Дистанционный урок для 5 класса по теме "Глагол как часть речи"
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе 
Дата проведения: 23 апреля 
Тема урока: «Глагол как часть речи» (параграф 106) 
 

ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 

1) ПАРАГРАФ 106  на странице 97-98 
2) . Видеоурок >   https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=eJFBFsj3aoo&feature=emb_logo

ИЛИ  https://vk.com/video?z=video175567841_456239112%2Fpl_cat_updates

3) ТЕОРИЯ

Что такое глагол?

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Время глагола

Прочитайте предложение и поставьте вопросы от существительных к выделенным глаголам.

В  саду растут молодые яблони. А еще  пару лет назад здесь шумел раскидистый дуб.  Через месяц вдоль дорожек сада зацветут анютины глазки.

Яблони что делают? – растут, дуб что делал? – шумел, анютины глазки что сделают? – зацветут.

Чтобы узнать время глагола, нужно определить, когда происходят указанные действия относительно момента речи, то есть того момента, когда мы  об этом действии говорим.

Яблони что делают? – растут.

Данное действие происходит в момент речи, то есть сейчас, когда мы говорим об этом действии. Значит, перед нами глагол в форме настоящего времени.

Дуб что делал? – шумел.

Данное действие произошло до момента речи, то есть перед тем, как мы о нем рассказали. Шумел – глагол в форме прошедшего времени.

Анютины глазки что сделают? – зацветут.

Это действие будет происходить  после момента речи, то есть после того, как мы о нем скажем. Глагол зацветут употреблен в форме будущего времени.

Таким образом, время глагола определяется по вопросу.

 

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(я)  что делаю? (мы) что делаем?

(ты) что делаешь?

(вы) что делаете?

(он) что делает?

(они) что делают? 

(я, ты, он) что делал?

что сделал?

(мы, вы, они) что делали?

что сделали?

(я)  что сделаю? что буду делать? (мы) что сделаем?

что будем делать?

(ты) что сделаешь?

что будешь делать?

(вы) что сделаете?

что будете делать?

(он) что сделает?

что будет делать?

(они) что сделают?

что будут делать? 

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Для этой формы

не характерны изменяемые признаки: время, лицо, число, род. Вопросы неопределенной формы: что делать? (например, писать) что сделать? (например, написать)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: https://www.youtube.com/watch?time_continue=131&v=oKocMQ-jMyg&feature=emb_logo

ИЛИ

https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239109%2Fpl_175567841_-2

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.

 - Кто знает, от какого слова образовалось слово  «глагол»?

  • Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
  • Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».  Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
  • Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
  • Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: 
 УПРАЖНЕНИЕ 604 на стр. 97/письменно/


6. Домашняя работа: упражнение 606

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klass23.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе 
Дата проведения: 23 апреля 
Тема урока: «Глагол как часть речи» (параграф 106) 

ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 

1) ПАРАГРАФ 106  на странице 97-98 
2) . Видеоурок >   
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=eJFBFsj3aoo&feature=emb_logo

ИЛИ  https://vk.com/video?z=video175567841_456239112%2Fpl_cat_updates

3) ТЕОРИЯ

Что такое глагол?

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Время глагола

Прочитайте предложение и поставьте вопросы от существительных к выделенным глаголам.

В  саду https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/37495/a8a27be0_f15b_0130_2c52_22000a1c9e18.png молодые яблони. А еще  пару лет назад здесь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/37496/a9211420_f15b_0130_2c53_22000a1c9e18.png раскидистый дуб.  Через месяц вдоль дорожек сада https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/37497/a9986a60_f15b_0130_2c54_22000a1c9e18.png анютины глазки.

Яблони что делают? – растут, дуб что делал? – шумел, анютины глазки что сделают? – зацветут.

Чтобы узнать время глагола, нужно определить, когда происходят указанные действия относительно момента речи, то есть того момента, когда мы  об этом действии говорим.

Яблони что делают? – растут.

Данное действие происходит в момент речи, то есть сейчас, когда мы говорим об этом действии. Значит, перед нами глагол в форме настоящего времени.

Дуб что делал? – шумел.

Данное действие произошло до момента речи, то есть перед тем, как мы о нем рассказали. Шумел – глагол в форме прошедшего времени.

Анютины глазки что сделают? – зацветут.

Это действие будет происходить  после момента речи, то есть после того, как мы о нем скажем. Глагол зацветут употреблен в форме будущего времени.

Таким образом, время глагола определяется по вопросу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(я)  что делаю? (мы) что делаем?

(ты) что делаешь?

(вы) что делаете?

(он) что делает?

(они) что делают? 

(я, ты, он) что делал?

что сделал?

(мы, вы, они) что делали?

что сделали?

(я)  что сделаю? что буду делать? (мы) что сделаем?

что будем делать?

(ты) что сделаешь?

что будешь делать?

(вы) что сделаете?

что будете делать?

(он) что сделает?

что будет делать?

(они) что сделают?

что будут делать? 

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола. Для этой формы

не характерны изменяемые признаки: время, лицо, число, род. Вопросы неопределенной формы: что делать? (например, писать) что сделать? (например, написать)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: https://www.youtube.com/watch?time_continue=131&v=oKocMQ-jMyg&feature=emb_logo

ИЛИ

https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239109%2Fpl_175567841_-2

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.

 - Кто знает, от какого слова образовалось слово  «глагол»?

  • Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
  • Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».  Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
  • Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
  • Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: 
УПРАЖНЕНИЕ 604 на стр. 97/письменно/


6. Домашняя работа: упражнение 606


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....

Презентация для дистанционного занятия на базе ZOOM "Частица как часть речи"

Презентация содержит несколько предложений для проведения работы над ошиибками в диктанте по предлогу, а также новый материал по теме урока....