Как провести отличное онлайн-занятие
статья

Учителя в школах и университетах по всему миру уже десяток лет используют онлайн-уроки как альтернативу обычным занятиям. Насколько полноценна эта альтернатива — вопрос для совсем другой истории. Сегодня посвятим наше время тому, как сделать онлайн-занятие максимально насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_provesti_otlichnoe_onlayn.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Как провести отличное онлайн-занятие

Учителя в школах и университетах по всему миру уже десяток лет используют онлайн-уроки как альтернативу обычным занятиям. Насколько полноценна эта альтернатива — вопрос для совсем другой истории. Сегодня посвятим наше время тому, как сделать онлайн-занятие максимально насыщенным.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ?

Технически наше онлайн-занятие (вебинар) состоит из презентации, которая выполняет роль доски для преподавателя, и объяснения преподавателя, которое происходит посредством видеотрансляции. Преподавателю достаточно иметь web-камеру, микрофон (можно встроенный) и презентацию, по которой он будет вести урок. Для проведения своих онлайн-уроков мы используем платформу webinar.ru. Можно использовать и другую платформу для проведения вебинаров — вы легко сможете найти их аналоги, просто воспользовавшись поисковиком.

 Слева располагается виртуальная «доска», на которой выписывается решение заданий, а справа — преподаватель, который объясняет, как нужно решать задачу. Сервисы для проведения вебинаров также удобны тем, что ученики могут задавать вопросы в чате.

КАКИЕ ТРУДНОСТИ ЖДУТ НАС В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ?

  • Вовлечение учеников в процесс обучения

Самая главная трудность — это вовлечение учеников. Как сделать так, чтобы они посещали и конспектировал все занятия? Нам удалось довести процент посещаемости и решения домашнего задания в онлайн -формате до уровня обычных уроков.

Оказалось, это вполне достигаемо, если преподаватель не просто рассказывает свой замечательный материал, а постоянно обращается к ученикам. В «живом» классе каждый преподаватель задаёт вопросы, даёт самостоятельные задачи, вызывает к доске. В онлайн-формате мы можем делать то же самое, и это позволяет ученикам не «засыпать» и не отвлекаться. Назовите ученика по имени, попросите, чтобы он написал свой ответ в общий чат, и делайте это почаще. При таком подходе ученики не будут пролистывать новостную ленту в соседнем окне, поверьте.

  • Посещаемость

Контролируйте их посещаемость так же, как вы делаете это в живом классе. Если ученик пропустил занятие,обязательно свяжитесь с ним и узнайте, по какой причине это произошлои как ему можно восполнить этот пропуск (кстати, все онлайн-занятия автоматически записываются, поэтому ученику будет достаточно просто посмотреть урок в записи).

  • Уведомления

Не забывайте просто напомнить ученикам об уроке. Все привыкли, что нужно встать в 7:00, чтобы в 8:30 быть в школе на первом уроке. От такого ритма сложно отвыкнуть. Онлайн-занятие перед компьютером пока не вошло в привычку, и школьники могут просто забыть о намеченном уроке по тригонометрии. Поэтому просто предупредите об уроке (и напомните, что он обязательный для всех!).

КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ?

Отвечая на этот вопрос, важно помнить, что онлайн-занятие — это такое же занятие, которое вы привыкли вести в классе. А это значит, что вы можете и должны использовать все свои привычные и излюбленные приёмы.

Но онлайн-формат вместе с трудностями даёт и дополнительные инструменты. Например, в перерывах между занятиями (или на самом занятии) вы легко можете показать небольшой видеоролик по вашей теме (например, отрывок из фильма ВВС), и вам не придётся долго настраивать проектор, как это пришлось бы сделать в живом классе.

КАК ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ИЛИ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ?

Хотим сразу отметить, что провести контрольную работу так же строго и эффективно, как вы бы могли это сделать в классе, не получится. Но это не значит, что урок в онлайне автоматически превращается в примитивное начитывание материала. Вы можете включать режим тестирования — перед каждым учеником будет всплывать окно с заранее заготовленными вопросами. Важно, что вы сразу сможете видеть, какой ученик ответил верно, а какой совершил ошибку. Этот способ проверки удобен ещё и тем, что вам не придётся тратить время на проверку. Ответы сверяются с ключом автоматически, и вы можете потратить драгоценное время урока на разбор неверных заданий.

КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ?

Каждый учитель знает, что результат занятий становится значительно выше, если ученик повторяет материал и делает домашнее задание. Как мы уже писали выше, одна и трудностей онлайн-образования — вовлечь учеников в процесс обучения (например, на многих бесплатных курсах в интернете на последнее занятие приходит только 4% от записавшихся учеников. Остальные просто забрасывают это дело).

Можно ли избежать этого? Мы на своём опыте увидели, что это возможно. Для этого преподаватель может использовать социальные сети. Многие преподаватели создают для своих учеников тематические группы Вконтакте, где выкладывают интересные задачи и дополнительные домашние задания. Эту же группу вы можете использовать для поддержки ваших занятий. Там вы можете не только напоминать ученикам, что скоро начнётся урок (мы советуем напоминать за день до занятия и за 30 минут до его начала), но и выкладывать самые интересные моменты вебинара. К счастью, выложить часть презентации — совершенно несложное дело.

Очень надеемся, что всё больше учителей перестанут бояться онлайн-формата. И если вы любите вести уроки в обычном формате, онлайн-урок сможет стать для вас хорошим дополнением для того, чтобы на каникулах подтянуть отстающих учеников или детально разобрать более сложные задачи для ваших «олимпиадников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать онлайн-занятие?

Советы педагога-психолога, кандидата психологических наук Долиновой М. В....

Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»

Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда....

«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Презентация к семинару "Проведение синхронных онлайн-занятий с помощью Zoom и Discord"

Дистанционное обучение прошло вошло в современную жизнь. Для обучения учителей организации урока в виде Zoom - конференции рекомендую использовать приложенную презентацию. В ней описано большинство во...