РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования с использованием оборудования центра «Точка Роста» «Зеленая лаборатория» 5 – 9 классы
рабочая программа по биологии

ЮФРЯКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

с использованием оборудования центра «Точка Роста»

«Зеленая лаборатория»

5 – 9  классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_laboratoriya_2.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области

Управление образования и молодежной политики Тонкинского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердниковская основная школа»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «____» ___________2024г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Акулова В.В.

«____»_________2023

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Бердниковская ОШ»

___________ С.И. Соколов

Приказ №116 от

«28» августа  2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

с использованием оборудования центра «Точка Роста»

«Зеленая лаборатория»

5 – 9  классы

на 2024 – 2025 учебный год

                                       Автор-составитель:

Юфрякова Наталья Владимировна

учитель биологии.

с. Бердники 2024 г.

                                                  Пояснительная записка

Дополнительное образование является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом дополнительного образования является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и

преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе

учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе дополнительного образования, организованной при кабинете биологии.

Применение игровой методики для развития интеллекта позволит

школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных

соревнованиях.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами       МБОУ «Бердниковская ОШ»

Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся МБОУ «Бердниковская ОШ».

Задачи:

  • расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

  • развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
  • развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга

учащихся.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;

  • добровольное привлечение к процессу деятельности;

  • чередование коллективной и индивидуальной работы;

  • свободный выбор вида деятельности;

  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Метапредметные связи.

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Общая характеристика программы дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Зеленая лаборатория» носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских,

коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-

познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как  групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:

  • практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию

коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие

семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы

заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся с использованием оборудования центра «Точка Роста» по БИОЛОГИИ И  ХИМИИ.

Ценностные ориентиры содержания программы дополнительного образования.

В результате освоения программы «Зеленая лаборатория» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить

исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут

осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального

государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных

свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро- ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • использование справочной и дополнительной литературы;

  • владение цитированием и различными видами комментариев;

  • использование различных видов наблюдения;

  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;

  • проведение эксперимента;

  • использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы «Зеленая лаборатория:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом

информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Тема 1. Использование usb-микроскопа для изучения        

объектов (12 часов).

  1. Подготовка микроскопа
  2. Использование usb-микроскопа для изучения        5

объектов

  1. Строение растительной клетки
  2. Наблюдение  за  движением    цитоплазмы в клетке растений
  3. Изучение покровной ткани растений
  4. Изучение проводящей ткани органов растений
  5. Микроскопическое  строение  крови  человека

и лягушки

  1. Изучение   способов   движения   одноклеточных

животных

  1. Изучение  животных  тканей,  тканей  организма

человека на готовых микропрепаратах

  1. Плазмолиз  и  деплазмолиз  в  клетках  кожицы

лука репчатого

  1. Изучение микроскопического строения

плесневых грибов

  1. Изучение микроскопического строения зеленых

водорослей

     Тема 2. Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды.(13ч.)

  1. Определение относительной влажности воздуха

  2. Измерение влажности и температуры в разных зонах класса.

  3. Испарение воды листьями до и после полива

  4. Измерение уровня освещенности в различных зонах

  5. Исследование  естественной  освещенности помещения класса

  6. Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей.

  7. Определение температуры воздушной среды

  8. Измерение температуры остывающей воды в зависимости от времени

  9. Изучение температуры на различных участках тела человека

  10. Нарушение кровообращения при наложении жгута

  11. Изучение функций кожи с помощью температурного датчика и датчика влажности

  12. Влияние физических нагрузок на температуру тела человека

  13. Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде

Тема 3. Использование водородного показателя как

индикатора состояния среды живых организмов (6 часов)

  1. Анализ (изучение) ph среды почвы

  2. Анализ pн воды открытых водоемов

  3. Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны

  4. Определение показателя ph в гигиенических средствах

  5. Изучение процесса скисания молока с помощью показателей ph

  6. Сравнение pн пищевых продуктов и блюд

Предполагаемые результаты реализации программы

В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие  результаты:

  1. уровень результатов:

«Приобретение социальных знаний»

  1. личностные качества:

  • уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;

  • формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  1. универсальные способности

  • умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

опыт в проектно-исследовательской деятельности
-умение работать с разными источниками информации;

  • овладение составляющими исследовательской и научно-практической

деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

  1. уровень результатов:

«Формирование ценностного отношения к социальной реальности»

  1. личностные качества:

  • навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;

  • навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  1. универсальные способности:

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  1. опыт в проектно-исследовательской деятельности:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного  действия»

  1. личностные качества:

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  1. универсальные способности:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  1. опыт в проектно-исследовательской деятельности:

  • выражение в игровой деятельности своего отношения к природе

Обучающиеся смогут:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы дополнительного образования «Зеленая лаборатория»

Контроль и оценка результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы «Зеленая лаборатория» зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы дополнительного образования  будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Цель

Оборудование

1

Введение

1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ USB-МИКРОСКОПА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ        

ОБЪЕКТОВ

2

Подготовка микроскопа

1

цифровой USB-микроскоп к USB-порту ноутбука/ компьютера.

