Терморегуляция организма. Закаливание
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Сформировать понятие о коже как органе терморегуляции, о терморегуляции как саморегулирующемся процессе, о закаливании организма.
Умение применять знания о теплорегуляции, методах закаливания в жизненных ситуациях.
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов, проведения сравнительной характеристики, анализа.
-Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи.
-Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела.
-Выяснить механизм теплорегуляции.
-Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
-Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
-Продолжить формирование умений связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Терморегуляция организма. Закаливание
Цель урока: Сформировать понятие о коже как органе терморегуляции, о терморегуляции как саморегулирующемся процессе, о закаливании организма.
Задачи урока:
Обучающие:
-Познакомиться с ролью кожи как органа теплоотдачи.
-Раскрыть условия сохранения постоянства температуры тела.
-Выяснить механизм теплорегуляции.
-Выяснить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
Развивающие:
-Продолжить развитие умений самостоятельно работать с текстом, рисунками, анализировать, делать выводы.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма.
-Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
-Продолжить формирование умений связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации.
Воспитывающие:
-Прививать бережное отношение к своему здоровью.
-Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
-Развивать чувство уважения к чужому мнению.
-Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение применять знания о теплорегуляции, методах закаливания в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов, проведения сравнительной характеристики, анализа.
Личностные:
Регулятивные УУД:
- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).
- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные УУД:
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Формы работы учащихся: работа в группах.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер,
телевизор,
ноутбуки
печатные материалы (рабочие листы)
салфетки в подставках
полиэтиленовые пакеты
верёвочки
светильники
цифровая лаборатория «Зарница»
Ход урока
1 Организационный момент.
Взаимное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Обратите внимание: к нам приехали гости
Дети: (обернуться, посмотреть)
I этап - Актуализация знаний и умений учащихся.
Учитель:
Ребята!
Давайте вспомним материал предыдущего урока
Для этого проведём небольшое самообследование.
У вас на столах лежат салфетки. Возьмите салфетку и крепко прижмите к лицу или крепко сожмите её в ладошке.
Затем рассмотрите салфетку.
Что вы наблюдаете?
Ответы учащихся: кожа выделяет жир (секрет) и пот (жидкость)
Этим мы можем наблюдать работу каких желёз?
Ответы учащихся: сальных и потовых
Учитель: А где в коже располагаются сальные и потовые железы?
Ответы учащихся: В собственно коже (дерме)
Они выделяют секрет, который смазывает кожу, смягчая её, защищая от пересыхания.
Потеем, если жарко.
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, какие функции выполняет наша кожа?
Ответы учащихся: Защитную, выделительную, рецепторную, участвует в теплорегуляции - Теплоотдача
Вы большие молодцы! И мы с вами идём дальше
II этап - Постановка темы, цели и задач урока.
Учитель Создает проблемную ситуацию
Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 градусов.
Но на практике этого не происходит. Температура тела не меняется.
- Почему температура тела не меняется?
- Что играет главную роль в теплоотдаче? В теплоотдаче главную роль играет кожа. Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается.
- Почему человек сохраняет тепло при изменении температуры окружающей среды?
Ответы учащихся - Предполагаемые ответы:
Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.
Учитель: обобщает ответы учащихся:
Терморегуля́ция - это способность живых организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды значительно отличается.
Учитель:
Тема нашего сегодняшнего урока: Терморегуляция организма.
Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Как происходит процесс терморегуляции?
III этап - Формирование новых знаний и умений
Учитель:
А для того, чтобы понять, как происходит процесс терморегуляции, мы с вами сейчас проведём лабораторную работу.
Помогать вам при работе с цифровой лабораторией будут учащиеся 11 класса-НАСТАВНИКИ
Обратите внимание: у вас на партах лежат рабочие листы, которые:
1. заполнить
2. при работе в ноутбуках, данные результатов сохраните в таблице XL и отправьте мне на рабочий стол
3. перед тем, как приступить к лабораторной работе, вам необходимо ознакомиться с инструкцией, в рабочих листах.
Итак, приступаем к выполнению лабораторной работы учащиеся проводят эксперимент с помощью цифровой лаборатории и инструктивной карточки «Выделительная и терморегуляторная функции кожи».
Примерное время проведения — 20 минут
Ответьте на вопросы
Осмотрите руку после снятия пакета, какая она? Ответ: Влажная
- Как изменилась температура и влажность во время проведения опыта?
- Почему повышается влажность в пакете в ходе опыта? Ответ: Влага испаряется через кожу, т.к. повышается температура внутри пакета.
- Почему повышается температура в пакете? Ответ: Пакет полиэтиленовый не пропускает воздух.
- Какое значение для организма имеет функция потоотделения?
Ответ: Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота.
Ответ: Чем выше температура, тем теплоотдача и потоотделение выше.
Учитель: Вывод:
Терморегуляция – это процесс уравновешивания выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду.
- Как вы думаете: одежда из какой ткани натуральной или синтетической предпочтительней?
Учитель: А как терморегуляция поддерживается в организме?
Об этом вы узнаете из учебника на стр.263, по прочтению заполните таблицу в рабочем листе № 2.
Напишите в таблице, что будет происходить при раздражении теплового рецептора кожи, а что-при раздражении рецептора холода.
Заполняют таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»
Рецепторы | Сосуды кожи | Потоотделение | Общий эффект |
Холодовой | |||
Тепловой |
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Проверка заполнения таблицы.
