Практико -ориентированные задания при обучении химии
учебно-методический материал по химии (10 класс) по теме

Ракчеева Наталия Александровна

Химия    - одна из важных областей естествознания.Без знаний по химии, невозможно  полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, критического мышления, трудолюбия и добросовестности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktiko-orientirovannye_zadaniya.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-ориентированные задания при обучении химии

Слайд 2

Химия - одна из важных областей естествознания. Без знаний по химии, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, критического мышления, трудолюбия и добросовестности.

Слайд 3

В настоящее время для подавляющей части обучающихся происходит снижение статуса естественнонаучных дисциплин, которые оценивают их как «бесполезные, рутинные и лишние, не имеющие ничего общего с жизнью».

Слайд 4

Часто задания по химии имеют низкий мотивирующий потенциал, поскольку никак не связаны с практикой, и, следовательно, могут формировать негативное отношение к дисциплине.

Слайд 5

При этом современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. А для этого необходимы задания, в которых химическая сторона явления показана не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями и сторонами жизни.

Слайд 6

Одним из способов решения этой проблемы являются практико-ориентированные задачи на занятиях химии.

Слайд 7

Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные.

Слайд 8

Теоретические. Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Как это можно объяснить? Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве.

Слайд 9

Экспериментально – теоретические Тема «Кислоты органические и неорганические». При взаимодействии соды с уксусной кислотой образуется углекислый газ, что который делает тесто пышным. Вопросы. 1.Какую формулу имеют сода, уксусная кислота и углекислый газ? 2.Определите тип химической реакции, протекающей при этом. 3.Проведите опыт и составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке хлеба с использованием соды. 4.Найдите в интернете или других источниках информацию, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом ? 5. Составьте схему «Применение соды в домашнем хозяйстве».

Слайд 10

Расчетные Тема «Карбоновые кислоты». Бензойная кислота. Клюква и брусника могут очень долго храниться в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23% (M = 122 г/моль).

Слайд 11

Расчетные. Тема «Карбоновые кислоты». Молочная кислота Промежуточным продуктом обмена у теплокровных животных является молочная кислота. Запах этой кислоты кровососущие насекомые улавливают на значительном расстоянии. Вопросы: 1. Почему насекомые ( комары) быстро находят свою жертву? 2.Установите формулу молочной кислоты, которая помогает насекомым находить теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 40,00%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. 3. Составьте структурную формулу молочной кислоты. Назовите кислоту по номенклатуре ИЮПАК. 4. На основании строения молочной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах. 5.Найдите в интернете или других источниках информацию о применении молочной кислоты.

Слайд 12

практико-ориентированные задачи, реализуемые в учебном процессе на занятиях химии, направлены на формирование ключевых и предметной компетентности обучающихся:

Слайд 13

Формируемые умения и навыки специальные химические: составлять уравнения реакций, выводить химические формулы, сравнивать исследуемые вещества, понимать роль химии в повседневной жизни и ее прикладное значение в жизни общества. общеучебные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе и быту; устанавливать причинно-следственные связи; создавать собственный интеллектуальный продукт; работать с различными источниками информации.

Слайд 14

Практико-ориентированные задачи служат инструментом измерения и оценивания химической компетентности обучающихся.

Слайд 15

Задача Большой популярностью среди туристов пользуются сталактитовые пещеры в горах Кавказа и Крыма, среди которых есть не пройденные до конца. Известняковые пещеры-лабиринты Крыма служили партизанам убежищем в период Великой Отечественной войны. Реакция превращения карбоната в бикарбонат обратима, поэтому на потолке известняковой пещеры из капли воды, насыщенной гидрокарбонатом кальция, выделяется диоксид углерода, и прежде чем капля успеет упасть вниз, часть растворенного гидрокарбоната превращается в твердый карбонат. Так зарождаются свисающие вниз сосульки сталактитов. Из воды, капающей со сталактита, на полу пещеры тоже осаждается карбонат кальция, и с течением времени навстречу свисающей сосульке поднимается такой же столб снизу – сталагмит. Вопросы. 1.Запищите химические формулы веществ: гидрокарбонат кальция, карбонат кальция, диоксид углерода. 2. Составьте схемы превращения веществ, о которых говорится в задаче. 3. Определите тип каждой химической реакции. 4. Сделайте вывод о свойствах солей угольной кислоты, их растворимости. 5. Сделайте сообщение о распространении солей угольной кислоты в природе.

Слайд 16

Выполнение задания предусматривает самостоятельный поиск знаний, работу с различными источниками информации, что позволяет оценивать не только химическую, но и надпредметную компетентность обучающихся.

Слайд 17

Оценивание выполнения задания осуществляется с диапазоном баллов от 0 до 3 : 0 баллов – обучающийся не смог сформулировать проблему, представленную в задании, не видит способов решения задачи; 1 балл – обучающийся чётко определил проблему, выдвигает предположения по направлениям её решения, но в результате низкого уровня предметных знаний не умеет осуществлять самостоятельный поиск необходимой для решения задачи информации; при выполнении допускает ошибки и получает неверный ответ;

Слайд 18

2 балла – обучающийся продемонстрировал хорошую теоретическую подготовку, однако деятельностная составляющая компетенций слабо развита, испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи или в их обосновании; в результате задание выполнено, но ответ неполный или имеются ошибки в решении. 3 балла – ответ полный и правильный, обучающийся демонстрирует сформированность как знаниевой, так и деятельностной стороны химической компетенции, имеющийся опыт выполнения практических задач, умение самостоятельно находить пути их решения.

Слайд 19

Использование практико-ориентированных задач помогает обучающимся раскрыть значение знаний по химии в понимании окружающего мира и в грамотном, научно обоснованном применении веществ.

Слайд 20

Опыт решения практико-ориентированных задач позволяет обучающимся составлять собственные задачи, которые включаются в содержание занятий химии, что повышает самооценку обучающихся.

Слайд 21

Идеи компетентностно-ориентированного обучения являются инновационными и требуют разработки технологий их формирования и оценивания. Данная задача особенно актуальна в настоящее время в связи с внедрением в образовательные учреждения ФГОС третьего поколения, предъявляющих качественно иные требования к уровню подготовки специалистов в системе СПО и НПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении химии позволяет сделать химию инструментом, с помощью которого школьник может объяснить мно...

Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах

Статус химии как непрофильной дисциплины превращает её в малозначимую науку для многих школьников. В работе рассматриваются возможности практико-ориентированных задач по химии для повышения интереса к...

Практико-ориентированный подход в обучении химии.Презентация.

Педагогическая мастерская учителя химии....

Практико-ориентированный подход в обучении химии.

Обмен опытом в воспитании и обучении.Применение практико- ориенттированного подхода в обучении химии....

Практико-ориентированный подход к обучению химии

Практико-ориентированные задачи направлены на формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей и умений.Метапредметные  умения – это использование приобретённых знаний в пр...

Практико-ориентированные задачи при обучении химии

Практико-ориентированные задачи при обучении химии...

Практико-ориентированные подход при обучении химии.

Практико-ориентированные подход при обучении химии....