себя тонкие волоски корешка. Корешок впился в камень и в глину и стал расти. А над камнем и глиной поднялся маленький зеленый росток. У него были листочки из зеленого ситца, и на них была одна капля росы, как светлая слезинка. И когда цветок расцвел, он был похож на звезду.

Цветок всю ночь трудился: он жил и трудился для того, чтобы не умереть. Он должен был добывать себе пищу из пылинок, которые приносил ветер с черной, доброй земли. И эти пылинки лежали рядом с ним на серой глине. И цветок ночью сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она смачивала черенки листьев и стебель, и корень, и уходила в землю, чтобы напоить цветок.

Так он жил. Он трудился день и ночь, и ему было трудно. Но ему нужно было жить, и он терпел свою боль от голода и усталости. Один раз утром расцвела его верхушка — он стал цветком. Лепестки у него были простые, ясные и сильные, как у звезды. И он был похож на звезду, которая светила ему самому, потому что кроме него ничего не было на пустыре, и некому было любоваться им. Но он не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. А все-таки он постоянно старался расти, даже по сухой глине и без пищи. Так он и жил, маленький цветок, не знакомый никому.

Однажды летом девочка Даша проходила мимо того пустыря. Она жила в пионерском лагере, и утром она потеряла носовой платок и пошла искать его. Даша шла по пустырю и вдруг услышала голос. Кто-то позвал ее: «Дай… Дай… Дай…» Она оглянулась — и никого не было. Подумала: не показалось ли ей? Опять пошла дальше. И опять услышала: «Дай… Дай… Дай…» Она оглянулась и увидела маленький цветок. Он рос около камня. Цветок звал ее. Он просил у нее помощи. Он говорил: «Дай мне пить… Я больше не могу…»

Даша увидела, что земля на пустыре совсем сухая и твердая, а цветок жил один среди камня, и ему неоткуда было взять пищи. Он боролся со смертью, и Даше стало жаль его.

— Я тебе помогу, — сказала она.

Она ушла и принесла ведро воды. Она полила цветок. Потом она ушла в пионерский лагерь, позвала подруг и рассказала им про цветок. А на другой день все пионеры пришли на пустырь. Они принесли с собой лопаты, ведра и удобрение. Они вскопали землю вокруг цветка, удобрили ее и полили. Потом они пошли играть в другие игры, а Даша осталась с цветком. Она сидела около него и смотрела, как он пьет воду и растет.

На другой год Даша опять пришла на пустырь. Она увидела, что пустырь стал не пустырем. Он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. Цветов было так много, что они казались живым небом.

А тот цветок, который в прошлом году звал Дашу, поднялся выше других и был еще красивее. Он был похож на огонек, и от него исходил свет. Он открывал свои лепестки, и от них шел тихий звон, как от маленького колокольчика. И Даше показалось, что цветок зовет ее и благодарит.

Группа 2: Биологи-генетики

Задание: Объясните биологический смысл фразы: «Этот цветок всю ночь трудился…». О каких процессах (фотосинтез, дыхание) идет речь?

Группа 3: Литераторы-аналитики

Задание: Как Платонов, используя биологические детали, создает художественный образ? Каким он показывает цветок? Найдите ключевые слова и приемы.

Андрей Платонов. НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда, и дети там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и между ними была сухая мертвая глина.Лишь один ветер гулял по пустырю. Как сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

Но одно семечко приютилось в лунке между камнем и глиной. Там приютилось немного росы, и семечко спряталось, как сирота. Оно лежало там много времени и томилось. Вот оно напиталось росой, распухло, лопнуло и выпустило из себя тонкие волоски корешка. Корешок впился в камень и в глину и стал расти. А над камнем и глиной поднялся маленький зеленый росток. У него были листочки из зеленого ситца, и на них была одна капля росы, как светлая слезинка. И когда цветок расцвел, он был похож на звезду.

Цветок всю ночь трудился: он жил и трудился для того, чтобы не умереть. Он должен был добывать себе пищу из пылинок, которые приносил ветер с черной, доброй земли. И эти пылинки лежали рядом с ним на серой глине. И цветок ночью сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она смачивала черенки листьев и стебель, и корень, и уходила в землю, чтобы напоить цветок.

Так он жил. Он трудился день и ночь, и ему было трудно. Но ему нужно было жить, и он терпел свою боль от голода и усталости. Один раз утром расцвела его верхушка — он стал цветком. Лепестки у него были простые, ясные и сильные, как у звезды. И он был похож на звезду, которая светила ему самому, потому что кроме него ничего не было на пустыре, и некому было любоваться им. Но он не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. А все-таки он постоянно старался расти, даже по сухой глине и без пищи. Так он и жил, маленький цветок, не знакомый никому.

Однажды летом девочка Даша проходила мимо того пустыря. Она жила в пионерском лагере, и утром она потеряла носовой платок и пошла искать его. Даша шла по пустырю и вдруг услышала голос. Кто-то позвал ее: «Дай… Дай… Дай…» Она оглянулась — и никого не было. Подумала: не показалось ли ей? Опять пошла дальше. И опять услышала: «Дай… Дай… Дай…» Она оглянулась и увидела маленький цветок. Он рос около камня. Цветок звал ее. Он просил у нее помощи. Он говорил: «Дай мне пить… Я больше не могу…»

Даша увидела, что земля на пустыре совсем сухая и твердая, а цветок жил один среди камня, и ему неоткуда было взять пищи. Он боролся со смертью, и Даше стало жаль его.

— Я тебе помогу, — сказала она.

Она ушла и принесла ведро воды. Она полила цветок. Потом она ушла в пионерский лагерь, позвала подруг и рассказала им про цветок. А на другой день все пионеры пришли на пустырь. Они принесли с собой лопаты, ведра и удобрение. Они вскопали землю вокруг цветка, удобрили ее и полили. Потом они пошли играть в другие игры, а Даша осталась с цветком. Она сидела около него и смотрела, как он пьет воду и растет.

На другой год Даша опять пришла на пустырь. Она увидела, что пустырь стал не пустырем. Он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. Цветов было так много, что они казались живым небом.

А тот цветок, который в прошлом году звал Дашу, поднялся выше других и был еще красивее. Он был похож на огонек, и от него исходил свет. Он открывал свои лепестки, и от них шел тихий звон, как от маленького колокольчика. И Даше показалось, что цветок зовет ее и благодарит.

Группа 4: Философы-экологи

Задание: В чем главный нравственный и экологический смысл повести? Как поступок Даши связан с современными проблемами охраны природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь - какая сила?"

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь-какая сила" предназначен для учащихся профессионального училища специальности "Повар, кондитер". Данный урок создан 3 преподавателями: препод...

Конспект интегрированного урока на тему: "Вклад выдающихся английских ученых в истории мировой физики".

Данный материал можно использовать на уроках страноведения, фрагмента открытого урока....

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"

Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего ми...