План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь - какая сила?"
план-конспект урока по теме

Старикова Татьяна Владимировна

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь-какая сила" предназначен для учащихся профессионального училища специальности "Повар, кондитер". Данный урок создан 3 преподавателями: преподаватель истории - Зиятдинова Алина Раифовна, кулинарии - Писковий Наталья Михайловна, английского языка - Старикова Татьяна Владимировна. Соответственно урок основан на знаниях истории, кулинарии и английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект интегрированного урока

Тема урока: «Чай не пьешь - какая сила?..»

Профессия: Повар, кондитер.

Тема программы: Напитки

Цель урока: научиться правильной технологии заваривания чая, узнать о его составе и пользе для человека, а также познакомиться с особенностями чаепития в Англии и историей появления чая в России.

Тип урока: План изучения нового материала.

Организационные формы: групповое обучение.

Методы обучения: эвристический, стимулирования учебно-познавательной деятельности, развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Методическое оснащение: 

наглядное материал: сорта чая, виды чая, 2 чайных куста и листочки для рефлексии, стол с оборудованием для заварки чая, презентация

раздаточный  материал: листы рабочей тетради

оборудование: 3  компьютера, проектор

Межпредметные связи: история, английский язык.

Справочная литература: энциклопедии, учебники по кулинарии, сборники рецептур, Интернет.

Преподаватели: 

Писковий Наталья Михайловна - кулинария,

Зиятдинова Алина Раифовна - история,

Старикова Татьяна Владимировна – английский язык

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Начало урока

Организационный момент

























Сообщение темы и цели









(Звучит музыка, на слайде картина «Купчиха за чаем»)

Учитель 2  читает стихотворение:

Называют кто старым, кто древним напитком меня,

Я же крепок и свеж становлюсь с каждой новой заваркой,-

Так старинная песня, на струнах искусных звеня,

Открывается гранью, досель небывалой и яркой.

Что ни день, людям я отдаю аромат свой и пыл.

У крестьян и ученых - у всех доброй пользуюсь славой.

Поговорку: «Откуда взять сил, коли чаю не пил!»-

Сочинили в Сибири давно, а народ там не слабый.

После первого «здравствуй» и перед последним «прощай»

И почетного гостя, и путника, друга и брата

Везде и всюду чаем щедро поят.




Выходит учитель 1

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (После ответа появляется слайд с темой урока)

Тема сегодняшнего урока «Чай не пьешь - какая сила?»

Сегодня мы с вами научимся правильной технологии заваривания чая, узнаем о его составе и пользе для человека, а также познакомимся с особенностями чаепития в Англии и историей появления чая в России.

Заранее рассажены в 2 группы.


Слушают
























Отвечают



Слушают







Основная часть














Работа в группах с литературой и итренетом

(поиск ответов на вопросы)












Обсуждение1, 2, 3  вопросов




Беседа  об особенностях английского чаепития































































Обсуждение 4, 5 вопросов


Беседа  об истории появления чая в России
































































Беседа о сортах и видах чая
























































Работа в группах со сборниками рецептур

(заполнение схем № 1,2 «Технология заваривания чая»  в листах рабочей тетради)





Проверка схем






Применение знаний на практике. Заваривание чая.














Сравнение простого и пакетированного чая

(работа в группах с листами рабочей тетради)





Обсуждение качества пакетированного и обычного чая

        Сегодня у нас необычный урок. Знания вы будете добывать сами из различных источников: Интернета, различной литературы, сборника рецептур и из жизненного опыта. За каждую новую информацию группа будет получать один лист чайного куста (символический). В конце урока у ваших чайных кустов должно появиться множество свежих побегов. По ним мы определим какая из групп предложила больше информации о чае.

      Как вы наверное знаете из жизненного опыта, прежде чем чай попал в Россию, он прошел долгий путь.  Найдите ответы на следующие вопросы и укажите источник. На слайде вопросы:

История появления чая в Англии

Традиции чаепития в Англии

Время чаепития в Англии

История появления чая в России

Что означает выражение

      «пить чай по- купечески»

Время на поиск информации 5 минут.


Выходит учитель 3: Время подходит к концу. Заканчиваем поиск информации и переходим к обсуждению. (рассматривает первые 3 вопроса, дополняет, корректирует)

Именно Индия являлась тем местом, откуда англичане привозили чай. (слайд с изображением сбора чая в Индии) Позднее англичане научились выделывать из простого чайного листочка тысячи других сортов чая. И по праву, в наше время английский чай считается самым лучшим.

