Реализация системно-деятельностного подхода на уроках естествознания
статья по естествознанию (5 класс) на тему

Хохлова Елена Николаевна

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. 

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Реализация СДП в обучении осуществляется через применение  следующих методов:

  • активных;
  • интерактивных;
  • исследовательских;
  • проектных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках естествознания.

Хохлова Елена Николаевна

Учитель биологии, ГБОУ СОШ №164

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. 

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Реализация СДП в обучении осуществляется через применение  следующих методов:

  • активных;
  • интерактивных;
  • исследовательских;
  • проектных. 

Курс «Естествознание. Введение в естественные науки» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, рассчитан для учащихся пятых классов, предполагает возможность в обучении применения всех известных методов реализации системно-деятельностного подхода.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — методы , позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Это могут быть: игры-соревнования, игры-обсуждения, семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса); практические занятия, исследовательские уроки, уроки- экскурсии и др.

Особый интерес и даже восторг вызывает у ребят проведение урока на улице. Это могут быть различные учебные игры, исследовательские работы, проведение эксперимента и т.д.

Например, в рамках темы «Методы изучения природы» ребята сами, в ходе выполнения несложных заданий вне стен школы (измерьте длину забора, высоту ступенек, свой рост, температуру воздуха, выбрав необходимый измерительный инструмент), знакомятся с таким методом изучения природы, как измерение, возможными способами измерения, измерительными  приборами, учатся определять цену деления измерительных приборов.

Модель учебного занятия в виде создания какой-либо игровой ситуации часто предлагают сами учащиеся. Так, при изучении раздела «Свет», ребята предложили игру «Мы- подводники», используя самодельные перископы.

Большую роль я отвожу проведению различных практических работ, опытов, экспериментов, в ходе которых ребята самостоятельно открывают новые знания, учатся применять их на практике. Такие формы активизируют познавательную деятельность, повышают интерес к предмету. Это могут быть практические работы по изготовлению каких-либо приборов, пособий, например, в рамках изучения темы  «Время и календарь», я предлагаю из пластиковых бутылок, скотча и мелкой соли, изготовить песочные часы с заданным интервалом времени. В ходе работы ребята знакомятся с различными способами и приборами измерения времени, с историей часов. Также для активизации интереса к изучаемым темам и для закрепления полученных знаний, можно, изучив строение вещества, изготовить с детьми из разноцветного пластилина модели молекул воды и углекислого газа; при изучении звуковых явлений- простейший нитяной телефон; световых явлений- камеру-обскура.

Конечно, различные опыты  и эксперименты, учитывая возрастную категорию учащихся,  вызывают у них повышенный интерес, побуждают их к самостоятельному поиску учебной информации, осмыслению ее. Так как я использую для проведения опытов и экспериментов простые, доступные и безопасные материалы, то все учащиеся в классе могут самостоятельно принять в них участие. Например, знакомясь с понятием химическая реакция, ребята демонстрируют различные химические реакции, надувая воздушный шарик смесью соды и уксуса или демонстрируют «космический картофель» синего цвета при взаимодействии с йодом. Это может быть и эксперимент «Что можно увидеть в микроскоп», «Как добыть немного электричества», «Видим ли мы свет», «Хитрая змея», «Извержение вулкана»  и др.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

При изучении большого объема информации, например, при изучении темы «Путешествие по материкам»,  в рамках интерактивных методов, я предпочитаю  использовать технологию «Зигзаг», в основе которой лежит идея взаимообучения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СДП очень часто лежат в основе проектной деятельности учащихся. Так, в рамках  раздела «Мир биологии» можно предложить ребятам определить значение воды и света в жизни растений, проведя исследовательскую работу «Семечко». Цель работы - проращивая семена (лучше крупных культур, например, гороха или подсолнечника) в различных условиях - на окне, в шкафу, в холодильнике, при различных условиях влажности, выяснить оптимальную степень освещенности и увлажнения для проращивания семян. Данная работа вызывает у ребят особый интерес - ведь здесь уже вовлекаются и родители, многие, во время летних каникул, высаживают растение в открытый грунт и наблюдают за развитием , исследуя различные аспекты жизни растений (например, созревают ли в наших широтах семена подсолнечника и от каких факторов это зависит).

ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ

 Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности.

Это могут быть практико-ориентированные проекты, нацеленные на социальные интересы участников проекта. Темы таких проектов могут быть самые разнообразные, например, проект «Звездный проект нашего класса» вызывает повышенный интерес у ребят, а значит и активно включает их в познавательную деятельность. Проект проводится в конце изучения раздела «Вселенная», в рамках темы «Созвездия». Конечный продукт этого проекта -  книга «Звездный портрет нашего класса», в которой собрана информация о зодиакальных созвездиях, их характеристиках, привязанных к конкретным ученикам. Хорошо заранее распечатать небольшие фотографии учеников класса, которые ребята размещают со своим знаком зодиака в книге, что делает их работы персонализированными. Также тему проекта можно разнообразить, включив астрологический прогноз для учителей или родителей,  разместив выполненный информационный плакат в стенах школы или класса.

Еще одним примером практико-ориентированного проекта может быть проект «Найди свой дом». Целью этого проекта является изучение социальной инфраструктуры микрорайона проживания участников проекта, заполнение «слепой» карты микрорайона названиями улиц и проспектов проживания, нанесение на карту социозначимых объектов, указание исторических этапов развития района и происхождение названий объектов.

Можно предложить ребятам также исследовательские проекты. Одним из таких проектов предлагается учащимся в самом начале курса естествознания при изучении темы «Науки о природе»-  «Я б в ученые пошел…». Конечный продукт данного проекта - пособие для библиотеки  об естественных науках.

Творческие проекты занимают особую роль в моей работе. В ходе работы над этими проектами ребята часто не могут ограничиться рамками конкретного проекта, возникает масса разносторонних вопросов и проблем, в итоге рождаются идеи новых проектов.

Так, проект «Мыло в нашей жизни», в рамках изучения раздела «Мир физики», знакомит ребят с особенностями такого знакомого всем предмета- мыла, историей его возникновения, разновидностях, назначении различных видов, и изготавливают на уроке мыло ручной работы. В ходе работы над данным проектом у детей возникает масса вопросов, что, в свою очередь, порождает идею нового проекта, так любимого детьми- «Мыльные пузыри».

Таким образом, описанные методы реализации системно-деятельностного подхода обеспечивают:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;
  • основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения,...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода к изучению естествознания

По-прежнему изучение естествознания занимает лидирующую позицию.Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.Естествознание ц...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...