Главные вкладки

    «Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
    консультация на тему

    Рита Салаватовна Абдуллина

    Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.

    Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания  «Зоопарк»

    Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.

    Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

    Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

    Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:

    1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
    2. Не следует добиваться полного выдоха.
    3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
    4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
    5. Не ранее чем через 1,5 - 2 часа после еды.
    6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
    7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
    8. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
    9. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

    Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

    Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

    Полетность голоса - Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.

    Полетность речи - Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь - как ручеек.

    Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.

    Последовательность работы над постановкой речевого дыхания

    Первый этап:

    Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

    Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

    Примерные упражнения

    1. Вдох и выдох через нос.
    2. Вдох и выдох через рот.
    3. Вдох через нос, выдох через рот.
    4. Вдох через рот, выдох через нос.
    5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

    Второй этап:

    Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

    Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

    Примерные упражнения, требующие оборудования

    1. Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
    2. «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
    3. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
    4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
    5. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
    6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
    7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
    8. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
    9. Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.
    10. Ветряные игрушки – вертушки.
    11. Мыльные пузыри.
    12. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
    13. Духовые музыкальные инструменты.

    Примерные упражнения, не требующие оборудования

    1. «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
    2. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
    3. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
    4.  «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

    Динамическая дыхательная гимнастика

    1. Руки верх – вдох, руки вниз – выдох.
    2. «Насос».
    3. «Дровосек».

    Третий этап:

    Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

    Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

    Сначала гласные, потом согласные.

    Примерные упражнения

    1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

    «Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

    1. Длительное произнесение согласных звуков.

    «Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

    1. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

    Четвертый этап:

    Цель: Развитие речевого дыхания.

    Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

    Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

    Примерные упражнения

    1. «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
    2. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
    1.  «Скороговорки»

    «Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

    1. Поговорки.
    2. Загадки.

    Пятый этап:

    Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

    1. Пересказ сказок.
    2. Разучивание стихов.
    3. Пение.

    Пение.

    Это форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь.

    Пение оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания

    Работа над развитием дыхания во время пения:

    1. Педагог следит, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не по середине слова.
    2. Объяснения и показ взрослого.
    3. Пение по фразам цепочкой или по подгруппам.
    4. Показ фразы рукой, рисуем в воздухе дугу.
    5. Попевки с протяжной мелодией.
    6. Пение в умеренном темпе.

    Мастер класс по изготовлению игры «Зоопарк»

    - Педагогам предлагаются контуры фигурок животных (слоник, тюлень)

    -Переносится фигура на цветной картон и вырезается

    - Складываем пополам

    - Посередине прокладываем и приклеиваем трубочку от сока

    - Кончик трубочки разрезаем на несколько частей

    - Складываем фигурку животного и проклеиваем основание.

    - В разрезанную трубочку необходимо положить маленький шарик, подуть в трубочку. Шарик немного взлетит.

    Можно в наш зоопарк добавить и других животных.

    Играйте  с удовольствием!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

    Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

    Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

    Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

    Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Чей хвост?»

    Данная дидактическая игра способствует формированию  умения образовывать притяжательные прилагательные у детей старшего дошкольного возраста....

    Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"

    В методической разработке   рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....

    Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.

    Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"

    Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...