Английская кухня в традициях чаепития немного отличается от других стран.  Чай в Англии пьют с молоком и сахаром. При этом сначала наливают молоко, а затем чай. Эта традиция появилась в 17 веке, когда чай пили из фарфоровых кружек. Они казались настолько тонкими и хрупкими, что англичане боялись, что чашки треснут от горячего чая. Пьют чай и на завтрак и на обед и за ужином. По этому поводу английский писатель Генри Джеймс сказал:

«There are few hours in life more agreeable as the hour dedicated to the ceremony known as afternoon tea» (высказывание на слайде). Есть несколько часов в жизни наиболее приятных, таких как час посвящения себя церемонии, известной как полуденный чай.

В прошлом социальное положение человека определялось по тому, каким образом он обедал. Принимал ли он afternoon tea или high tea. (слова и пояснения к ним на слайде).

В какое время вы обычно пьете чай дома?

Между прочем, в прошлом afternoon tea был легкий и изящный прием пищи, который был в основном у аристократии с ее неторопливым образом жизни, а high tea был более существенным приемом пищи который включал в себя рыбу, мясо и хорошо удовлетворял потребности среднего класса и более низких сословий после длинного дня на работе. Ну а в наше время у англичан есть традиция, которая называется Five o’clock. (Слайд с переводом). В это время все англичане пьют чай и отдыхают.

Часто на упаковках вы можете видеть названия на английском языке: Greenfield tea, Lipton tea, Fruit tea. (показывает упаковки с названиями чая)  

Ответьте на вопрос. Что означают эти названия? 

Я думаю, сейчас вы без труда будете выбирать подходящий вам чай, даже если название этого чая на английском языке.


Выходит учитель 2: Какую информацию вы нашли по последним 2 вопросам. Ответьте на них.

Чай- один из древних напитков, подаренных миру. Родина чайного растения- юго-западный Китай.

Название «чай» происходит с китайского языка. «Ча»- означает молодой листочек. Так именно эта страна дала название напитку из сухих листьев. Затем чайные кусты стали выращивать в Японии, Индии, Грузии, на Цейлоне.

В России чай впервые появился более 300 лет назад, в 1638 году. (Слайд с датой). Посол Василий  Старков привез царю Михаилу Федоровичу богатые дары от монгольского правителя. Среди разнообразных вещей лежали 4 пуда аккуратных свертков сухого листа. Так в Москву пришел чай. Первый же чайный куст был высажен в 1818 году в Крыму, в Никитском ботаническом саду. В настоящее время чай выращивают в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае.

Как вы думаете, что означает выражение « чай по – купечески?» (Выражение на слайде)

В купеческой среде Москвы чаепитие проводилось с особым  размахом. Чай пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В каждом доме кипели самовары, и купцы с удовольствием пили чай, порою выпивали до 20 чашек. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем. Любили чай крепкий, горячий. От жидкого чая, «Сквозь  который Москву видать» купец отказывался. И еще они  купцы следили, чтоб чашку наливали полной, чтобы жизнь их была полной и богатой. Вот это и называли чаем по –купечески.

Какой город в 19 веке считался    

 « чайной столицей России»? 

г. Кунгур в 19 веке называли чайной столицей России. Основателем крупнейшей в России чайной торговли является Алексей Семенович Губкин (1816-1883) (Портрет на слайде) Он приступил к торговле чаем в 1840 году, когда этого напитка в России еще было мало. В августе 2007 года в г. Кунгуре   Пермского края открылся первый  в России музей купечества и памятник купцу – меценату А.С.Губкину, главному чайному торговцу в России.(Памятник на слайде)

Где находится это памятник? Памятник находится в центре города, недалеко от круглого магазина.

Выходит учитель 1:

Все это было в прошлом. В настоящее время существует более 1500 сортов чая. Сорт зависит от качества собранных листьев чая К высшим сортам относят самые молодые, нежные побеги, не загрубевшие от солнца листья, без деформаций и  высушенных не под прямыми солнечными лучами с соблюдением строгой технологии производства т.к. малейшее изменение приводит у ухудшению качества и сортности. (Слайд с изображением молодых побегов чая)

Кто знает,  как подразделяется чай по способу обработки?

