ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
календарно-тематическое планирование

Коняшкина Любовь Ивановна

Материал для преподавателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ                                                                                

                                                                                 Врио директора ГБПОУ РМ

«Зубово-Полянский педагогический

колледж»

______________________ Л.Л.Медведева

                               

                                                                                «___» ______________________ 2020 г.

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА

С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

для специальности  среднего профессионального образования

09.02.07 Информационные  системы и программирование

2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика с элементами математической логики»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1547; Профессионального стандарта Разработчик Web и мультимедийных приложений, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2017г. №44н; Примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, зарегистрированной в Федеральном реестре ПООП СПО 11.05.2017.

Организация-разработчик:  ГБПОУ РМ  «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Разработчик: Коняшкина Л.И., преподаватель физико-математических дисциплин и информационных технологий ГБПОУ РМ  «Зубово-Полянский педагогический колледж»

первой квалификационной категории

Рассмотрена на заседании  предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин и информатики

Протокол №_______от  «____» _______________2020 г.

Рекомендована Экспертным советом ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Заключение №___________  от «____»__________2020 г.

                                                 

Рассмотрена на заседании  предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин и информатики

Протокол №_______от  «____» _______________2021 г.

Рекомендована Экспертным советом ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Заключение №___________  от «____»__________2021 г.

                                                 

Рассмотрена на заседании  предметно-цикловой комиссии физико-математических дисциплин и информатики

Протокол №_______от  «____» _______________2022 г.

Рекомендована Экспертным советом ГБПОУ РМ «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Заключение №___________  от «____»__________2022 г.

                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  09.02.07 Информационные  системы и программирование.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебным  планом предусмотрено изучение дисциплины  «Дискретная математика с элементами математической логики» в цикле математических и естественнонаучных дисциплин.  

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

Умения

Знания

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.

Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.

Формулы алгебры высказываний.

Методы минимизации алгебраических преобразований.

Основы языка и алгебры предикатов.

Основные принципы теории множеств.

                           

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося     54  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36  часов;

самостоятельной работы обучающегося  18  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основы математической логики

10

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Введение

Содержание учебного материала

6

Дисциплина «Дискретная математика с элементами математической логики», её основные цели и задачи.

Тема 1.1.  Алгебра высказываний

Содержание учебного материала

Понятие высказывания. Основные логические операции.

Формулы логики. Таблица истинности и методика её построения.

Законы логики. Равносильные преобразования

Практические занятия

Определение значения истинности высказываний

Составление таблиц истинности для формул

Самостоятельная работа: решение задач по теме

Тема 1.2.  Булевы функции

Содержание учебного материала

4

Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ.

Операция двоичного сложения и её свойства. Канонический многочлен Жегалкина. Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста.

Практические занятия 

Приведение формул логики к ДНФ, КНФ.

Приведение формул к СДНФ и СКНФ.

Самостоятельная работа:  решение задач по теме

Раздел 2.  Элементы теории множеств

8

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 2.1. Основы теории множеств

Содержание учебного материала

8

Общие понятия теории множеств. Способы задания. Основные операции над множествами и их свойства.

Мощность множеств. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна. Декартово произведение множеств.  Отношения. Бинарные отношения и их свойства. Теория отображений. Алгебра подстановок.

Практические занятия

Множества и основные операции над ними.

Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна.

Самостоятельная работа: решение задач по теме

Раздел 3.  Логика предикатов

6

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 3.1. Предикаты

Содержание учебного материала

6

Понятие предиката. Логические операции над предикатами. Кванторы существования и общности. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

Практические занятия 

Логические операции над предикатами

Кванторные операции над предикатами

Самостоятельная работа: решение задач по теме

Раздел 4. Элементы теории графов

4

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 4.1. Основы теории графов

Содержание учебного материала

4

Основные понятия теории графов.

Виды графов: ориентированные и неориентированные графы. Способы задания графов. Матрицы смежности и инцидентности для графа. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Деревья.

Практические занятия 

Графы

Самостоятельная работа: изучить правила игры, придуманные Гамильтоном в XIX веке, задачу о коммивояжере - задачу математического программирования

Раздел 5. Элементы теории алгоритмов

6

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Тема 5.1.Элементы теории алгоритмов.

Содержание учебного материала

6

Основные определения. Машина Тьюринга.

Практические занятия 

Работа машины Тьюринга.

Самостоятельная работа: решение задач по теме

Промежуточная аттестация

2

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- интерактивный комплекс.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Спирина, М.С. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/  М.С. Спирина, П.А Спирин. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368 с.
  2. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. Сборник задач с алгоритмами решений. – М.: ОИЦ «Академия», 2016.

Дополнительные источники:

1. Гаврилов, Г.П. Задачи и упражнения по дискретной математике/ Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 416 с.

2. problems.ru: Набор задач по теории множеств и математической логике. -  http://problems.ru – 27.08.2018.

3. pgap.chat.ru: Лекции по дискретной математике. -  http://pgap.chat.ru/zap/zap26.htm#0 – 27.08.2018.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.
  • Формулы алгебры высказываний.
  • Методы минимизации алгебраических преобразований.
  • Основы языка и алгебры предикатов.
  • Основные принципы теории множеств.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

  • Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

•        Тестирование….

•        Контрольная работа ….

•        Самостоятельная работа.

•        Защита реферата….

•        Семинар

•        Защита курсовой работы (проекта)

•        Выполнение проекта;

•        Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

•        Оценка выполнения практического задания(работы)

•        Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией…

•        Решение ситуационной задачи….

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
  • Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачник "Элементы математической логики"

Подборка заданий по теме "Математическая логика"...

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Элементы математической логики

Курс «Элементы математической логики» предназначен для учащихся 9 класса. Этот курс призван повысить культуру мышления учащихся, подготовить их к сознательному и глубокому усвоению математических дисц...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по предмету учебного плана образовательного учреждения. Р...

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа "Элементы математической логики предназначена для специальности 230111 "Компьютерные сети" и расчитана на 96 часов аудиторной нагрузки...

Элективный курс "Элементы математической логики"

Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...