Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
    методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему

    Костенко Марина Владимировна
    • интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    интегрированного урока

    по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника

    воину-победителю ст. Старокорсунской»

    в 8 классе

    учителя МОУ СОШ № 86

    Костенко М.В.

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с особенностями описания памятника скульптуры, подготовить к созданию текста-описания.
    2. Привести в систему умения учащихся:

    -  развитие навыков говорения ( избегание прерывистости, интонационной нерасчленённости, монотонности речи);

    - упражнение-активизация в подборе слов ассоциаций4

    - отбор материалов к сочинению;

    - составление композиционной схемы-плана сочинения.

    3. Обогащение лексики: пьедестал, постамент, обелиск, вандализм, ярус. кощунственный

    4. Воспитывать интерес и любовь к искусству, родному языку, повышать общую культуру учащихся.

    5. Расширять знания учащихся об истории своей малой родины

    6. Развивать творческие способности школьников.

    Оборудование: на доске иллюстрации-изображения памятника советскому воину в разных ракурсах; слова- карточки « постамент», «пьедестал», «ярус», «обелиск», «вандализм»

    У каждого учащегося на парте раздаточный материал: небольшие иллюстрации , описание памятника.

    Эпиграф к уроку

    «Берегите свои памятники, счастливые потомки великих строителей. Берегите их, они…наполнят ваши сердца гордостью» (И. Грабарь).

    Ход урока:

    I .Организационный момент.

    II.Сообщение цели урока.

    -Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы – сочинению-описанию скульптурного памятника – памятника советскому воину, который находится в парке нашей станицы. Наш урок будет посвящён подготовке к созданию текста описания.

    III.Лексико-орфографическая работа.

    Составьте словарный диктант из слов, лексические значения которых сейчас прозвучат. (Все значения даны по словарю С.И. Ожегова или Словарю иностранных слов.)

    – Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки (скульптура)


    – скульптурное изображение человека или животных (
    статуя)

    – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-нибудь (памятник)

     
    – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба
    ( обелиск)

    – основание памятника, колонны, статуи (постамент)


    – подножие статуи
    (пьедестал)


    – большой памятник
    (монумент)


    - ряд горизонтально расположенных предметов (ярус)

    Запишите красиво слово ПАМЯТНИК. В столбик под ним запишите слова, возникающие по ассоциации с этим словом. Прочитайте записанные слова

    IV.Проверка домашнего задания

    - Спасибо. Давайте теперь обсудим вопрос домашнего задания. Почему у человечества есть потребность создавать памятники? (зачтение 2-3 мини-сочинений).

     V.Знакомство с памятником советскому воину в парке станицы Старокорсунской

    - Познакомимся с памятником, который нам предстоит сегодня описывать.

    Это один из лучших памятников, поставленных в нашей станице. На доске мы видим его изображение в разных ракурсах.

    VI. Отбор материала к сочинению.

    - На дом было дано задание подобрать материал из истории создания этого памятника  (учащиеся по желанию отвечают), остальные делают записи.(По ходу ответов рассматриваем фото памятника в разные годы)

    Наша станица не столь велика, но, тем не менее, на её территории находится 5 памятников, сооружённых нашими односельчанами в честь различных исторических событий, происходивших здесь.

    Старейшим из памятников является памятник солдатам-победителям, воздвигнутый на братской могиле советских солдат. Погибших при освобождении станицы от немецко-фашистских захватчиков.

    Первоначальное захоронение погибших при штурме станицы находилось на территории бывшего колхоза «Красная Звезда». Местные жители в 1943 году похоронили солдат в братской могиле недалеко от места их гибели. А уже после освобождения станицы на могиле поставили деревянный обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Могилу обнесли деревянной оградой. Станичники свято чтили память о тех, кто отдал свою жизнь за их свободу: на месте захоронения всегда лежали живые цветы от благодарных сельчан.

    После Победы наша станица, как и вся наша страна, восставала из пепла, поднимая разрушенное войной хозяйство. В 1950 г. решено было перенести братскую могилу в центр станицы. В парк имени В.И. Ленина ( как он тогда назывался).

    В этом же братском захоронении были погребены местные жители, казненные белогвардейцами ещё в Гражданскую войну. На месте захоронения возвели памятник.

    Четыре ступеньки вели к постаменту, на котором на металлической плите была высечена надпись: «СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ  ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ В 1941-1945 ГГ.».  Венчала бетонный  постамент фигура солдата в каске и плащ-палатке за спиной, держащего автомат в правой руке, в левой сжимающего кулак в злобной ненависти к врагу.

    Слева и справа от памятника размещались две братские могилы, возле каждой из которых были привинчены плиты с надписями фамилий погибших. Вокруг памятник и братские могилы были обнесены сначала деревянной, а позднее металлической оградой.

    -Описание памятника мы найдём на партах (чтение, просмотр фото-раздаточного материала)

    В 1983 году несколько юношей, услышав рассказы о том, что будто бы внутри памятник полый, и в нем находится оружие, совершили акт вандализма, разрушив часть памятника. За свой кощунственный поступок они были наказаны по заслугам,

    Объясняем по ходу ответов  лексическое значение слов:

    Вандализм- бессмысленно жестокое разрушение исторических

    памятников и культурных ценностей, варварство;

    Кощунственный- оскорбительный по отношению к чему-либо или к кому-либо, почитаемому как святыне;

    но памятник пришлось перестраивать.

    Ступени, ведущие к постаменту, были убраны. Сам постамент стал состоять из 4-х различных по площади ярусов, выполненных из мрамора. А венчала его всё та же фигура солдата с автоматом в руке. Были переоборудованы и плиты, тем более, что к тому времени они уже пополнились новыми именами.

    Братские могилы ныне окаймлены мраморными плитами, а в центре них посажены цветы. Изгородь заменили цепями, прикованными к столбам, как символ нерушимости воинского братства. В таком виде памятник мы видим сейчас

    - Давайте с вами вспомним, какие события из истории станицы связаны с этим памятником, что происходит здесь в наши дни ( митинги, возложение, забота школьников)

    Здесь проводятся митинги, посвященные памятным датам из истории нашей станицы. У памятника собираются взрослые и дети, чтобы почтить память погибших. Здесь постоянно живые цветы, венки. Учащиеся МОУ СОШ № 85, за которыми закреплён памятник, строго следят за чистотой и порядком около монумента.    

    VII.Индивидуальная работа над планами сочинений.

    - Итак, составляем план сочинения:

     I.Для чего человечеству нужны памятники?

    II.Памятник советскому воину в центре станицы

    1. История возникновения воинского захоронения

    2.Появление памятника в парке станицы.

    3.Описание памятника, его преобразование

    III.Памятник в наши дни

    VIII. Работа над черновиками сочинений.

    IX. Подведение итогов.

    - Вспомните все этапы урока, прочтите ещё раз план сочинения, свои записи, материалы, подобранные дома.

    Объявление оценок за уро)

    X. Задание на дом: написать сочинение – описание ( тексты на дом не даются)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

    Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

    Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

    Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

    Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

    Урок русского языка в 8 классе по теме "Подготовка к сочинению - описанию достопримечательностей Казани"

    Данный урок направлен на подготовительную работу перед сочинением - описанием достопримечательности г.Казани.  Для описания выбраны станции Казанского метрополитена. В презентацию входят слайды с...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

    Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

    Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....

    Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

    Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....