Терморегуляция организма. Закаливание
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Сформировать понятие о коже как органе терморегуляции, о терморегуляции как саморегулирующемся процессе, о закаливании организма.

Умение применять знания о теплорегуляции, методах закаливания в жизненных ситуациях.

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов, проведения сравнительной характеристики, анализа.

-Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи.

-Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела.

-Выяснить механизм теплорегуляции.

-Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

-Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

-Продолжить формирование умений связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл termoregulyatsiya_organizma._zakalivanie_.docx83.03 КБ

Предварительный просмотр:

Терморегуляция организма. Закаливание

Цель урока: Сформировать понятие о коже как органе терморегуляции, о терморегуляции как саморегулирующемся процессе, о закаливании организма.

Задачи урока:

Обучающие:

-Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи.

-Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела.

-Выяснить механизм теплорегуляции.

-Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

Развивающие:

-Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

-Продолжить формирование умений связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации.

Воспитывающие:

-Прививать бережное отношение к своему здоровью.

-Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.

-Развивать чувство уважения к чужому мнению.

-Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение применять знания о теплорегуляции, методах закаливания в жизненных ситуациях.

Метапредметные:

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов, проведения сравнительной характеристики, анализа.

Личностные:

Регулятивные УУД:

- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные УУД:

- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Формы работы учащихся: работа в группах.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер,

телевизор,

ноутбуки

печатные материалы (рабочие листы)

салфетки в подставках

полиэтиленовые пакеты

верёвочки

светильники

цифровая лаборатория «Зарница»

Ход урока

1 Организационный момент.

Взаимное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Обратите внимание: к нам приехали гости

Дети: (обернуться, посмотреть)

I этап - Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель:

Ребята!

Давайте вспомним материал предыдущего урока

Для этого проведём небольшое самообследование.

У вас на столах лежат салфетки. Возьмите салфетку и крепко прижмите к лицу или крепко сожмите её в ладошке.

Затем рассмотрите салфетку.

Что вы наблюдаете?

Ответы учащихся: кожа выделяет жир (секрет) и пот (жидкость)

Этим мы можем наблюдать работу каких желёз?

Ответы учащихся: сальных и потовых

Учитель: А где в коже располагаются сальные и потовые железы?

Ответы учащихся: В собственно коже (дерме)

Они выделяют секрет, который смазывает кожу, смягчая её, защищая от пересыхания.

Потеем, если жарко.

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, какие функции выполняет наша кожа?

Ответы учащихся: Защитную, выделительную, рецепторную, участвует в теплорегуляции - Теплоотдача

Вы большие молодцы! И мы с вами идём дальше

II этап - Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель Создает проблемную ситуацию

Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов.

Но на практике этого не происходит. Температура тела не меняется.

  1. Почему температура тела не меняется?
  2. Что играет главную роль в теплоотдаче? В теплоотдаче главную роль играет кожа. Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается.
  3. Почему человек сохраняет тепло при изменении температуры окружающей среды?

Ответы учащихся - Предполагаемые ответы:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

Учитель: обобщает ответы учащихся:

Терморегуля́ция - это способность живых организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды значительно отличается.

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего урока: Терморегуляция организма.

Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:

Как происходит процесс терморегуляции?

III этап - Формирование новых знаний и умений

Учитель:

А для того, чтобы понять, как происходит процесс терморегуляции, мы с вами сейчас проведём лабораторную работу.

Помогать вам при работе с цифровой лабораторией будут учащиеся 11 класса-НАСТАВНИКИ

Обратите внимание: у вас на партах лежат рабочие листы, которые:

1. заполнить

2. при работе в ноутбуках, данные результатов сохраните в таблице XL и отправьте мне на рабочий стол

3. перед тем, как приступить к лабораторной работе, вам необходимо ознакомиться с инструкцией, в рабочих листах.

Итак, приступаем к выполнению лабораторной работы учащиеся проводят эксперимент с помощью цифровой лаборатории и инструктивной карточки «Выделительная и терморегуляторная функции кожи».

Примерное время проведения — 20 минут

Ответьте на вопросы

Осмотрите руку после снятия пакета, какая она? Ответ: Влажная

  1. Как изменилась температура и влажность во время проведения опыта?
  2. Почему повышается влажность в пакете в ходе опыта? Ответ: Влага испаряется через кожу, т.к. повышается температура внутри пакета.
  3. Почему повышается температура в пакете? Ответ: Пакет полиэтиленовый не пропускает воздух.
  4. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?

Ответ: Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота.

Ответ: Чем выше температура, тем теплоотдача и потоотделение выше.

Учитель: Вывод:

Терморегуляция – это процесс уравновешивания выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду.

  1. Как вы думаете: одежда из какой ткани натуральной или синтетической предпочтительней?

Учитель: А как терморегуляция поддерживается в организме?

Об этом вы узнаете из учебника на стр.263, по прочтению заполните таблицу в рабочем листе № 2.

Напишите в таблице, что будет происходить при раздражении теплового рецептора кожи, а что-при раздражении рецептора холода.

Заполняют таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

Рецепторы

Сосуды кожи

Потоотделение

Общий эффект

Холодовой

Тепловой

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Проверка заполнения таблицы.

Учитель:

Итак, прошу проанализировать:

К какому выводу вы пришли?

