Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)
статья по естествознанию по теме

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Сфера  образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, Системно-структурный подход в обучении",
которые обеспечивают "преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования

Основной мотив таких требований развитие личности, полученные в ходе обучения.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики – практико-ориентированное обучение как основа реализации системно-деятельного подхода курса естествознания.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

В данной работе решается проблема поиска эффективных путей формирования и развития личности в рамках системно-деятельного подхода учащихся в курсе естествознания который «обеспечивает»  преемственность и логическую последовательность учебного материала на старшей ступени образования.

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения в рамках системно-деятельного подхода заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содержание диплома12.19 КБ
Файл некоторые приложения16.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

11

1.1.Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового 

11

1.2.Структура построения урока, направленного на достижение планируемых результатов

22

1.3.Практико-ориентированные задания как условие формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках

30

Выводы по первой главе

39

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

41

2.1.Системно-деятельностный подход на различных формах учебных занятиях

41

2.2.Особенности составления и реализации практико-ориентированных заданий при обучении по предмету «Естествознанию»

54

2.3.Диагностика уровней сформированности у учащихся умения решать практико-ориентированные задачи в предмете «Естествознания»

62

Выводы по второй главе

69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

73

ПРИЛОЖЕНИЯ

77



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задача№1 В стратосфере на высоте 20-30 км. находится слой озона, защищающий Землю от мощного губительного ультрафиолетового излучения Солнца. На каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона приходится в среднем на одного человека?

Задача №2 Почему орел зоркий?

Цель :раскрытие химической сущности явлений в жизни животных.

Информация-подсказка. У орла содержание селена в сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене составляет 100 мг.

Задание: вычислите, сколько фисташек необходимо съедать ежесуточно, чтобы восполнить суточную потребность организма человека в селене, если в 100 г фисташек содержится 0,45 мг селена. (Ответ.2222 г.)

Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространении селена в природе.

Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление массы продукта по массе элемента.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в быту;

– умение устанавливать причинно-следственные связи;

– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

Образовательный продукт: подготовленное сообщение.

Задача № 3. Почему летом в очень жаркую погоду лучше поить кур не обычной, а газированной водой?

Информация-подсказка. У кур, в отличие от млекопитающих, нет потовых желез, поэтому в жаркую погоду теплообмен регулируется за счет повышения интенсивности дыхания, при этом из организма выделяется значительно больше углекислого газа, чем в прохладную погоду. Содержание углекислого газа в крови снижается, а это сказывается на прочности скорлупы (содержит СаСО3). Замена обычной воды на газированную позволяет несколько повысить содержание углекислого газа в организме и таким образом повлиять на прочность скорлупы.

Задание: составьте уравнение химической реакции, которая может привести к повышению прочности скорлупы. (Ответ. Ca2+ + H2O + CO2 → СаСО3 + 2Н+.)

Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Повышение прочности скорлупы».

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций, умение проводить эксперимент.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;

– умение устанавливать причинно-следственные связи;

– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

– умение проектировать имитационный опыт.

Образовательный продукт: план проведения имитационного опыта.

Задача№4. Зачем в городах озеленяют улицы, в парках специально высаживают деревья?

Информация-подсказка. В природных и технологических процессах расходуются огромные количества кислорода. Пока это количество составляет лишь несколько процентов от количества кислорода, выделяемого растениями суши. Снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе приведет к изменениям интенсивности процессов жизнедеятельности различных организмов, нарушению экологического баланса. Установлено, что четыре взрослых дерева (тополь, липа и т.п.) обеспечивают суточную потребность в кислороде одного человека. Взрослый человек потребляет в сутки около 700 г кислорода.

Задание: определите, сколько кислорода в среднем выделяет одно взрослое дерево. (Ответ. 700 г/4 = 175 г.)

Творческое задание. Нарисовать плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепить умения вычислять массу с использованием пропорций.

Формируемые общеучебные умения и навыки:

– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;

– умение устанавливать причинно-следственные связи;

– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

– умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.

Образовательный продукт: плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.

Информация-подсказка. У кур, в отличие от млекопитающих, нет потовых желез, поэтому в жаркую погоду теплообмен регулируется за счет повышения интенсивности дыхания, при этом из организма выделяется значительно больше углекислого газа, чем в прохладную погоду. Содержание углекислого газа в крови снижается, а это сказывается на прочности скорлупы (содержит СаСО3). Замена обычной воды на газированную позволяет несколько повысить содержание углекислого газа в организме и таким образом повлиять на прочность скорлупы.

Задание: составьте уравнение химической реакции, которая может привести к повышению прочности скорлупы. (Ответ. Ca2+ + H2O + CO2 → СаСО3 + 2Н+.)

Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Повышение прочности скорлупы».

Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций, умение проводить эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках естествознания

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГО...

Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода к изучению естествознания

По-прежнему изучение естествознания занимает лидирующую позицию.Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.Естествознание ц...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода на основе компетентностных заданий"

Мастер -класс на тему"Реализация системно -деятельностного подхода на основе компетентностных заданий".Смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию определен главной страте...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....