Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»
методическая разработка

Феоктистова Людмила Николаевна

Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!

«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrabotka_rechevogo_dyhaniya.pptx2.48 МБ
Файл statya_rechevoe_dyhanie.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейное ресурсное объединение «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» 23.04.2020г « Развитие и выработка речевого дыхания при дизартрии» Учитель-логопед Феоктистова Людмила Николаевна

Слайд 2

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

Слайд 3

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей и людей с дизартрией эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь они делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Слайд 4

Спастичекая диплегия Сегодня мы поговорим о спастической дизартрии у детей с ДЦП. Самая распространённая форма ДЦП (известна под название синдрома Литтля ). Является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги), нижние конечности поражаются больше чем верхние. Двигательные нарушения: при сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах; при разгибании головы разгибание рук и сгибание ног; жесткая связь тонических рефлексов с мышцами приводит к формированию стойких патологических синергий (совместные согласованные сокращения различных мышечных групп); в тяжелой степени развиваются контрактуры и деформации во всех суставах нижних конечностей. Речевые нарушения: наблюдается дизартрия с преобладанием спастических явлений в мышцах – псевдобульбарная дизартрия ;

Слайд 5

Спастический вариант. Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами: гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц); тонус мягкого нёба нарушен; парез языка (спастический); состояние напряжённости губной мышцы. В связи с такими особенностями речь становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом. Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием. Разобрать речь ребенка сложно . Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Слайд 6

Спастическая форма дизартрии Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии При спастической форме дизартрии следует особенное внимание уделять мышечному тонусу артикуляционного аппарата. Задача состоит в том, чтобы во время массажа, лечебной физкультуры, процедур физиотерапии не вызвать нарастание мышечного тонуса. Все физические воздействия должны проходить на фоне расслабленной речедвигательной мускулатуры. В противном случае спровоцированная спастичность только усугубит состояние ребенка, а предпринятые коррекционные меры будут неэффективны и даже вредны.

Слайд 7

Выработка правильного дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя , выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 8

Дети, страдающие дизартрией , в большинстве случаев не умеют: плавно и глубоко дышать, рационально использовать выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т. д. Дети , имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда , чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от этого речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Слайд 9

Во время тренировочных упражнений поза ребенка должна занимать такое положение, при котором мышцы органов артикуляционного аппарата будут максимально расслаблены. Для детей со спастической формой дизартрии этот момент является наиболее важным, так как у них преобладает ключичное поверхностное дыхание. Наиболее удобное положение приобретается, если ребенок сидит с опущенными плечами, опершись на невысокий край стола локтями, и всем весом опирается подбородком на тыльные стороны ладоней. При такой позе снижается возможность спастичности мышечного тонуса в области лица и шеи, облегчается организация правильной работы дыхательных мышц.

Слайд 10

Все задания ребенок должен выполнять по подражанию. I .Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения: 1) вдох и выдох носом; 2) вдох и выдох ртом; 3) вдох ртом — выдох носом; 4) вдох носом — выдох ртом. По ходу выполнения этих упражнений необходимо осуществлять постоянный контроль, так как ребенку на первых этапах коррекции речевого дыхания еще трудно ощутить утечку воздушной струи через носовые проходы. Так, если при выдохе через рот часть воздуха проникает в нос, то нужно зажимать нос пальцами, далее ребенок сам сможет улавливать разницу в направлении воздушной струи.

Слайд 11

Тренируем плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например звука [т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения: «Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки. «Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос. «Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания. Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-ф-ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом — звуки [т-т-т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-с-с ].

Слайд 12

«Пауза». Логопед читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные звуки [па]. «Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу логопеда. «Грустный слоненок». Ребенку предлагается поднять голову вверх, вдохнуть ртом, опустить голову, выдохнуть через нос.

Слайд 13

1. Бык тупогуб , тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. 2. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт . 3. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!" Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Слайд 14

«Сом и соменок ». Используются два стакана с водой и две трубочки. Вместе с ребенком обыгрывается сказка следующего содержания: «Жил-был в реке огро -о- мный сом, и он пускал огро -о- мные пузыри, вот такие (через опущенную в стакан трубочку выпускает сильную струю воздуха). А у этого огромного сома был ма -а- ленький сыночек соменок, и он пускал малюю-ю- сенькие пузырьки, вот такие (логопед предлагается ребенку сделать маленькие пузырьки в стакане). Большой сом очень любил петь на рассвете, вот так (логопед выдувает большие пузыри), а маленький соменок любил ему подпевать, вот так (ребенок ровно и длительно выдыхает через трубочку).

Слайд 16

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи. В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А лександры Николаевны Стрельниковой . Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху . Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой , - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.



Предварительный просмотр:

 «Речевое дыхание у детей с дизартрией»

Из педагогической  практики учителя -логопеда ГКОУ СКОШИ №31

      Работа в коррекционной школе трудное, но очень увлекательное дело. Профессия логопеда делает тебя не только помощником, исследователем, творцом, но и учит вниманию даже к самым незначительным мелочам. Нарушения речи  у детей с ДЦП имеют свою специфику, они разнообразны и у каждого ребенка они свои особые. Конечно, похожие случаи есть, но все равно каждый индивидуален, к каждому нужен особый, только для него предназначенный подход. Речевой акт крайне сложный, и мы – люди говорящие легко и без труда, даже не представляем себе, сколько нужно усилий маленькому человеку, чтобы вступить с нами в общение. А начинается все с малого – правильного дыхания.

     В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют именно расстройства дыхания. Неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

      Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся друг с другом в процессе речевого высказывания. При дизартрии эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дети с данным нарушением речи делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка фразы. Нередко они говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха, что делает речь «захлебывающийся» не внятной.

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является более глубоким,  произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от этого речь становится нечеткой.  Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

   Во время тренировочных упражнений поза ребенка должна занимать такое положение, при котором мышцы органов артикуляционного аппарата будут максимально расслаблены. Для детей со спастической формой дизартрии этот момент является наиболее важным, так как у них преобладает ключичное поверхностное дыхание. Наиболее удобное положение приобретается, если ребенок сидит с опущенными плечами, опершись на невысокий край стола локтями, и всем весом опирается подбородком на тыльные стороны ладоней. При такой позе снижается возможность спастики мышечного тонуса в области лица и шеи, облегчается организация правильной работы дыхательных мышц.

   Тренируем плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например звука [т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения:

 «Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

«Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания. Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-ф-ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом — звуки [т-т-т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-с-с].

«Пауза». Логопед читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные звуки [па].

«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу логопеда. Или при меньших двигательных нарушениях можно использовать комплексы упражнений с движениями, например по временам года.

Зима

«Снег идет»

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

Снежки»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп! Повторить 3-4 раза.

Весна

«Ручеек журчит»

И.п.: о.с. 1-волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.

 «Капель стучит по крыше»

И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.

Лето

 «Загораем»

И.п.: о.с. 1-поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2-опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.

«Тянем руки к солнышку»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- вдох, поднимать руки вверх; 2- выдох, и.п.  Повторить 3-4 раза.

Осень

«Идем по лужам»

И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.

 «Осенний ветерок»

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.

     Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!

«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда.

                                                                                Феоктистова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание ...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ.

В своей практике  я часто сталкиваюсь с неправильным речевым дыханием у детей ( и особенно у детей с ОВЗ). Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие непосредственно речевого дыхания, которы...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР

Консультация для родителей. Воспитание правильного речевого дыхания у детей с ОНР...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи. Дыхание — одна из самых важных функций ор...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...