Итак, По способу обработку чай делят на байховый (черный и зеленый), прессованный плиточный (черный и зеленый), кирпичный зеленый,  экстрагированный- который представляет собой концентрированный жидкий экстракт черного или зеленого чая. Кроме того,  чай  для разовой заварки и быстрорастворимый. (На блюдечке показывает черный и зеленый чай, на слайде – плиточный чай)

А как подразделяется чай по виду и размеру чаинок?

По виду и размеру чаинок чай вырабатывают крупный (листовой), мелкий, гранулированный. (На блюдечке показывает крупно-, мелколистовой чай и гранулированный.)

Напиток чая – один из самых распространенных на земле. Он удаляет жажду, снимает мышечную и нервную усталость, улучшает кровообращение и усталость.

Как вы думаете, от чего зависит аромат чая?

Аромат чая зависит от содержания в нем эфирных масел, которые улетучиваются при длительном нагревании. При правильной технологии приготовления чай  должен иметь полный букет – это и тонкий нежный аромат, приятный терпкий вкус, яркий прозрачный, однородный цвет, интенсивный настой, уборку ровную.

А какой вид чая вы пьете дома?

И как его завариваете?

Сейчас мы рассмотрим правильную технологию приготовления нескольких видов чая.

Откуда можно взять информацию о  технологии приготовлении чая?

У вас на столах у каждого есть листы рабочей тетради и сборники рецептур. Заполните в тетради  схемы «Технология заваривания чая» под номерами 1, 2. Время на выполнение задания 3 минуты.



Время истекло. Посмотрите на слайды со схемами.


Так ли у вас?

Если нет, исправьте свои ошибки.


Кто сможет показать нам,  как правильно заваривать чай, опираясь на схемы?

Прошу вас выйти и, заваривая чай, комментировать свои действия.

Пока чай настаивается, поясняет:

Подают чай в чашках или стаканах с подстаканниками. Можно подать сухим в пакетиках (по 2 гм.) и заваривают его в чашке крутым кипятком, выдерживают 2-3 минуты.

Нельзя добавлять сухой чай в заваренный, кипятить его и выдерживать более 1 часа, т.к. он приобретает неприятный запах, теряя свой аромат и вкус.

А теперь рассмотрим качество нашего заваренного чая и чая из пакетиков такого же сорта. Поставьте на столы заварочный чайники с чаем и стаканы с пакетированным чаем, и сравните их. Данные результатов запишите в таблицу рабочей тетради. Время на заполнение 1 минута.

Время закончилось. Проверяем.


Слушают














1 человек из каждой группы ищет ответы в Интернете, остальные - в энциклопедиях и учебниках.










Отвечают на первые 3 вопроса




Слушают, смотрят слайды



































Отвечают


Слушают




















Отвечают


Слушают






Отвечают



Слушают

























Отвечают



Слушают















Отвечают


Слушают, смотрят портрет











Смотрят на слайд с памятником


Отвечают

Слушают



Слушают, смотрят слайды














Отвечают


Слушают, смотрят наглядный материал











Отвечают




Смотрят наглядный материал








Отвечают


Слушают










Отвечают


Слушают



Отвечают


В группах ищут информацию о технологии заваривания чая и заполняют схемы


Смотрят на слайд с заполненными схемами

Отвечают

Исправляют ошибки

Поднимают руки



По 1 человеку от группы показывают процесс заваривания крупнолистового черного чая и пакетированного, а также зеленого и пакетированного чая, комментируя свои действия.



Пробуют чай, и после обсуждения записывают его характеристику в лист рабочей тетради.




Отвечают по 1 человеку от каждой группы


Итог урока

Рефлексия































Домашнее задание











Итог


Пришло время подвести итоги.

Посмотрим, сколько молодых побегов появилось на ваших чайных кустах (Смотрим чайные кусты, которые прикреплены к доске на магниты.) Молодцы!

Но нам бы хотелось отметить качество работы на уроке каждой группы. Учитель 1: за самую интересную информацию и креативность. Учитель 2: за активность и толерантность. Учитель 3: за сообразительность и мобильность. (крепят свои листочки).

Учитель 1. А теперь посмотрите, чей чайный куст самый пышный?

Эти кусты показывают работу ваших групп.

А какова ваша личная роль каждого в этом?

Оцените себя сами по 5 –ти бальной системе.

Кто оценил себя на  «Отлично» поднимите руки.

Кто оценил себя на «Хорошо» поднимите руки.

Почему вы не дали себе наивысшую оценку?

Учитель 2. Что нового сегодня на уроке вы узнали?


Запишите домашнее задание.