Учитель:
Итак, прошу проанализировать:
К какому выводу вы пришли?
Какую роль играет кожа при поддержании терморегуляции в организме?
Рецепторы | Сосуды кожи | Потоотделение | Общий эффект |
Холодовой | Сужаются | Снижается | Тепло сохраняется |
Тепловой | Расширяются | Повышается | Тепло рассеивается |
Ответы учащихся
1 ученик объясняет, что происходит при раздражении рецепторов холода,
И при раздражении тепловых рецепторов.
Учитель:
Наш организм это настоящее чудо, которое сотворила природа. Нам нужно только беречь и развивать это чудо.
И есть меры, которые помогают нам в этом.
Учитель:
Проблемный вопрос: Представьте себе, группа туристов из 8 человек на переходе попала в полосу дождя. Все промокли до нитки. Опасно простыть! Вода в 25 раз лучше проводит тепло, чем воздух и теплопроводность мокрой одежды велика. Но, заболел только один из группы.
Очень низкая или высокая температура окружающей среды одними людьми переносится хорошо, у других вызывает различные заболевания.
Как вы думаете почему?
Учащиеся высказываются. Говорят о том, что возможно один был болен, ослаблен или он был не закален.
Учитель:
Как вы думаете:
Что такое закаливание?
Что значит быть закаленным?
Чем полезно закаливание для человека?
Версии учащихся:
Закаливание помогает выдержать неблагоприятные условия.
Версии учащихся: Совершенствуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуляции, укрепляется иммунная система.
Учитель:
Закаливание организма — это система процедур, направленная на укрепление здоровья и иммунитета, а также на повышение сопротивляемости холоду и совершенствование системы терморегуляции человека.
Учитель: Какие способы закаливания вам известны?
Версии учащихся: водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.
Учитель: Как правильно проводить закаливание?
Версии учащихся: Основные принципы закаливания:
Индивидуальность (подбор процедур под контролем врача),
Постепенность (постепенное увеличение дозировки),
Систематичность (многократное воздействие фактора).
IV этап - Закрепление.
Учитель: Итак
Что мы с вами сегодня изучили?
Ответы учащихся: Терморегуляция кожи и закаливании.
V этап - Рефлексия (2 мин)
Обсуждение успешности достижения целей.
- Чем полезно закаливание?
- А вы применяете какой – либо способ закаливания для себя лично?
VI этап – Домашнее задание на выбор:
- Составить памятку «Правила закаливания» из 5 пунктов;
- Составить кроссворд по изученной теме;
- Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика»
Урок окончен.
Спасибо
Рабочие листы сдаём, рабочие места приводим в порядок.
Приложение № 1
Лабораторная работа
Выделительная и терморегуляторная функция кожи
Цель работы: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи, установить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды.
Схема экспериментальной установки
Оборудование и материалы
- Портативный компьютер Датчик температуры Датчик влажности
- Завязочки
- Герметичный прозрачный пластиковый пакет.
- Настольная лампа
Подготовка эксперимента
- Соберите установку опыта по приведенной схеме.
- Подсоедините датчики. Включите и запустите программу
- В программе установите параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки Проведение эксперимента
- Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
- Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца,
- Записывайте данные в течение 4 минут в таблицу № 1.
- Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп на панели инструментов, сохраните данные опыта.
- Снимите пакет с ладони, извлеките датчики.
- Возьмите другой пакет и снова соберите установку
- Выполните новый опыт (с теми же параметрами).
- Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
- Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Включите лампу и приблизьте ее к пакету. Ведите запись данных в течение 4 минут.
- Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп на панели инструментов.
- Сохраните полученные результаты, нажав кнопку Сохранить.
Откройте файл первого эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.
Откройте файл второго эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.
Сравните влажность в конце первого и второго опытов:
Таблица № 1
Сравнительная таблица
Номер эксперимента | Температура | Влажность | ||
В начале опыта | В конце опыта | В начале опыта | В конце опыта | |
Первый опыт | ||||
Второй опыт | ||||
1. Осмотрите руку после снятия пакета, какая она?
2. Как изменилась температура и влажность во время проведения опыта?
3. Почему повышается влажность в пакете в ходе опыта?
4. Почему повышается температура в пакете?
5. Какое значение для организма имеет функция потоотделения?
6. Как вы думаете: одежда из какой ткани натуральной или синтетической предпочтительней?
Приложение № 2
Задание: Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»
Напишите в таблице, что будет происходить при раздражении теплового рецептора кожи, а что-при раздражении холодового рецептора.
Рецепторы | Сосуды кожи | Потоотделение | Общий эффект |
Холодовой | |||
Тепловой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терморегуляция организма человека. Урок биологии в 8 классе
УУрок разработан по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова, на основе учебника "Биология. Человек. 8 класс". Урок сопровождается презентацией. Слайды используются на ур...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.
Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами, схемами, решении биологических задач....

Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»
Данный урок проводится вторым по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе. По программе курса «Человек и его здоровье»(70 часов, 2 часа в неделю) В.В.Пасечник,2009г. Учебник «Био...
Конспект урока по биологии в 8 классе "Терморегуляция организма. Закаливание"
Урок формирует у учащихся ответственное отношение к своему здоровью. Вырабатывает навыки, умения оказывать доврачебную помощь при перегреве организма. Знакомит с методами закаливания....

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"
План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"...