3

Приготовление и изучение препарата клеток чешуи луковицы лука репчатого

1

цифровой USB-микроскоп к USB-порту ноутбука/ компьютера

4

Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке растений

1

провести наблюдения за движением цитоплазмы

в клетках растений на примере клеток листа элодеи канадской.

ноутбук и USB-микроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, фильтровальная бумага, листья элодеи канадской, карандаш, учебник.

5

Изучение покровной ткани растений

1

изучить особенности строения покровной ткани растений на примере листьев комнатных растений - традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной.

ноутбук и USB-микроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, бумага, листья пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской.

6

Изучение проводящей ткани органов растений

1

изучить особенности строения проводящей ткани органов растений

ноутбук и USB-микроскоп, готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля березы, клевера, липы, листа камелии.

7

Микроскопическое строение крови человека и лягушки

1

изучение особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения выполняемой функцией.

ноутбук и USB-микроскоп, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки.

8

Изучение способов движения одноклеточных животных

1

изучить с помощью USB-микроскопа способы пере- движения одноклеточных животных в водной среде.

ноутбук и USB-микроскоп, предметное и по- кровное стекла, озерная вода (вода из вазы с цветами, из лужи или приготовленный раствор сена лугового).

9

Изучение животных тканей, тканей организма человека на готовых микропрепаратах

1

 ноутбук и USB-микроскоп, готовые микро- препараты тканей животных и человека (нервная ткань, железистый эпителий, мышечная ткань, жировая ткань).

познакомиться с морфологическими особенностями тканей животных и человека сравнить их.

10

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы

лука репчатого

1

ноутбук и USB-микроскоп, временный микропрепарат клеток кожицы лука репчатого, раствор хлорида натрия NaCl – поваренной соли,  дистиллированная  вода,  пипетка, фильтровальная бумага.

познакомиться с полупроницаемостью мембраны – ее основным свойством.

11

Изучение микроскопического строения плесневых грибов

1

познакомиться с микроскопическим строением плесневых грибов на примере мукора, пеницилла, аспергилла и дрожжей.

ноутбук и USB-микроскоп, временный микро- препарат плесени.

12

Изучение микроскопического строения зеленых водорослей

1

познакомиться с микроскопическим строением водо- рослей на примере спирогиры, улотрикса, хлореллы, хламидомонады.

ноутбук и USB-микроскоп, временный микро- препарат одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.

Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды

13

Определение относительной влажности воздуха

1

освоение методов определения относительной влажности на исследуемой территории.

датчик для измерения влажности, температурный датчик, ноутбук.

14

Измерение влажности и температуры

в разных зонах класса

1

определение и сравнение влажности и температуры

цифровой  мультидатчик,  датчики  температуры и влажности, ноутбук с соответствующим программным обеспечением

15

Испарение воды листьями до и после полива

1

исследование зависимости уровня испарения от влажности почвы.

цифровой мультидатчик, температурный дат- чик и датчик влажности.

16

Измерение уровня освещенности

в различных зонах

1

определение

ноутбук, датчик, фиксирующий изменение уровня освещенности.

17

Исследование естественной освещенности помещения класса

1

провести анализ уровня освещенности в школьных помещениях и на улице.

 ноутбук и датчик освещенности

18

Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей

1

обследование уровня освещенности рабочего места учащихся в школе.

беспроводной мультидатчик для проведения биологического мониторинга и датчик освещенности.

19

Определение температуры воздушной среды

1

определение температуры атмосферного воздуха

в разных селитебных зонах, сравнение полученных результатов.

температурный датчик и ноутбук.

20

Измерение температуры остывающей воды

в зависимости от времени

1

опытным путем установить зависимость скорости,

с которой остывает вода, от ее объема, по аналогии с остыванием всего объема воды в море и небольшой реке.

температурный датчик и ноутбук, емкости для воды (разной формы и глубины), мензурка (мерный цилиндр), масло подсолнечное и теплая вода.

21

Изучение температуры на различных участках тела человека

1

изучение процессов распределения температуры по кожному покрову человека.

 ноутбук и датчик температуры.

22

Нарушение кровообращения при наложении жгута

1

исследование терморегуляторной функции крови, обоснование негативного влияния прекращения  кровоснабжения на органы и ткани человека за счет передавливания артерий, построение графика взаимозависимости температуры кожи

и длительности наложения жгута.