(на слайде) Оно будет дифференцированное. Дать характеристику других любых видов чая, которые мы не рассматривали на уроке.


На оценку 5- трем видам чая

На оценку 4 - двум видам чая



Выходит учитель 2: Вернемся к теме нашего урока. Как она звучала?

(После ответа слайд с темой)

Действительно, правильно заваренный чай не только вкусный и ароматный напиток, но и оздоровительное средство. (Включается музыка, которая была вначале урока)

Ободрить, силу дать

Чашка чая способна

Чашка крепкого чая

Бальзаму подобна.

Чай душистый больному

Несет исцеленье –

Если чай приготовлен

Правильно, с уменьем.

На слайде: урок закончен, спасибо за внимание.


Смотрят на чайные кусты





Слушают









Отвечают








Поднимают руки



Отвечают




Отвечают


Записывают домашнее задание












Отвечают


Слушают



Предварительный просмотр:

Лист рабочей тетради по предмету «Кулинария»

Тема: «Чай не пьешь – какая сила?»

Технология заваривания черного байхового чая                         Технология заваривания зеленого байхового чая

Обычный чай

Пакетированный чай

Вид чая

Цвет

Запах

Вкус

Вид чая

Цвет

Запах

Вкус

Черный байховый

Черный байховый

Зеленый байховый

Зеленый байховый

Таблица сравнения качества пакетированного и обычного чая



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современной системе образования необходимо более качественное обучение учащихся их будущей профессии. Для достижения этой цели используются современные формы обучения, педагогические технологии, направленные на реализацию принципов компетентностного подхода в образовании. Интегрированный урок – один из эффективных способов показать учащимся важность общеобразовательных предметов в овладении профессией. Кулинарией называют искусство приготовления пищи. Она имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов приготовления пищи разных народов, дошедшие до настоящего времени. Именно поэтому предмет кулинария необходимо изучать в комплексе с предметами история и английский язык. Искусство приготовления пищи уходит корнями в историю нашей страны, меняясь и совершенствуясь с каждой новой эпохой.  Английский язык занимает большое место в современной системе профессионального образования и кулинарии в том числе, так как есть много наименований продуктов и блюд английского происхождения.

Выбранная тема «Чай» в разделе «Напитки» требует качественной интеграции данных предметов, так как содержит не только технологию изготовления чая, но и его происхождение в разных странах и России. В русском чаепитии переплелись и восточные, и западные традиции. Тема позволяет воспитывать уважение к культуре чаепития других народов, затрагивает тему интернационализма. Важным направлением является воспитание такого качества, как  патриотизм, так как чайной столицей России в 19 веке считался город Кунгур.

Цель интегрированного урока по теме «Чай не пьешь – какая сила?..» -  формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии технологии приготовления разных видов чая.

Задачи:  1. создать условия для активной деятельности учащихся на уроке;

              2. Привить навыки самообразования через различные источники                информации;

               3. Развить у учащихся качества личности: устойчиво – познавательную мотивацию,  мобильность, креативность, инициативность, толерантность, сознательность, коммуникативность,  владение ИКТ и компьютерной техникой.

               4.  Воспитать культуру чаепития в России и Англии;

По окончании урока учащиеся должны знать: сорта и виды чая, его технологию приготовления, историю появления чая в России, особенности чаепития в Англии.

Учащиеся должны уметь: заваривать чай, соблюдая технологию, определять его качества органолептическим методом.

Для достижения поставленной цели и реализации задач были использованы следующие методы:  эвристический, стимулирования учебно-познавательной деятельности, развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся. Групповая форма обучения позволяет развить современные компетенции учащихся.

Диагностика полученных знаний отражена «молодыми побегами на чайных кустах». Это способствует психологической разгрузке учащихся после напряженной умственной деятельности. На уроке использована самооценка учащихся и оценка групп преподавателями для умения анализировать полученные знания на уроке. Атмосфера урока соответствовала русскому народному стилю, поэтому звучала русская народная музыка, использованы народные костюмы, показана сервировка стола с самоваром и баранками.  

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия "Полиглот".

План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия «Полиглот»(русский и английский языки) Классы: 6,7.Цель: пробудить интерес учащихся к изучению языков.Задачи: Образовательная: повторить и ...

План- конспект внеклассного интегрированного мероприятия " Рождество"( английский язык и православная культура)

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Учащиеся приобретают знания о культуре страны изучаемого языка и своей культуре....

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса

Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...