Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
консультация

Людмила Александровна Фокина

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а сам вдох становится короче и глубже. Для более продолжительного вдоха необходим и больший запас воздуха. Кроме того, для образования речи воздушная струя должна быть сильной и направленной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_razvitiyu_rechevogo_dyhaniya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие речевого дыхания

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а сам вдох становится короче и глубже. Для более продолжительного вдоха необходим и больший запас воздуха. Кроме того, для образования речи воздушная струя должна быть сильной и направленной.

Основная цель занятий – формирование правильного речевого дыхания.

Работу над дыханием рекомендуется проводить в три этапа:

  1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
  2. Дифференциация ротового и носового выдоха.
  3. Формирование речевого дыхания.

Правила проведения работы по формированию речевого дыхания

1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.

2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5–8 минут.

3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.

4. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

5. Не делать слишком большой вдох.

6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

9. Переход от одного этапа работы к другому осуществляется в том случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.

10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха.

С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркальце, чтобы осуществлялся визуальный контроль

Обучение ротовому выдоху с помощью приема «поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется

При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен.

Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами

Дифференциация ротового и носового выдохов

С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:

- формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований;

- формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований;

- формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим. Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3–5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5–6 минут.

Формирование плавного выдоха

1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом

2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю

3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос

4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

5.  Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование речевого дыхания

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала происходит распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки.

Специальные упражнения проводятся с применением слогов. Для этого используется прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество увеличивается. Затем навыки произнесения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Удлинение цепочки на один слог или слово зависит от тяжести речевого дефекта у ребенка (для уточнения степени тяжести речевого нарушения необходимо проконсультироваться с логопедом):

  • тяжелая степень речевого нарушения – новый слог или слово отрабатывается в течение недели;
  • средняя степень речевого нарушения – новый речевой материал изучается в течение трех дней;
  • легкая степень речевого нарушения – количество слогов и слов можно увеличивать ежедневно.

Все упражнения необходимо выполнять 3 раза в день по 5–8 минут.

1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

па, папа, папапа, папапапа;

ма, мама, мамама, мамамама;

ва, вава, вавава, вававава и др. согласные звуки;

папо, папопу, папопупы, папопупыпэ;

како, какоку, какокукы, какокукыкэ;

лало, лалолу, лалолулы, лалолулылэ

и др. согласные звуки;

папапопопупу, папапапопопопупупу;

гагагогогугу, гагагагогогогугугу;

нананононуну, нанананонононунуну

и др. согласные звуки;

пап, пап, пап;

тат, тат, тат;

дад, дад, дад и др. согласные звуки

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым (один, два, три, четыре, пять…); обратным

(…пять, четыре, три, два, один):

один, два; один, два, три; один, два, три, четыре; один, два, три, четыре, пять т.д.

3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия …

месяцев, времена года; понедельник; понедельник, вторник;

понедельник, вторник, среда и т.д.;

январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений.

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить, только потом можно переходить к тренировкам.

Вдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

1. Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова.  

2. Как только порция освоена, переходить на более длительный вдох (через четыре, пять, шесть слов и т.д.):

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки (вдох):

Один Егорка, два Егорки (вдох),

Три Егорки, четыре Егорки (вдох)и т.д.

Шли семеро стариков (вдох),

Говорили старики про горох (вдох),

Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох),

Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох),

Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох)

и т.д.

2.Наращивание слов в предложении.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Принесли письмо.

Принесли письмо для Светы.

Принесли письмо для соседки Светы.

Принесли письмо из Москвы для соседки Светы.

Я рисую рисунок.

Я рисую интересный рисунок.

Я акварелью рисую интересный рисунок.

Я карандашом и акварелью рисую интересный рисунок

Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ»...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...

Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями

С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти....