Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока по теме: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
    план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

    Лилия Петровна Четверкина

    Урок проводится в течение 2 часов::40+40 минут.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по теме:

    Работа с текстами  научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"

    Урок проводится в течение 2 часов:40мин+40мин.

                                        Авторы конспекта: учитель русского языка и литературы Четверкина Лилия Петровна

     и

     учитель биологии Теричева Марина Александровна

    Тюмень 2019

    Цель: изучить влияние человека на биосферу

    Задачи:Образовательные - показать положительное и отрицательное влияние

                                     антропогенного фактора на состояние биосферы; выявить

                                     причины таких влияний; обратить внимание учащихся на

                                     исчезающие виды растений и животных; на опасность

                                     технологических и иных видов загрязнений для биосферы; совершенствовать умение анализировать текст, повторить особенности текстов разных типов и стилей, повторить языковые средства, используемые в текстах научного и художественного стилей;

    Воспитательные -  формировать экологическое мышление обучающихся;

                                     воспитание чувства ответственности человека за сохранение

                                     окружающей среды; способствовать  умению создавать собственный текст с использованием полученных клише

    Развивающие -       развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

                                     развитие интереса к предмету биология и литературным

                                     произведениям; совершенствование самоконтроля и

                                     взаимоконтроля;

    Ход урока

    1.Организационный момент .

     Учитель русского языка и литературы

    Здравствуйте ребята! Сегодня у вас пройдёт необычный интегрированный урок биологии и русского языка. В процессе повторения и  изучения нового материала мы с вами поработаем с разными видами текстов, что позволит вам успешно написать задание 15.2 по русскому языку, и задания экзамена по биологии. Вы будете работать в отдельных листах (индивидуально). Это вам поможет качественно выполнить домашнее задание.

     II. Актуализация знаний. 

    Для того чтобы понять и определить о чем же пойдет речь, вам необходимо просмотреть видео фрагмент, и ответить на этот вопрос после просмотра. 

    httphttps://youtu.be/soD1Vo-81Fw

    «Стон Земли». (читается вовремя ролика с появления «красота земли?» 55 сек)

    Выразительное чтение

    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет,

    Я так устала… Плоть моя покрыта

    Рубцами ран – живого места нет.

    Терзает сталь мое земное тело,

    И яды травят воды чистых рек,

    Всё то, что я имела и имею,

    Своим добром считает человек.

    Не потому ли, загораясь мщеньем,

    Я против сил безумных восстаю.

    И, сотрясая твердь землетрясеньем,

    На все обиды свой ответ даю.

    И не случайно грозные вулканы

    Выплескивают с лавой боль Земли…

    Очнитесь, Люди!

    Призовите страны,

    Чтобы меня от гибели спасти!

    Беседа фронтальная, управляющая активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

    Учитель русского языка:

     Вы услышали Стон Земли. От чего стонет Земля? О чем свидетельствуют услышанные вами строки?

    Ученики: о загрязнении окружающей среды

    Учитель русского языка: Кто наносит раны планете?

    Ученики: Всему виной человек.

    Учитель биологии: Верно. Но так как слово «Человек» – по-греч. "антропос", а окружающая среда объединяет все живое на Земле и называется биосферой, то как можно сформулировать тему урока?

    Учитель биологии: «Антропогенное воздействие на биосферу».

    Итак, ребята, мы свами определили тему услышанного текста, и сформулировали часть темы нашего интегрированного урока, что бы она прозвучала в полном объеме, ответьте мне еще на несколько вопросов.

    Учитель русского языка: Определите стиль услышанного текста? (в художественном)

     От чего зависит выбор стиля автором? (от речевой ситуации: Где? (обстановка)С кем? (1/много) Зачем?)

    Какова речевая ситуация для текстов художественного стилей?

    Для научного?

    Каковы особенности текстов данных стилей? (если учащиеся не могут самостоятельно ответить подсказки на слайде)

    Итак ребята давайте попробуем на основе полученной информации сформулировать тему урока.

    Тема: Работа с текстами  научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"

    Учитель биологии: Итак, понимая необходимость формирования грамотной и активной жизненной позиции в вопросах сохранении природы на земле, нам с вами, наверное, хочется узнать о характеристиках той угрозы, которую несет человек своим воздействием на биосферу. Итак, какова цель нашего урока?

    . Цель урока – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу, 

    -Создать творческую работу в научном стиле на основе художественного текста.

    На экране - тема и цель урока.

     б) Подбор эпиграфа к уроку.

    Учитель русского языка.        

    - Мы предлагаем вам выбрать эпиграф к уроку из предложенных на экране:

    «Природа… будит в нас потребность любви»

    Иван Тургенев

    «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»

     Федор Достоевский 

    Эпиграф:    «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»
    Иоганн Гёте

    Эпиграф:  «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская пословица)

    III. Фронтальный опрос:

    Учитель биологии

    • Давайте вспомним, что такое биосфера?
    • Кто создал учение о биосфере?
    • Вернадский В.И. же ввел понятие «ноосфера», что это такое?
    • несколько фактов воздействия человека на биосферу в Тюменской области. (учащиеся заранее готовят информацию на 2-3 мин.)

    - Да, к сожалению, в результате хозяйственной деятельности человека исчезают многие виды растений и животных. Что же на это воздействует в разных оболочках нашей земли, где присутствует биосфера мы сейчас выясним. (задание по рядам)

    Учитель русского языка

    Вы будете работать с текстами научного стиля ,по окончанию работы составляется кластер, на доске и на листах.

    1. Метеорологи:

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

    Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов, регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой для некоторых организмов (бактерий, насекомых, птиц).

    Человек «подогревает» атмосферу путём сожжения огромного количества угля, органического топлива, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице – оно свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но удерживает тепло, нагретой солнцем, поверхности Земли. Это повышает температуру атмосферы, создавая парниковый эффект.

    В атмосферу попадают фреоны, которые являются источником разрушения озонового слоя. Фреоны – это хлорфторуглероды, а хлор является катализатором расщепления озона. Озоновый слой защищает все живое на Земле от ультрафиолетового излучения и его уменьшение приведет к изменению климата.

    Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоту, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают в виде дождей, причиняя огромный вред лесным биоценозам.

    Ещё хочется сказать, что наступает весна! И скоро все начнут убирать территории, проводить субботники. Хочется напомнить, что нельзя сжигать прошлогоднюю листву и траву, так как в опавших листьях есть вредные вещества. И ни в коем случае нельзя сжигать одноразовую посуду, пластиковые бутылки, полиэтилен. В костре температура недостаточна для их полного сгорания и образуются густой черный дым, в нем содержится опасное канцерогенное вещество – бензоперен.

    2. Гидробиологи:

    Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.

    Экологические функции воды – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде, осуществляются основные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, важным источником природных ресурсов питания человека.

    Загрязнение вод:

    - физическое – вследствие увеличения в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);

    - химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.

    Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности плёнку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.

    Говоря о гидросфере, нельзя не сказать о нашем Вадском озере. Рассказать о состоянии Вадского озера в данный момент я попросила главного специалиста по экологии в Вадском районе Кулеву Н.В.  

    3. Агрономы:

    Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли.

    Одним из массовых загрязнений почвы являются твердые бытовые отходы.

    На каждого городского жителя в течение года образуется около 500 кг твердых

    бытовых отходов, из них 52 кг – полимерные.

    В настоящее время мы озабочены тем, что в Вадском районе планируют устроить полигон твердых бытовых отходов. Так как там близко расположены подземные воды, которые вливаются в реку Вадок, и поэтому пострадает вся водная система нашего района.

    Наиболее опасным является радиоактивное загрязнение почвы.

    На атомных электростанциях лишь 1% ядерного топлива превращается в

    тепловую энергию, а остальная часть (99%) выгружается из атомных

    реакторов в виде отходов. Встает проблема транспортировки и захоронения

    ядерных отходов. Проблема транспортировки радиоактивных отходов особенно

    актуальна для России.

    Дело в том, что построенные еще при СССР нашими специалистами атомные

    электростанции в других странах работают на нашем ядерном топливе,

    и мы должны увозить отработанные отходы. Получается весьма удручающая

    для России картина: электроэнергия остается для нужд страны-потребителя,

    а радиоактивные отходы возвращаются к нам. А ведь захоронение

    радиоактивных отходов – это, прежде всего временное их удаление, а что

    с ними произойдет через 50,100 лет?

    Таким образом, мы оставляем будущему поколению тяжелое наследие.

    I V.Работа с текстом художественного стиля

    Учитель русского языка и литературы.

    - Мы переходим к заключительному этапу нашего урока.

    Вы познакомились с текстами научного стиля. А сейчас поработаем с текстом художественного стиля.

    Ознакомьтесь с текстом (1 мин). Есть ли желающие прочитать его вслух выразительно.

    Текст для анализа

    1) Выросла рябинка при дороге. 2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. 3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. 4) Наступил август. 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костёр на юру. 7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья. 8) Шла мимо девочка. 9) Увидела рябинку, поахала. 10) – Возьму-ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. 12) И она была по-своему права. 13) Ехал на машине усатый дядька. 14) – Ух ты… 15) Прямо картинка… 16) Шикарно! 17) Он остановил машину, вылез из-за руля. 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. 19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. 20) Что ж, он был тоже по-своему прав. 21) Под вечер шли туристы. 22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! 25) Мы народ организованный, должны подавать пример… 26) Шёл в сумерках влюблённый. 27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. 28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту! 29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. 30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Всё равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется. 33) На другой день приехал хозяйственник. 34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку. 35) – Убрать. 36) Срубить. 37) А то весь вид портит. 38) И он был по-своему прав. 39) В этой истории все правы. 40) Виноватых нет. 41) Но и рябинки тоже нет.

    (По Н.Соколовой)

    Учитель русского языка:

    Определите тему, основную мысль.

     В каких словах она выражена?

    Докажите, что перед нами текст художественного стиля:

    1.Определите речевую ситуацию;

    2.Назовите какие языковые средства автор использовал?

    (частично отработка   задание 7 ОГЭ по версии 2020 года)

    Рябинка, веточка, деревце (суффикс уменьшительно-ласкательный)

    Частицы Возьму-ка, сумел-таки

    Междометия Ух ты, Чур, Шикарно!

    Олицетворения (пристроилась, протягивала свои добрые длинные листья)

    Сравнения (долговязая, как подросток; запылало, как костёр на юру добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.…)

    Метафоры (мотая на ветру кудрявой головой,  деревце запылало , горела одна-единственная яркая кисть …)

    Эпитеты ( долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой, добрые длинные листья)

    Использование диалога.

    Из-за чего погибла рябинка? (задание 15.2)

    На какие сферы воздействовал человек?

     Учитель биологии 

     Вы сейчас анализировали текст, используя знания русского языка и литературы.  А сейчас ответьте мне на вопросы используя знания биологии:

    - Какие группы экологических факторов в прочитанном тексте вы можете назвать, и как они влияют на рост рябинки?

    - Как взаимодействуют эти факторы между собой в прочитанном тексте, какой из них оказался решающим в судьбе деревца?

    - О воздействии человека, на какие  сферы идёт речь.

    V. Итоги урока. Домашнее задание.

    Учитель русского языка

    Хорошо ребята, вы молодцы справились с заданиями, мы вспомнили особенности текстов художественного и научного стилей,  проанализировали их.

    На их основе увидели, как происходит воздействие человека на биосферу.

     Итогом вашей работы будет создание творческой работы, которую вы должны написать в научном стиле, используя терминологию по биологии сегодняшнего урока. Вам в помощь клише для написания сочинения 15.2.

    Оцениваться ваша работа будет по русскому языку исходя из критериев оценки сочинение 15.2, по биологии будет рассматриваться содержание, использование в нем терминов, и знаний, полученных на уроке.

     VII.Рефлексия.

    Учитель русского языка

    Мы подошли к финалу сегодняшнего занятия и нам хотелось бы узнать, насколько полученная вами информация на уроке полезна и актуальна: если информация урока была для вас актуальна, вы вешаете гроздья на  деревце, если информация урока была неинтересна вам, вы были пассивны, гроздья рябины вы  вешаете  у подножия деревца.

     Ученики  вешают  гроздья рябины на её изображение

    И закончить нашу встречу мне хочется вот такими стихами

                                                          Береги природу.

    Чтоб радость завтрашнего дня

    Сумел ты ощутить.

    Должна быть чистою Земля

    И небо чистым быть.

    А Землю эту, не щадя.

    Терзал за веком век,

    И брал все только для себя

    «Разумный» человек.

    Сейчас же кинулись спасать

    «Природную среду»,

    Но почему ж так поздно мы

    Почуяли беду?

    Сквозь фабрик и заводов дым

    Нам трудно разглядеть

    Все те страданья, что Земле

    Приходится терпеть.

    Надолго ль хватит нам воды,

    Коль растворен в ней яд?

    Надолго ль хватит тех лесов.

    Где топоры стучат?

    Спасти поля, леса, луга

    И чистую гладь рек – всю Землю

    Можешь только ты,

    Разумный человек!

    Рабочий лист учащегося

    Тема урока:

    Эпиграф:

       

    Кластер:

     

    Текст для анализа

                         1) Выросла рябинка при дороге.

        2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. 3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        4)Наступил август. 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костёр на юру. 7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

        8) Шла мимо девочка.9) Увидела рябинку, поахала.

    10) – Возьму-ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

    12) И она была по-своему права.

       13) Ехал на машине усатый дядька.

    14) – Ух ты… 15) Прямо картинка… 16) Шикарно!

    17) Он остановил машину, вылез из-за руля. 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

    19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

    20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

       21) Под вечер шли туристы.

    22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! 25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

      26) Шёл в сумерках влюблённый.

    27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. 28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

    29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. 30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

    31) -Всё равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет…А Люсенька обрадуется.

      33) На другой день приехал хозяйственник.

    34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

    35) – Убрать. 36) Срубить. 37) А то весь вид портит.

    38) И он был по-своему прав.

      39) В этой истории все правы. 40) Виноватых нет. 41) Но и рябинки тоже нет.   (По Н.Соколовой)

    Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В этой истории все правы.  Виноватых нет.  Но и рябинки тоже нет.». О воздействии  человека на какие  сферы идёт речь.

    Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Клише для написания сочинения  15.2

    1 абзац (Вступление). 

    В высказывании … говорится о…

    На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)

    Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…

    Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…

    Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

    2 абзац (первый пример). 

    Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

    Обратимся к тексту…

    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

    Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…

    3 абзац (второй пример). 

    Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

    4 абзац (Вывод). 

    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Клише для написания сочинения  15.2

    1 абзац (Вступление). 

    В высказывании … говорится о…

    На мой взгляд, … (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)

    Анализируя предложенный (прочитанный) текст, я хочу сказать, что…

    Смысл данной фразы (//фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы// фрагмента текста)…

    Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

    2 абзац (первый пример). 

    Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

    Обратимся к тексту…

    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…

    Как справедливо замечено автором данного текста: «….»…

    3 абзац (второй пример). 

    Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

    Кроме того, в предложениях … говорится о… Это означает, что…

    4 абзац (Вывод). 

    Таким образом, итак, в заключение, как видим… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Итак, можно увидеть, что…(сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    В заключение хочется сказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Нам удалось доказать, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)

    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… (сообщаем дополнительную информацию// высказываем свою точку зрения)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

    Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

    ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ  ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЫ...

    Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

    Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

    Конспект бинарного урока по Обществознанию и МХК для 10 класса по теме «Искусство» (учебники: Обществознание, Мировая художественная культура )

    1. сформировать у обучающихся представление об искусстве и его значении в жизнедеятельности человека и общества2. охарактеризовать основные функции искусства.3. раскрыть содержание основных видов иску...

    Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

    Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...