практико- ориентированные задания
методическая разработка по биологии (9 класс)
практические задания для уроков биологии и химии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. 5, 6, 7, 8, 9 класс
2. Химия, биология, труд (технология), ОБЗР, обществознание, физическая культура, классные часы, внеклассные мероприятия по теме ЗОЖ, внеурочная деятельность, факультативы.
3. «Пищеварение в желудке», «Признаки химических реакций», «Мышцы. Работа мышц», «Осанка. Предупреждение плоскостопия», «Охрана здоровья», «Вредные привычки».
4. Химия, биология, труд (технология), ОБЗР, обществознание, физическая культура, классные часы, внеклассные мероприятия по теме ЗОЖ, внеурочная деятельность, факультативы.
5. Базовый уровень.
6. Живые системы.
7. Здоровье. Опасности и риски.
8. Компетенции:
Личностные: формирование правильного отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Метапредметные:
1. Регулятивные:
умение самостоятельно ставить цели, искать способы их достижения, искать доказательства естественно-научных утверждений, планировать ход действий, готовить все необходимое оборудование для опытов, рассчитывать время, требуемое на подготовку и проведение опыта, оценивать свои возможности, способности и знания;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные:
понимание особенностей естественно-научного исследования, сбор неопровержимых научных данных в ходе самостоятельно проведенного эксперимента, умение использовать свои знания на практике для решения жизненно- важных, бытовых вопросов, умение находить доступные материалы и способы для изучения проблемных вопросов экспериментальным способом, умение проводить правильно эксперименты и делать выводы, используя полученные в ходе опыта результаты, интерпретировать полученные данные, научно и доступно объяснять изученные явления ;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
4. Предметные:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
Задание 1
На основе, полученных знаний по школьной программе, предложите эффективные и доступные способы изучения процесса утомления мышц у подростков и меры, способствующие сохранению долгой работоспособности и ее восстановлению.
Критерии:
Учащиеся самостоятельно должны построить работу по плану, если что то упустили, учитель может подсказать и обратить внимание на изучение каждого из пунктов. Оборудование: гантели и прыгалки (из спортзала или из дома)
#1063;то такое утомление?
#1050;акая работа быстрее приводит к утомлению статическая или динамическая?
Несколько учащихся поднимают гантели разной массы, а другие их удерживают вытянутой рукой. При этом наблюдатели контролируют и записывают в таблицу время наступления утомления.
#1050;ак лучше распределять нагрузку во время работы?
4. Какого ритма придерживаться во время работы?
#1042;ыводы.
Задание 2
Предложите эффективные и доступные способы изучения влияния энергетических напитков на организм человека.
Критерии:
1. Проверить влияние энергетических напитков на органический субстрат:
а) комнатное растение;
б) аквариумную рыбку;
в) шерстяные и хлопковые ткани;
г) древесину;
Для контроля подвергать эти же субстраты действию воды и компота.
Задание 3
Предложите эффективные и доступные способы выявления нарушений осанки у подростка.
Критерии:
1. Стоя у стены проверить точки соприкосновения с стеной на наличие лордозов и кифозов.
2. Ровно встать и со стороны товарищи оценивают уровень линии плеч и симметричность расстояния от локтей ( руки опущены вдоль тела) до талии на наличие сколиозов. «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»
Цель работы: выявить зависимость утомления мышц от вида выполняемой работы.
1. Рука опускается через 22 секунды, дрожит через 38 секунд, опустилась через 48 секунд.
Сократить Перефразировать Добавить текст
2. Утомление наступило через 1 минуту 28 секунд.
Сократить Перефразировать Добавить текст
Вывод: при статической работе утомление мышц наступает быстрее, потому что вовлекаются все мышцы (удержание груза), нарушается кровоток. При динамической – медленнее, так как мышцы чередуются во время работы (опускание и поднимание груза), нарушение кровотока не происходит.
Сократить Перефразировать Добавить текст
№ 7.
«Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц»
1. Время наступления утомления: 53 секунды;
Сократить Перефразировать Добавить текст
2. Время наступления утомления: 49 секунд;
Сократить Перефразировать Добавить текст
3. Время наступления утомления: 42 секунд (утомление наступило быстрее, чем при первых двух испытаниях);
Сократить Перефразировать Добавить текст
Вывод: отдых нужен, чтобы восстановить работоспособность мышц. При активном отдыхе полноценный отдых невозможен. Чтобы полностью восстановить работоспособность мышц, необходимо полностью прекратить любую физическую деятельность.
Сократить Перефразировать Добавить текст
Есть ошибка? Сообщи нам!
№ 1.
«Нарушения опорно-двигательной системы и их профилактика»
Нарушения опорно-двигательной системы | Признаки | Меры профилактики и лечения |
Искривление позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) | Сведенные, опущенные плечи; впалая грудь, которая затрудняет работу внутренних органов; смещение внутренних органов; защемление спинно-мозговых нервов; боли в шее и спине. | Следить за осанкой во время ходьбы, работы за компьютером, за столом и т.д. Сократить Перефразировать Добавить текст Лечение при помощи укрепляющих гипсовых повязок, корсетов и особых физических упражнений Сократить Перефразировать Добавить текст |
