Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
методическая разработка (русский язык, 8 класс) на тему

Костенко Марина Владимировна
  • интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного урока

по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника

воину-победителю ст. Старокорсунской»

в 8 классе

учителя МОУ СОШ № 86

Костенко М.В.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями описания памятника скульптуры, подготовить к созданию текста-описания.
  2. Привести в систему умения учащихся:

-  развитие навыков говорения ( избегание прерывистости, интонационной нерасчленённости, монотонности речи);

- упражнение-активизация в подборе слов ассоциаций4

- отбор материалов к сочинению;

- составление композиционной схемы-плана сочинения.

3. Обогащение лексики: пьедестал, постамент, обелиск, вандализм, ярус. кощунственный

4. Воспитывать интерес и любовь к искусству, родному языку, повышать общую культуру учащихся.

5. Расширять знания учащихся об истории своей малой родины

6. Развивать творческие способности школьников.

Оборудование: на доске иллюстрации-изображения памятника советскому воину в разных ракурсах; слова- карточки « постамент», «пьедестал», «ярус», «обелиск», «вандализм»

У каждого учащегося на парте раздаточный материал: небольшие иллюстрации , описание памятника.

Эпиграф к уроку

«Берегите свои памятники, счастливые потомки великих строителей. Берегите их, они…наполнят ваши сердца гордостью» (И. Грабарь).

Ход урока:

I .Организационный момент.

II.Сообщение цели урока.

-Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы – сочинению-описанию скульптурного памятника – памятника советскому воину, который находится в парке нашей станицы. Наш урок будет посвящён подготовке к созданию текста описания.

III.Лексико-орфографическая работа.

Составьте словарный диктант из слов, лексические значения которых сейчас прозвучат. (Все значения даны по словарю С.И. Ожегова или Словарю иностранных слов.)

– Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки (скульптура)


– скульптурное изображение человека или животных (
статуя)

– скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-нибудь (памятник)

 
– памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба
( обелиск)

– основание памятника, колонны, статуи (постамент)


– подножие статуи
(пьедестал)


– большой памятник
(монумент)


- ряд горизонтально расположенных предметов (ярус)

Запишите красиво слово ПАМЯТНИК. В столбик под ним запишите слова, возникающие по ассоциации с этим словом. Прочитайте записанные слова

IV.Проверка домашнего задания

- Спасибо. Давайте теперь обсудим вопрос домашнего задания. Почему у человечества есть потребность создавать памятники? (зачтение 2-3 мини-сочинений).

 V.Знакомство с памятником советскому воину в парке станицы Старокорсунской

- Познакомимся с памятником, который нам предстоит сегодня описывать.

Это один из лучших памятников, поставленных в нашей станице. На доске мы видим его изображение в разных ракурсах.

VI. Отбор материала к сочинению.

- На дом было дано задание подобрать материал из истории создания этого памятника  (учащиеся по желанию отвечают), остальные делают записи.(По ходу ответов рассматриваем фото памятника в разные годы)

Наша станица не столь велика, но, тем не менее, на её территории находится 5 памятников, сооружённых нашими односельчанами в честь различных исторических событий, происходивших здесь.

Старейшим из памятников является памятник солдатам-победителям, воздвигнутый на братской могиле советских солдат. Погибших при освобождении станицы от немецко-фашистских захватчиков.

Первоначальное захоронение погибших при штурме станицы находилось на территории бывшего колхоза «Красная Звезда». Местные жители в 1943 году похоронили солдат в братской могиле недалеко от места их гибели. А уже после освобождения станицы на могиле поставили деревянный обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Могилу обнесли деревянной оградой. Станичники свято чтили память о тех, кто отдал свою жизнь за их свободу: на месте захоронения всегда лежали живые цветы от благодарных сельчан.

После Победы наша станица, как и вся наша страна, восставала из пепла, поднимая разрушенное войной хозяйство. В 1950 г. решено было перенести братскую могилу в центр станицы. В парк имени В.И. Ленина ( как он тогда назывался).

В этом же братском захоронении были погребены местные жители, казненные белогвардейцами ещё в Гражданскую войну. На месте захоронения возвели памятник.

Четыре ступеньки вели к постаменту, на котором на металлической плите была высечена надпись: «СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ  ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ В 1941-1945 ГГ.».  Венчала бетонный  постамент фигура солдата в каске и плащ-палатке за спиной, держащего автомат в правой руке, в левой сжимающего кулак в злобной ненависти к врагу.

Слева и справа от памятника размещались две братские могилы, возле каждой из которых были привинчены плиты с надписями фамилий погибших. Вокруг памятник и братские могилы были обнесены сначала деревянной, а позднее металлической оградой.

-Описание памятника мы найдём на партах (чтение, просмотр фото-раздаточного материала)

В 1983 году несколько юношей, услышав рассказы о том, что будто бы внутри памятник полый, и в нем находится оружие, совершили акт вандализма, разрушив часть памятника. За свой кощунственный поступок они были наказаны по заслугам,

Объясняем по ходу ответов  лексическое значение слов:

Вандализм- бессмысленно жестокое разрушение исторических

памятников и культурных ценностей, варварство;

Кощунственный- оскорбительный по отношению к чему-либо или к кому-либо, почитаемому как святыне;

но памятник пришлось перестраивать.

Ступени, ведущие к постаменту, были убраны. Сам постамент стал состоять из 4-х различных по площади ярусов, выполненных из мрамора. А венчала его всё та же фигура солдата с автоматом в руке. Были переоборудованы и плиты, тем более, что к тому времени они уже пополнились новыми именами.

Братские могилы ныне окаймлены мраморными плитами, а в центре них посажены цветы. Изгородь заменили цепями, прикованными к столбам, как символ нерушимости воинского братства. В таком виде памятник мы видим сейчас

- Давайте с вами вспомним, какие события из истории станицы связаны с этим памятником, что происходит здесь в наши дни ( митинги, возложение, забота школьников)

Здесь проводятся митинги, посвященные памятным датам из истории нашей станицы. У памятника собираются взрослые и дети, чтобы почтить память погибших. Здесь постоянно живые цветы, венки. Учащиеся МОУ СОШ № 85, за которыми закреплён памятник, строго следят за чистотой и порядком около монумента.    

VII.Индивидуальная работа над планами сочинений.

- Итак, составляем план сочинения:

 I.Для чего человечеству нужны памятники?

II.Памятник советскому воину в центре станицы

1. История возникновения воинского захоронения

2.Появление памятника в парке станицы.

3.Описание памятника, его преобразование

III.Памятник в наши дни

VIII. Работа над черновиками сочинений.

IX. Подведение итогов.

- Вспомните все этапы урока, прочтите ещё раз план сочинения, свои записи, материалы, подобранные дома.

Объявление оценок за уро)

X. Задание на дом: написать сочинение – описание ( тексты на дом не даются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....

План-конспект урока на тему «Подготовка к сочинению-описанию Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)"

Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).Задачи:образовательные: познакомить с историей создания исторического памятника архит...

Открытый урок по теме: "Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений"

Тема:  Подготовка к сочинению-описанию  животного на основе личных впечатленийТип урока: Урок развития речи с применением технологии смыслового чтения.Цель урока: Цели урока:1. Познавательны...

Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»(интегрированный: +литература, изобразительное искусство)

Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».Это интегрированный урок -подготовка обучающих...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка  - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...