Какую роль играет кожа при поддержании терморегуляции в организме?

Рецепторы

Сосуды кожи

Потоотделение

Общий эффект

Холодовой

Сужаются

Снижается

Тепло сохраняется

Тепловой

Расширяются

Повышается

Тепло рассеивается

Ответы учащихся

1 ученик объясняет, что происходит при раздражении рецепторов холода,

И при раздражении тепловых рецепторов.

Учитель:

Наш организм это настоящее чудо, которое сотворила природа. Нам нужно только беречь и развивать это чудо.

И есть меры, которые помогают нам в этом.

Учитель:

Проблемный вопрос: Представьте себе, группа туристов из 8 человек на переходе попала в полосу дождя. Все промокли до нитки. Опасно простыть! Вода в 25 раз лучше проводит тепло, чем воздух и теплопроводность мокрой одежды велика. Но, заболел только один из группы.

Очень низкая или высокая температура окружающей среды одними людьми переносится хорошо, у других вызывает различные заболевания.

Как вы думаете почему?

Учащиеся высказываются. Говорят о том, что возможно один был болен, ослаблен или он был не закален.

Учитель:

Как вы думаете:

Что такое закаливание?

Что значит быть закаленным?

Чем полезно закаливание для человека?

Версии учащихся:

Закаливание помогает выдержать неблагоприятные условия.

Версии учащихся: Совершенствуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуляции, укрепляется иммунная система.

Учитель:

Закаливание организма — это система процедур, направленная на укрепление здоровья и иммунитета, а также на повышение сопротивляемости холоду и совершенствование системы терморегуляции человека.

Учитель: Какие способы закаливания вам известны?

Версии учащихся: водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

Учитель: Как правильно проводить закаливание?

Версии учащихся: Основные принципы закаливания:

Индивидуальность (подбор процедур под контролем врача),

Постепенность (постепенное увеличение дозировки),

Систематичность (многократное воздействие фактора).

IV этап - Закрепление.

Учитель: Итак

Что мы с вами сегодня изучили?

Ответы учащихся: Терморегуляция кожи и закаливании.

V этап - Рефлексия (2 мин)

Обсуждение успешности достижения целей.

- Чем полезно закаливание?

- А вы применяете какой – либо способ закаливания для себя лично?

VI этап – Домашнее задание на выбор:

  • Составить памятку «Правила закаливания» из 5 пунктов;
  • Составить кроссворд по изученной теме;
  • Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика»

Урок окончен.

Спасибо

Рабочие листы сдаём, рабочие места приводим в порядок.

Приложение № 1

Лабораторная работа

Выделительная и терморегуляторная функция кожи

Цель работы: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи, установить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды.

Схема экспериментальной установки

Оборудование и материалы

  • Портативный компьютер Датчик температуры Датчик влажности
  • Завязочки
  • Герметичный прозрачный пластиковый пакет.
  • Настольная лампа

Подготовка эксперимента

  1. Соберите установку опыта по приведенной схеме.
  2. Подсоедините датчики. Включите и запустите программу
  3. В программе установите параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки Проведение эксперимента
  1. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
  2. Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца,
  3. Записывайте данные в течение 4 минут в таблицу № 1.
  4. Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп на панели инструментов, сохраните данные опыта.
  5. Снимите пакет с ладони, извлеките датчики.
  6. Возьмите другой пакет и снова соберите установку
  7. Выполните новый опыт (с теми же параметрами).
  8. Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
  9. Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Включите лампу и приблизьте ее к пакету. Ведите запись данных в течение 4 минут.
  10. Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп на панели инструментов.
  11. Сохраните полученные результаты, нажав кнопку Сохранить.

Откройте файл первого эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.

Откройте файл второго эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.

Сравните влажность в конце первого и второго опытов:

Таблица № 1

Сравнительная таблица

Номер эксперимента

Температура

Влажность

В начале опыта

В конце опыта

В начале опыта

В конце опыта

Первый опыт

Второй опыт

1. Осмотрите руку после снятия пакета, какая она?

2. Как изменилась температура и влажность во время проведения опыта?

3. Почему повышается влажность в пакете в ходе опыта?

4. Почему повышается температура в пакете?

5. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?

6. Как вы думаете: одежда из какой ткани натуральной или синтетической предпочтительней?

Приложение № 2

Задание: Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

Напишите в таблице, что будет происходить при раздражении теплового рецептора кожи, а что-при раздражении холодового рецептора.

Рецепторы

Сосуды кожи

Потоотделение

Общий эффект

Холодовой

Тепловой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терморегуляция организма человека. Урок биологии в 8 классе

УУрок разработан по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова, на основе учебника "Биология. Человек. 8 класс". Урок сопровождается презентацией. Слайды используются на ур...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.

Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами,  схемами, решении биологических задач....

Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»

Данный урок  проводится вторым по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе. По программе  курса «Человек и его здоровье»(70 часов, 2 часа в неделю) В.В.Пасечник,2009г. Учебник «Био...

Конспект урока по биологии в 8 классе "Терморегуляция организма. Закаливание"

Урок формирует у учащихся ответственное отношение к своему здоровью. Вырабатывает навыки,  умения оказывать доврачебную помощь при перегреве организма. Знакомит с методами закаливания....

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"...