цифровой мультидатчик, ноутбук и датчик температуры, тонкий шнур (прочная нить) длиной 40–60 см.

23

Изучение функций кожи

с помощью температурного датчика и датчика влажности

1

изучение функций кожного покрова – терморегуляторной и выделительной, установить взаимозависимость интенсивности потоотделения и температуры

температурный датчик, цифровой мультидатчик, датчик определения относительной влажности, тонкий 20-сантиметровый шнур или резиновое кольцо, пластиковый пакет, обеспечивающий герметичность, лампа с рефлектором.

24

Влияние физических нагрузок на температуру тела человека

1

изучение воздействия физических нагрузок

на распределение температуры кожного покрова человека.

ноутбук и температурный датчик.

25

Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде

1

определение теплового эффекта растворения гидроксида натрия NaOH, нитрата аммония NH4NO3 и хлорида железа (III) FeCl3.

цифровой мультидатчик, температурный датчик (также может быть использован датчик высокой температуры),

3 химических стакана на 50 мл, стеклянная палочка, емкость

Использование водородного показателя как индикатора состояния среды живых организмов

26

Анализ (изучение) ph среды почвы

1

определение характера среды (кислая, щелочная или нейтральная) разных видов почв, проанализировать пригодность этих почв для выращивания различных с/х растений.

программа «Цифровая лаборатория», установленная на ноутбуке, рН-датчик, температурный датчик и датчик влажности почвы, лабораторный штатив с муфтой

и  кольцом,  лабораторная  промывалка,  бумага  фильтровальная

и воронка, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана объемом 100–150 мл.

27

Анализ pн воды открытых водоемов

1

ознакомление с понятием «кислотность», определение

рН воды, взятой из различных источников.

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы.

28

Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны

1

ознакомиться с понятием «кислотность снега», пробы которого взяты на территории микрорайона.

 ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы.

29

Определение показателя ph в гигиенических средствах

1

 освоение методики определения рН, значение этих методов.

ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, чистая вода, мерные стаканы (8 шт.)

с растворами геля для душа различных марок, стаканы с дистиллированной водой (4 шт.).

30

Изучение процесса

скисания молока с помощью показателей ph

1

определение изменений рН молока, находящегося

в термосе порядка 30 часов (инкубационный период скисания молочного продукта).

ноутбук и датчик рН,  лабораторная  промывал- ка и фильтровальная бумага, термос на 1 литр (с пробкой, позволяющей загерметизировать провод рН-метра).

31

Сравнение pн пищевых продуктов и блюд

1

освоение методики определения показателя рН и его значение.

ноутбук, датчик рН, 5 мерных стаканов и чистая вода, сок яблока, сок моркови, молоко 2,5 % жирности, кефир 1,5 % жирности, компот из сухофруктов, борщ, картофельное пюре.

32

Защита работы.

1

33

Защита работы.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого;

34ч.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Буслаков В.В., А.В. Пынеев. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по БИОЛОГИИ с использованием оборудования центра «Точка Роста». Методическое пособие./ -М., 2021г. – 195с.
  2. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
  3. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
  4. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для        детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
  6. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra,2008.
  7. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  8. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки.

Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.

  1. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
  2. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.
  3. Плешаков А. А.        Зеленый дом. От земли  до неба А. А. Плешаков.

Москва .: Просвещение, 2008.

  1. Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии

// Просвещение. Москва.1971.

  1. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
  2. Хрестоматия по биологии: Бактери. Грибы.Растения/ Авт.-сост.

О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.

  1. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные:Книга для учителя.

– М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.

Оборудование и пособия к занятиям:

  • Оборудование по биологии и экологии центра «Точка Роста»
  • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
  • компьютер, мультимедийный проектор, DVD

Информационные источники, используемые при составлении программы:

Электронные учебники:

  1. Открытая биология. (библиотека ГИМЦ)
  2. 1С: Репетитор. Биология.

Интернет – адреса сайтов

- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru

Для учащихся и родителей:

Википедия        http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по

подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских

конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.konkurs.dnttm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»,

Программа разработана на основе программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. - 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакев...

Рабочая программа по предмету "Информатика" (с использованием оборудования центра «Точка роста»)

Использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия: -для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;-дл...

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...

Рабочая программа учебного курса «Биология» 5 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 5  класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...

Рабочая программа учебного курса «Биология» 6 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»

Рабочая программа учебного курса «Биология» 6  класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Химия вокруг нас» с использованием оборудования центра «Точки роста» на 2024-2025 учебный год.

Программа «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, так как она предполагает углубленное изучение органической и неорганической химии, решение экспериментальных и  р...