Плоскостопие | Уплощение свода стопы; появляется быстрая усталость ног, сильные боли. | Ношение удобной обуви, ходьба босиком, выполнение специальных упражнений для укрепления мышц стопы. |
Выполните лабораторную работу «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»
Цель работы: ____ (описать)
Ход работы (описать)
1. Возьмите груз массой 2 кг (можно использовать пластиковую бутылку объёмом 2 л, наполненную водой) и держите его на вытянутой руке на уровне плеч. Заметьте время, когда рука начнёт опускаться, дрожать и совсем опустится. Наступило утомление. ____
2. После отдыха возьмите тот же груз в руку и поднимайте его на уровень плеч и опускайте вниз. Заметьте время наступления утомления в этом случае. ____
Сделайте вывод о скорости утомляемости мышц. _
Денис
31 марта, 2023
1 ответ
Правильный ответ
Цель работы: определить, как статическая и динамическая работа влияет на утомление мышц
Ход практической работы по биологии:
- С грузом 2 кг я продержал гирю 1 мин. Вначале рука была, неподвижна, под конец она начинала опускаться, я рывком её поднимал. Потом устал и опустил руку. Не удаюсь держать дольше. Вид утомления – утомление при статической работе.
- Груз массой 2 кг я смог поднимать с определенным ритмом 3 минуты. Такую работу выполнять проще и дольше. Вид утомления: утомление при динамической работе.
Статическая работа более утомительна, чем динамическая. При таком виде работы сокращается только одна группа мышц, поэтому напряжение развивается быстрее. При динамической работе происходит поочередная смена напряжения мышц-антагонистов, поэтому они успевают немного отдохнуть.
Вывод: для эффективной работы необходима смена деятельности, чтобы утомление развивалось медленнее.
Опубликовано 1 апреля, 2023
Оценить
Протокол проведения работы
Ход работы
- Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической.
Работа, связанная с удержанием определённой позы или груза, называется статической.
- Для проведения исследования необходимо выбрать испытуемого. Уточните, занимается ли испытуемый спортом.
I. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ
- Выполнение статической работы.
Поднять на вытянутой руке груз весом примерно 5 кг.
Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
Фиксировать время наступления утомления, когда рука начнёт дрожать и опускаться относительно отметки. - Повторите такую же работу с грузом весом 1 кг и 2 кг. Обязательно при этом надо делать перерывы для восстановления работы мышц.
- Результаты зафиксируйте в Таблице 1 (см. медиатеку проектного задания), а потом перенесите эти данные в анкету проектного задания.
II. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТМА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ УТОМЛЕНИЯ
- Выполнение динамической работы.
Для контроля за появлением утомления необходимо провести горизонтальную отметку мелом на доске или простым карандашом на стене.
Поднимать и опускать руку с грузом весом 2 кг в разных ритмах по очереди: медленный (6–10 сек), средний (3–5 сек), быстрый (1–3 сек). Амплитуда движения руки — от горизонтальной отметки до вертикального положения.
Между испытаниями с разной частотой выполнения необходимо делать перерыв для восстановления работы мышц (3–5 мин). Чистота эксперимента будет выше, если перед началом очередного задания боль в мышце пройдёт. Поэтому не стоит до полного изнеможения поднимать груз. Работоспособность мышц быстрее восстановится.
Фиксировать время наступления утомления.
Зафиксировать три результата развития утомления мышц при разных ритмах работы. - Результаты зафиксируйте в Таблице 2 (см. медиатеку проектного задания).
- По таблице определите стадии наступления утомления и зафиксируйте их при разных ритмах выполнения динамической работы в Таблице 3 (см. медиатеку проектного задания).
- Заполните анкету проектного задания.
Анализ общего результата
- Во вкладке «Результаты» ознакомьтесь с данными, полученными всеми участниками.
- Ответьте на вопросы во вкладке «Выводы».
- Комментируйте результаты проектного задания во вкладке «Обсуждение».
Техника безопасности
Исследования необходимо проводить под контролем взрослых.
Будьте аккуратны при использовании гирь (или другого груза) — не уроните их себе на ноги.
Не надо чрезмерно терпеть мышечную боль — при первых признаках сильных болевых ощущений в мышцах прекратите выполнение работы
Не делайте слишком резкие подъёмы руки с грузом — это может привести к растяжению или вывиху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированные задания по математике как средство повышения качества образованности.
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед школой остро встала и ...
Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения,...

Практико -ориентированные задания при обучении химии
Химия - одна из важных областей естествознания.Без знаний по химии, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии до...

Практико-ориентированные задания по химии.
Задачи практического характера по некоторым разделам химии....

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...

Выступление на ММО учителей математики. Разработка и использование практико-ориентированных заданий "Математика вокруг нас"
Данный материал представляет собой описание методического опыта учителя математики в новых условиях....

